Статьи о перевозках

Часто задаваемые вопросы по обжалованию перегруза и негабарита

Вы получили постановление по делу об административном правонарушении по статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и решаете его обжаловать. Понимаете, что для решения проблемы лучше обратиться к профильному юристу, который знает, как и на каких основаниях обжаловать постановления так, чтобы отменить штраф. Но вопросы остаются, и на них хочется найти ответы. С этой целью — дать перевозчику понимание самых актуальных вопросов — написан этот материал. В нем собраны ответы на самые часто задаваемые вопросы по поводу обжалования штрафов за перегруз и негабарит. Статья написана в формате “вопрос — ответ” максимально сжато, где это возможно — без сложных юридических выражений, чтобы быть понятной максимально широкому кругу читателей.


Имейте в виду, что обращение к квалифицированному юристу повышает ваши шансы на успешное обжалование постановления. Юрист сможет дать вам индивидуальные советы и разработать стратегию обжалования, учитывая особенности вашего дела. Поэтому не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту, который поможет вам разобраться в сложных юридических нюансах и защитит ваши интересы эффективно.

Запрет заключать договор с клиентом экспедитора

Не очень часто, но бывает, что в договоры между экспедитором и перевозчиком включаются условия о запрете работать напрямую с непосредственным грузовладельцем. Санкции за такое нарушение могут включать как приостановку оплаты всех ранее выполненных перевозок, так и выплату неустойки в самом широком диапазоне — от стоимости перевозки до доли оборота за определенный период между экспедитором и грузовладельцем. Стоит ли относиться к таким пунктам договоров серьезно или это просто пугалка для впечатлительных? Разберем в статье последствия заключения таких договоров и рассмотрим две связанные с этой ситуацией правовые позиции.


Но прежде всего хотелось бы отметить, что те, кто включают в свои договоры такие условия, "забывают" о преимуществах здоровой конкуренции в сфере грузоперевозок:


  1. Повышение качества услуг: конкуренция стимулирует компании повышать уровень сервиса и качество услуг, чтобы привлечь клиентов и удержать свои позиции на рынке.
  2. Снижение цен: благодаря конкуренции, компании вынуждены оптимизировать свои расходы, что выгодно потребителям и создает предпосылки для возникновения широкого диапазона предложений.
  3. Инновации: конкуренция мотивирует компании искать новые методы и технологии перевозок, что может улучшать эффективность и снижать затраты.
  4. Увеличение выбора: конкуренция расширяет выбор потребителей, давая им большую возможность сравнивать услуги и тарифы, а также находить наиболее подходящие варианты.

Эти факторы способствуют повышению эффективности и динамичности индустрии грузоперевозок, что в конечном итоге приносит пользу как транспортным компаниям, так и их клиентам.


Запоздалые постановления о перегрузах и негабарите

Федеральным законом от 11.06.2022 г. № 161-ФЗ весогабаритный контроль с 01 января 2023 года был передан от ГИБДД к Ространснадзору. У Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта появился свой центр автоматизированной фотофиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП). Говоря проще — с начала 2023 года контроль за весогабаритными рамками перешел от МВД к Ространснадзору, именно его инспекторы были наделены правами и полномочиями по вынесению постановлений об административных правонарушениях по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.


В финансово-экономическом обосновании законопроекта № 63514-8 (позже принятого и ставшего вышеназванным федеральным законом) указано, что до 2024 года никаких дополнительных бюджетных ассигнований не предусматривается, а после они могут быть выделены “с учетом статистически подтвержденных затрат, параметров и результатов осуществления Ространснадзором правоприменительной практики”.

Порядок составления актов

Самый главный документ, который фиксирует наступление события или какой-либо факт, в соответствии со ст. 38 Устава автомобильного транспорта — это акт. Настоящая статья целиком посвящена этому документу, а также порядку и особенностям его составления.


Порядок составления актов и их содержание урегулированы разделом VII Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.

Перевозки грузов в Донбасс: риски и последствия

В связи с объявленным присоединением к Российской Федерации новых субъектов (Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей) возникла повышенная потребность в их снабжении, которое, в силу географических и экономических причин, производится автомобильным транспортом. У многих перевозчиков и экспедиторов возникают закономерные вопросы, касающиеся рисков, возникающих при доставке грузов (в статье речь идет исключительно о грузах гуманитарного характера) в эти регионы. Два самых часто встречающиеся вопроса — будет ли утрата груза в результате военных действий считаться форс-мажором и можно ли в договоре с заказчиком предусмотреть отказ последнего от ответственности перевозчика или экспедитора за сохранность груза. Разберем оба вопроса.

Взыскание расходов на юриста после отмены штрафа

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении, особенно, если речь идет о крупных штрафах, исчисляемых сотнями тысяч рублей, обычно обжалуется либо вышестоящему должностному лицу, либо в суд, как это предусмотрено статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Если привлеченное к ответственности лицо привлекает профессионального юриста, шансы на отмену постановления значительно возрастают. Но проблема в том, что услуги квалифицированного защитника (юриста) нередко обходятся в значительную сумму, которая, хоть и меньше величины ответственности, но все равно чувствительно бьет по карману, а если для отмены постановления требуется провести экспертные исследования, то расходы на защиту своих прав могут исчисляться сотнями тысяч рублей.

Заключение договора перевозки по электронной почте

Грузоперевозки — очень динамичная отрасль. Каждый перевозчик и экспедитор совершает сделки, не выходя из офиса или даже кабины своего грузового автомобиля — по электронной почте, через мессенджеры, а то и просто по телефону. Это быстро, не требует много усилий и, самое важное, стало стандартом отрасли.


Отрасль транспортных перевозок такова, что в большинстве случаев не может ждать долгого обсуждения условий договоров, встреч, проверки полномочий подписантов договоров, контрактов и заявок. Долгие переговоры, личные встречи, собственноручное подписание документов — все это характерно для ритейла, долгосрочных регулярных договоров, в строительстве и так далее.


Порядок заключения договоров и заявок на перевозку или экспедирование груза давно устоялся: стороны просто обмениваются скан-копиями (а лет десять-пятнадцать назад — факсами) подписанных договоров и заявок. Максимум на что обращает внимание сотрудник принимающей документ стороны — соответствие печати организации юридическому наименованию партнера. Крайне редко сверяются реквизиты организации (ИНН, ОГРН).

Правила перевозки грузов 2022 года

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2116 вносит очередные изменения в порядок оформления перевозочных документов. Ранее действовавший раздел VIII Правил перевозки грузов автомобильным транспортом утратил силу с 01 января 2022 года (подпункт 25 пункта 3 Постановления). С 01 марта 2022 года Правила перевозки грузов дополняется разделом IX “Порядок оформления или формирования транспортной накладной в части требований к ее заполнению”. Подготовлена новая форма транспортной накладной, в которой количество граф сократится с 17 до 12, но сведений нужно будет указывать (неожиданно) больше. Применять новую форму транспортной накладной следует с 01 марта 2022 года.


Внешний вид новой формы транспортной накладной приведен на изображениях ниже.


Применение электронных перевозочных документов регулируется статьей 18.1 Устава автомобильного транспорта. 10 января 2022 года вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы РФ от 09 декабря 2021 года № ЕД-7-26/1065@ “Об утверждении форматов электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда”. Этим приказом устанавливаются требования технического характера (формат, структура, наименование файла и прочее); он предназначен больше для операторов информационной системы электронных перевозочных документов, но некоторые моменты вызывают вопросы. К примеру, из содержания абзацев 3 и 5 пункта 2 приказа следует, что информация о, соответственно, приеме и сдаче груза подтверждается усиленной квалифицированной подписью перевозчика (не водителя), но погрузки нередко происходят в ночное время, следовательно, перевозчику придется либо организовывать ночные дежурства сотрудников, уполномоченных подписывать перевозочные документы, либо транспортное средство будет простаивать после погрузки до утра, пока не будет подписана транспортная накладная.

Уплата экспедитором НДС за полученную от клиента провозную плату

Изменение законодательства в сфере грузовых автомобильных перевозок (имея в виду Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200, установившего в качестве критерия статуса перевозчика наличие во владении транспортного средства и гражданско-правовых или трудовых отношений с водителем) повлекло изменение процесса взаимодействия экспедиторов и их клиентов. Налоговые инспекции начали следить за тем, чтобы экспедиторы не фигурировали в транспортных накладных в качестве перевозчиков, а расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль, были оформлены корректно. Спустя 11 месяцев после вступления в силу новых Правил перевозки грузов автомобильным транспортом многие крупные грузовладельцы стали работать “в белую” оформляя транспортные накладные в соответствии с требованиями законодательства — указывая в качестве грузоотправителя экспедитора, а в качестве перевозчика фактического эксплуатанта транспортного средства. В перспективе такое положение дел должно положительно сказаться на всей отрасли, например, уменьшить количество неоплат оказанных услуг перевозчикам.

Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации” внесло отнюдь не косметические изменения в сферу автомобильных грузоперевозок. По замыслу чиновников из Министерства транспорта и Федеральной налоговой службы нововведения позволят отслеживать движение денег при оплате транспортных услуг, а также уменьшат количество посредников-экспедиторов, участвующих в одной хозяйственной операции по перевозке груза.


Эта статья является продолжением предыдущей о новых правилах перевозки грузов, действующих с 2021 года. В материале будут разобраны вопросы, касающиеся заполнения транспортных накладных и нового формата взаимодействия всех сторон договора перевозки. По количеству комментариев к предыдущей статье понятно, что эти вопросы очень волнуют читателей, потому что никто не хочет попасть под санкции государственных контролирующих органов.


К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина. Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.

Обжалование постановлений по ст. 12.21.1 КоАП РФ

На сайте размещено огромное количество статей и материалов, касающихся различных ситуаций, с которыми сталкиваются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. К сожалению, не все ситуации можно решить путем переговоров или деловой переписки, часть из них требует разрешения в суде. Профессиональный юрист по грузоперевозкам готов оказать квалифицированную помощь, в том числе и по обжалованию постановлений о перегрузе или негабарите.