Перевозка опасных грузов по двойным документам

Можно ли перевозить опасный груз по двойным документамСтремление грузовладельца сэкономить может приобретать весьма причудливые формы. Точно нельзя сказать кто первый придумал перевозить опасные грузы по двойным документам — грузовладелец или перевозчик, но можно с уверенностью сказать о том, что в настоящее время такой способ перевозки опасных грузов в России весьма распространён.


Суть перевозки опасного груза по двойным документам состоит в следующем: грузоотправитель выписывает два комплекта документов на груз — первый настоящий, с указанием наименования и класса опасности перевозимого груза, и второй комплект, предназначенный для предъявления его по требованию сотрудника полиции, если транспортное средство будет остановлено.


Распространённое мнение (в основном бытующее среди диспетчеров) о том, что сотрудник полиции не будет осматривать груз, если кузов грузового автомобиля опломбирован, не имеет ничего общего с реальностью. Порядок осмотра и досмотра автомобиля и перевозимого груза, в том числе и опломбированного, подробно описан в пунктах 149-164 Приказа №185 МВД РФ от 02.03.2009 года. Сотрудник полиции имеет право вскрывать опломбированный кузов автомобиля с грузом, находящийся в том числе под таможенным контролем, используя размытую формулировку ст. 2.7 КоАП РФ “Крайняя необходимость”.


Если говорить проще, то для инспектора ГИБДД нет разницы — есть пломба или нет. Процессуальные формальности в обоих случаях не сильно различаются.


Кто рискует.


Разберём кто несёт все риски в сложившейся схеме, по которой выполняются большинство грузовых автоперевозок. Количество диспетчеров в данном случае не играет никакой роли.


Грузоотправитель. Основанием для привлечения его к ответственности служит отсутствие в транспортной накладной особых отметок или искажение им реальных свойств груза (п. 3 ст. 35 УАТиГНЭТ). Именно поэтому комплект документов делается двойным и водитель подписывает оба комплекта, по одному экземпляру которых остаётся у грузоотправителя; таким образом у него появляется письменное доказательство того, что вся информация о наличии у перевозимого груза класса опасности была доведена до перевозчика. Если предположить, что комплект документов один, то перевозчику предстоит доказывать, что он не мог знать о том, что принимаемый им к перевозке груз опасный (на грузе должны отсутствовать знаки опасности, как то череп со скрещёнными костями, знаки “взрывоопасно”, “огнеопасно” и другие подобные обозначения), персонал, производящий погрузку, не был одет в защитные костюмы и т. д. Вывод — грузоотправитель чаще всего остаётся как бы непричастным к тому, что опасный груз перевозится транспортом без необходимых разрешений.


Диспетчер. Указание его в 10-ой графе транспортной накладной не будет являться основанием для привлечения его к ответственности, так как штрафы будут направляться тому, кому принадлежит транспортное средство на правах собственности или аренды. Такой вот парадокс — оплату за перевозку посредник получать может, а нести ответственность нет.


Перевозчик. Перевозить опасные грузы можно только в специализированных транспортных средствах, управлять которыми должны специально подготовленные или прошедшие инструктаж водители. Кроме того, запрещается перевозить одновременно с опасным грузом другие грузы. Таким образом, при наличии доказательств того, что перевозчик осознанно вёз опасный груз не имея соответствующего разрешения, ему будет грозить административная ответственность, предусмотренная ст. 12.21.2 КоАП РФ.


Кодекс РФ об административных правонарушениях, глава 12, статья 12.21.2


1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, -


влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.


2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -


влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.


Помимо штрафа, в соответствии со ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ, транспортное средство, перевозящее опасный груз без соответствующего разрешения, помещается на специализированную стоянку. Особо следует отметить, что погрузка и разгрузка опасных грузов должна происходить на специально оборудованных площадках, к которым стоянка задержанного транспорта не относится, поэтому транспортное средство перевозчика будет находиться на ней до тех пор, пока не будут устранены препятствия для продолжения движения автомобиля — за руль сядет водитель, имеющий разрешение перевозить опасные грузы, и автомобиль будет оборудован в соответствии с требованиями законодательства.


Общие выводы.


Если перевозчику предлагают отвезти опасный груз по двойным документам это означает только одно — грузовладелец хочет сэкономить за счёт перевозчика, ничем при этом не рискуя. Диспетчер также не подвергается никакому риску. Все негативные последствия в случае обнаружения подлога коснутся только перевозчика.


Следует определить для себя — готовы ли Вы оплатить штраф в несколько сот тысяч рублей и отдать весьма внушительную сумму за помещение автомобиля на специализированную стоянку, или предпочтёте не рисковать ради увеличенной на несколько тысяч рублей ставки за перевозку.


Извлечение из Приказа Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г. № 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом"


п. 2.9.5. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка-разгрузка не более одного транспортного средства.


п. 4.1.1 Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование) транспортных средств, используемых в народном хозяйстве.


п. 5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.


п. 5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации № 372 от 23 апреля 1994 г.).


п. 5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

  • лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой "Перевозка ОГ";

  • путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" № опасного груза по списку ООН;

  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (приложение 7.12);

  • аварийную карточку системы информации об опасности (приложение 7.5);

  • товарно-транспортную накладную;

  • адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

п. 5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.