Экспедитор или перевозчик?

Гражданский кодекс РФ предусматривает 3 вида деятельности, связанных с перевозкой грузов: собственно перевозку грузов (глава 40 ГК РФ), фрахтование и транспортную экспедицию (глава 41 ГК РФ). И та, и другая, и третья деятельность имеют своей конечной целью достижение одного конечного результата - вручение товарно-материальных ценностей конечному получателю.


Перевозка грузов предельно ясно и полно описана в главе 40 Гражданского кодекса, Уставе автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта, Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом. Законодательство в сфере грузоперевозок максимально чётко и ясно описывает отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком.


Фрахтование транспортных средств - это аренда фрахтователем склада на колёсах.


Значительно более широко трактуется транспортная экспедиция. Фактически, под транспортной экспедицией можно понимать всё, что способствует выполнению перемещения материальных ценностей из одной точки в другую (или в несколько). Это, с одной стороны, позволяет сторонам договора транспортной экспедиции в полной мере пользоваться предоставляемой им статьёй 421 ГК РФ свободой договора. С другой стороны, это открывает легальные лазейки для многочисленных посредников и лже-экспедиторов, которые выдают себя за них.


Стоит отметить, что ответственность экспедитора перед клиентом значительно выше, чем ответственность перевозчика перед грузоотправителем и грузополучателем. Экспедитор, действующий в полном соответствии с действующим законодательством, по умолчанию не имеет права удерживать переданный ему груз (только в том случае, если в договоре транспортной экспедиции такая возможность прямо предусмотрена), обязан возмещать помимо причинённого реального ущерба упущенную выгоду и так далее.


Являются ли многочисленные посредники экспедиторами, как они любят себя именовать в своих бумажках? Довольно спорный вопрос, который в конечном итоге упирается в Приказ Министерства транспорта от 11 февраля 2008 года № 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов". Именно в нём перечисляются те сведения, которые должны содержаться в экспедиторской расписке, поручению экспедитору и складской расписке. Если буквально следовать букве закона, то нет, агенты-табуретки не могут быть экспедиторами. Если же игнорировать этот Приказ в силу очевидных бессмысленностей в его содержании (например, в нём указан даже размер шрифта, которым набираются бланки поручения экспедитору и экспедиторской расписки), то посредники могут именоваться экспедиторами, если в своих заявках и договорах будут присутствовать формальные признаки договора транспортной экспедиции.

Нет комментариев
Добавить комментарий