Заявка - документ или бумажка?

Договор“Заявка”, “договор-заявка” — это документ или всё-таки простая бумажка, которая особой роли для перевозчика не играет? Давайте попробуем разобраться. Сразу оговоримся — речь идёт о заявках и договор-заявках между посредником и перевозчиком. Заявки между грузовладельцем и перевозчиком регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами (гл. 40 или гл. 41 ГК РФ).


Форма подписания обеими сторонами заявки: по электронной почте или по факсу (последнее реже). При такой форме подписания заявки нет возможности удостовериться в том, что её подписывает уполномоченное лицо. И перевозчик, и посредник всегда могут заявить, что лицо, подписавшее заявку, не имело право этого делать. Разумеется, можно потребовать доверенность организации на право подписи конкретного сотрудника, но где гарантия, что подпись директора в доверенности будет настоящей? Помните - почерковедческая экспертиза (экспертиза подписи) проводится при предоставлении подлинника оспариваемого документа. Проведение экспертизы по копии проводится крайне редко, а выводы такой экспертизы в суде могут быть признанными не имеющими законную силу. Однако же, если любая из сторон фактически приступила к исполнению обязательств по заявке, в этом случае “отвертеться” от согласия с ней практически невозможно.

ВЫВОД: подписание документов путём последовательной отправки друг другу картинок по электронной почте или факсу оспоримо! Реальную гарантию может дать только электронно-цифровая подпись!


Содержание заявки: заявка и те отношения, права и обязанности, которые возникают у посредника и перевозчика после подписания, не регламентированы российскими нормативно-правовыми актами, однако, и не запрещены. Подписывая это соглашение, которое в большинстве случаев содержит в себе существенные условия его выполнения, стороны соглашаются эти условия выполнить. Если перефразировать, то заявка между посредником и перевозчиком имеет цель переместить некие товарно-материальные ценности в пространстве и времени. Российское законодательство для этого предусматривает 3 договорные конструкции: договор перевозки, договор фрахтования и договор транспортной экспедиции. Заявка не соответствует ни одной из этих конструкций, однако, Гражданским кодексом устанавливается возможность заключения смешанных договоров, поэтому суды признают законную силу заявки как документа, закрепляющего волю сторон. Также в России признана свобода договора; это означает, что организации и граждане вправе заключать любые договоры, лишь бы они не противоречили действующему законодательству. Договор-заявки и договоры, подписываемые перевозчиками и посредниками, чаще всего прямо законодательству не противоречат, а если и противоречат, то частично (это касается штрафов за невыход водителя на связь и других подобных условий).

ВЫВОД: заявка с посредником чаще всего соответствует требованиям закона, поэтому она признаётся судом как результат изъявления воли сторон, её подписавшей. Проще говоря: если перевозчик знал что заявка незаконна, зачем подписывал и исполнял свои обязательства по ней? Арбитраж может признать недействительность некоторых положений заявки и договора, которые прямо противоречат законодательству.


Какой можно сделать общий вывод? К сожалению, неутешительный. Суды чаще всего воспринимают заявку как документ, имеющий юридическую силу, полностью соответствующий требованиям действующего законодательства. Именно поэтому для перевозчиков существует один способ добиться справедливого отношения к себе — объединяться, создавать ассоциации и консорциумы. В этом случае перевозчики смогут сами устанавливать правила, по которым они будут осуществлять перевозки грузов. Пока же перевозчики будут разрознены, правила игры будут устанавливать грузовладельцы (не посредники — они лишь транслируют волю грузовладельцев, соглашаясь с ними абсолютно во всём).

Комментарии
Добавить комментарий
ГрузКонсалт
ГрузКонсалт
Наталья, если отвечать коротко, то без заключённого договора у сторон нет ответственности. Можете оставить "петицию" без внимания.
комментировать
Наталья
Наталья
Извините за назойливость, а если не коротко.Устные сделки выполняются между юридическими лицами и гражданами, если осуществляются при своем совершении по ст. 159 п. 2. Это значит, что действия сторон происходят в одном и том же месте и в одно и тоже время. Любой иной договор между юридическими лицами должен быть письменным, согласно ст.161 ГК. В данном случае не получается применить устную форму сделки в качестве законной формы. Или я неправа? Подскажите, пожалуйста
Татьяна
Татьяна
5. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. НО, если таковая заявка отсутствует, то действует правило пункта 1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. И тут уже неважно с кем заключена заявка, напрямую с грузоотправителем или все же через посредника! К тому же судебная практика показывает нам что суды признают юр силу заявок таких. И что наше зак-во несовершенно в этом вопросе никто не отрицает. но утверждать Игорь что она теряет юр силу к сожалению вы не можете, судебная практика показывает иное
комментировать
Елена
Елена
предложите альтернативный вариант договорам и заявкам? очень интересно узнать
комментировать
Игорь
Игорь
Как мне сломать сложившийся стереотип что заявка это есть предварительный договор перевозки и он подтверждается в момент передачи имущества-подписании ТрН. В этом случае нет необходимости изучать подпись, нужно установить кто именно прислал заявку и согласно п.5 ст.8 УАТиГНЭТ это должен быть грузоотправитель и никто другой. Если заявка не от лица указанного в графе 1 ТрН то в момент подписания она полностью теряет свою юридическую силу. Как с этим быть?
комментировать
Наталья
Наталья
Ситуация в следующем; по телефону заказчик попросил перевести груз насыпью, машины перевозчика как раз были не далеко от места загрузки и груз можно было бы забрать.Т.к. во время телефонного разговора сам ИП был за рулем, то обсудить все существенные условия сделки (срок подачи машин, форма и сроки оплаты и т.д.)не мог, но попросил все-таки, для заключения договора перевозки , данные на машины и водителей скинуть по эл.почте Заказчику.Что и было сделано работником ИП с припиской ждем договор-заявку на перевозку.В течении рабочего дня ИП-перевозчик договор на эл.почту не получил ,дозвониться заказчику не мог, но по смс от Заказчика пришел адрес погрузки. Надеясь получить договор утром, ИП остановил машины недалеко от пункта погрузки . С утра заказчику не дозвонились, договор не получили.И машины ушли под другую погрузку.А через некоторое время очнулся заказчик и составил петицию, что ИП сорвал ему загрузку и все убытки и штрафы будут пере выставлены на него. Надо ли что-то отвечать на эту петицию?