Кем на самом деле являются посредники с громкими названиями?

"Большой автопарк”, “100%-ая ответственность за груз”, “Мы работаем с 19** года”, “Наши опытные менеджеры”, “Компания накопила значительный опыт”, “Полный комплекс логистических услуг”... Такие хвалебные оды самим себе грузовладелец встречает на сайте каждой второй транспортной компании, после чего звонит и заказывает перевозку груза в такой надёжной и классной транспортной компании с громким названием, но с полным отсутствием активов, транспортных средств. В наличии у такой компании:

  • стол;

  • стул;

  • факс;

  • компьютер с принтером и сканером;

  • уставный капитал 10000 рублей.

Состав сотрудников разнится от фирмы к фирме, но в основном это:

  • директор или генеральный директор;

  • начальник отдела логистики;

  • менеджеры;

  • бухгалтер.

В особо запущенных случаях в фирме наличествуют коммерческий директор, директор по безопасности и прочие подвиды директоров.


Как видим, типичная транспортная компания с громким именем и ворохом обещаний не перевозит грузы, а оказывает информационные услуги по подбору автотранспорта. Как следует из статьи 2 УАТиГНЭТ, перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу. То есть, если посредник в договоре примет на себя такую обязанность, то он обязан её исполнить.


Другой вариант — когда посредник именует себя экспедитором и заключает с клиентом договор транспортной экспедиции. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ при приеме груза. Пункт 7 Постановления Правительства от 8 сентября 2006 года “Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности” гласит: “Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции”. Как часто посредники выдают экспедиторскую расписку своему клиенту? Ответ очевиден.


Продолжим рассказ о транспортной экспедиции. Согласно пункту 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, экспедиторская расписка предоставляет экспедитору право владения грузом до момента окончания перевозки. Из этого следует, что именно экспедитор на основании полученного права владения обязан выдать перевозчику транспортную накладную, в которой грузоотправителем будет значиться экспедитор. Часто ли посредники выписывают транспортную накладную перевозчикам? Ответ на этот вопрос ещё более очевиден, чем на предыдущий.


Какие гарантии получает грузовладелец, связываясь с такой компанией? От ДТП и мошенников никто не застрахован, поэтому важно знать, что если с грузом что-то случится, то перевозчик, согласно действующего законодательства, выплатит всё до копейки за повреждённый или недовезённый груз. Очевидно, что вся ответственность посредника ограничивается уставным капиталом (10 тысяч рублей в большинстве случаев) и дебиторской задолженностью, наработанной до возникновения надобности в возмещении ущерба. Никакой суд, даже с последующей процедурой банкротства, не помогут грузовладельцу получить с посредника ущерб — получать просто нечего.


Представьте ситуацию: на погрузке сотрудники грузоотправителя требуют у водителя предъявить путевой лист и удостоверение личности в соответствии с пунктом 1 статьи 10 УАТиГНЭТ. Обнаруживается, что путевой лист выдал не тот, с кем у грузовладельца заключен договор, а некая третья организация. Как было сказано выше, перевозчик — это тот, кто взялся перевезти груз и вручить его получателю, но вдруг оказывается, что взялся перевезти груз один, а фактически перевозить его будет другой, то есть посредник не исполнил свою функцию перевозчика и расторг договор в одностороннем порядке, в связи с чем грузовладелец имеет право потребовать от псевдо-перевозчика оплатить штраф за невывоз груза. Аналогично перевозчик может потребовать от посредника штраф за срыв погрузки. Однако, следует понимать, что часто посредники отправляют грузоотправителю доверенность на водителя, которая переворачивает ситуацию с ног на голову, превращая эту ситуацию в полностью легальную.


Общий вывод: не надо верить всем обещаниям, которыми пестрят сайты посредников. Грузовладельцы, требуйте у тех, с кем вы заключаете договоры, либо подтверждение их статуса перевозчика, либо заключайте два договора — договор на оказание информационных услуг с посредником и договор перевозки с реальным перевозчиком. Это убережёт вас от необходимости доказывать в суде массу обстоятельств дела.


Юрист по грузоперевозкам проводит договорную работу и поможет составить нужный вам договор, соответствующий требованиям законодательства.

Комментарии
Добавить комментарий
Михаил
Михаил
Цитируя определение "перевозчик" из статьи Устава, автор делает однозначный вывод о том, что перевозчиком может считаться только то лицо, которое исключительно собственными силами обязалось переместить груз. Однако при внимательном прочтении нормы этого не следует. Не следует этого равным образом и из общих условий перевозки, закрепленных в гражданском законодательстве. Более того, общим правилом гражданского оборота является то, что обязанность по исполнению обязательства может быть возложена должником на третье лицо.
Еще дореволюционные цивилисты исходили из того, что "Перевозчик, как и подрядчик, но еще в большей мере, пользуется правом передавать исполнение перевозки не только своим служащим или рабочим, но и посторонним самостоятельным перевозчикам" (см. комментарий к статье 463 Проекта ГУ).
В современной системе Российского гражданского права ничего кардинальным образом не поменялось.
Перевозчик - понятие сугубо юридическое - сторона договора перевозки.
комментировать
Алексей
Алексей
По тексту автора этого творчества:
"Другой вариант - когда посредник именует себя экспедитором и заключает с клиентом договор транспортной экспедиции. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ при приеме груза. Пункт 7 Постановления Правительства от 8 сентября 2006 года “Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности” гласит: “Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции”. Как часто посредники выдают экспедиторскую расписку своему клиенту? Ответ очевиден"
Автор ставит ровно между экспедитором и посредник" Браво! Только человек, далекий от транспортной экспедиции может ставить в одном абзаце такое. Вы научитесь товарищ автор отличать экспедитора от посредника. Данный автор пытается себя позиционировать как юрист, однако вызывает недоумение
комментировать