Мошенничество в грузоперевозках — кражи грузов, неоплаты, фиктивные перевозки

Мошенничество в грузовых автомобильных перевозкахМошенники всегда пытаются найти новые способы обмануть законопослушных граждан и организации. Зачастую не важно, сколько средств и усилий вкладывается в организацию системы защиты от мошенничества; решающую роль играет, если можно так выразиться, экономическая обоснованность  аферы. В соревновании меча и щита часто победа всё-таки достаётся мечу. Меры по предотвращению мошеннических действий совершенствуются, но и аферисты не стоят на месте.


Применительно к грузоперевозкам можно выделить несколько основных “направлений” или “отраслей” мошенничества.


Пропажа (кража) груза.


Очень распространённый вид мошенничества в грузоперевозках. Для осуществления кражи (хищения) груза мошенникам зачастую не надо совершать никаких сложных действий, например, подделывать государственные регистрационные номера транспортных средств или “перебивать” VIN-код. Учитывая слабый уровень подготовки сотрудников и руководителей диспетчерских компаний, через которые осуществляется большое количество перевозок грузов, их желание получить как можно больше денег за свои услуги по поиску транспорта, а также фактическое отсутствие ответственности за украденный груз, становится понятно, что грузовладельцы никак не защищены от профессиональных мошенников.


Ложную уверенность может дать наличие у посредника так называемой “службы безопасности”, которая выполняет проверку перевозчиков, транспортных средств и водителей. К сожалению, все проверки, которые выполняются подобными структурами, не могут дать гарантии того, что груз не будет украден, по ряду различных причин. Вероятно, не следует пояснять, что расходы на безопасность напрямую влияют на её уровень и не могут превышать размеров прибыли. Поиск в интернете стоимости услуг профессиональных детективных агентств даст понимание, сколько должна стоить проверка безопасности организации-перевозчика, которая обеспечивает более-менее приемлемые гарантии.


Если вы являетесь грузовладельцем или экспедитором и у вас украли груз, следует незамедлительно обратиться к транспортному юристу для получения квалифицированной консультации. Необходимо понимать, что ваша задача не состоит в том, чтобы поймать и наказать преступников — этим должны заниматься компетентные органы, а ваша задача минимизировать свои убытки, причинённые кражей груза. Для этого необходимо определить перечень мероприятий по защите ваших имущественных интересов, составить необходимые уведомления и документы, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении груза.


При обращении в полицию следует учитывать, что даже если вы не являетесь титульным владельцем груза, ваше заявление будет служить основанием для возбуждения уголовного дела.


Неоплата перевозки.


Основной причиной неоплаты выполненных перевозок служит патологическое нежелание перевозчиков отстаивать свои права в судах. Те перевозчики, которые решаются обратиться к юристу для представления их интересов в суде, часто сталкиваются с проблемой, вызванной сложившимся стереотипом поведения перевозчика, при котором считается, что требовать от диспетчера предоставления документов, подтверждающих его платёжеспособность, наличие у лица, подписывающего документы, соответствующих полномочий, ему нельзя.


Последствия неоплаты выполненной перевозки для перевозчика и диспетчера сильно разнятся. Если диспетчер просто недополучает прибыль, на которую рассчитывал, то перевозчик, помимо недополученного дохода, несёт прямые убытки, связанные с необходимостью покупки топлива, выплаты заработной платы водителю, амортизацией и другими статьями расходов.


Наиболее кардинальным методом защиты перевозчиков от неоплаты является полный отказ перевозить грузы с отсрочкой платежа. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд невозможность, это вполне осуществимая мера. Сложившаяся практика, при которой перевозчик везёт груз, затрачивая на перевозку чужого груза свои деньги, после чего ждёт и выпрашивает честно заработанное, абсолютно нелогична. Создание ассоциаций и объединений перевозчиков поможет уменьшить количество неоплат или искоренить их.


Взыскать оплату за выполненные перевозки, при наличии необходимых документов, обычно не вызывает сложностей, намного сложнее получить с должника свои деньги. Дело в том, что большинство диспетчеров, которые должны оплачивать перевозчику оказанные услуги, имеют организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, размер ответственности которого ограничивается уставным капиталом и принадлежащим им имуществом (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Цена всего имущества таких организаций зачастую меньше, чем стоимость перевозки.


К сожалению, среди перевозчиков бытует заблуждение о том, что при массовой неоплате перевозок можно обратиться в полицию или прокуратуру для возбуждения в отношении должника уголовного дела по ст. 159 "Мошенничество" Уголовного кодекса РФ. Обратиться, безусловно, можно, но пока в действиях должника не будет усматриваться преступный умысел (заключить договоры на оказание услуг, получить деньги за их исполнение и присвоить их себе), уголовное дело возбуждено не будет. Кредиторам (перевозчикам) будет предложено обратиться в суд для взыскания провозной платы за выполненные перевозки. Обращение в полицию будет целесообразно после признания должника (диспетчера) банкротом - в этом случае арбитражный управляющий сможет проанализировать произведённые ранее банковские операции и установить лицо (или группу лиц), которые присваивали себе деньги, предназначавшиеся для перевозчиков.


При неоплате выполненной перевозки оптимальным способом получения своих денег является обращение к квалифицированному юристу, который профессионально занимается взысканием провозной платы и разбирается во всех тонкостях таких исков. Важно не затягивать с подачей искового заявления в суд, так как при наличии движения денежных средств по счетам организации шансы получить свои заработанные деньги за перевозки возрастают в разы.


Двойная оплата перевозки.


Противоположность неоплаты перевозки. Самый распространенный способ получить ненужную головную боль — откликнуться на просьбу перевозчика оплатить перевозку на карту, несмотря на то что в заявке предусмотрена оплата на расчетный счет. Мошенники ловко пользуются методами социальной инженерии, тонко играя на присущих нормальному человеку чувствах — сострадании, жалости, желании помочь.


Типичная просьба оплатить перевозку на карту выглядит как электронное письмо с текстом наподобие “Просим оплатить выполненную перевозку на карту № ****. Водитель стоит на трассе, хотим передать ему запчасть”. Если вы переведете деньги со своей карты на карту, указанную в письме, вскоре можете получить счет на оплату с требованием оплатить услуги.


Некоторые (хочется верить, что это добросовестные перевозчики у которых оказался скомпрометирован электронный почтовый ящик) доводят взыскание долга до суда и часто его выигрывают. Логика здесь простая: оплата некоей суммы с карты Ивана Ивановича на карту Петра Петровича никак не доказывает факт оплаты заказанной ООО “Лютик” у ООО “Ромашка” (названия условные) транспортной услуги. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 312 Гражданского кодекса РФ, должник вправе потребовать от кредитора подтверждения полномочий лица, которому производится исполнение обязательства. Если такое требование не было предъявлено, то должник действует на свой риск, исполняя обязательство неустановленному третьему лицу.


Мошенником может быть как тот, с кем вы заключили договор, так и неизвестная никому личность, взломавшая почту вашего партнера. Будьте бдительны, регулярно проверяйте историю входов в свой почтовый аккаунт, обязательно включайте двойную авторизацию для входа в почтовый ящик — это не позволит мошенникам взломать ваш почтовый ящик и использовать его в своих целях.


Фиктивная (бумажная) перевозка.


Чтобы получить оплату за перевозку необходимо доказать факт ее выполнения. Подтверждением, согласно ч. 2 ст. 785 ГК РФ, является транспортная накладная. Зная это, мошенники организовали нехитрую схему из 4 шагов:


  • экспедитору звонит заказчик и просит организовать доставку груза;
  • после появления груза на профильных интернет-ресурсах экспедитору звонит перевозчик, которого заинтересовало это предложение;
  • заключается договор, перевозчик “везет груз”;
  • перевозчик присылает экспедитору транспортную накладную и счет, требует оплату.


Соль этой схемы в том, что перевозка фактически не выполняется. Мошенник (который и “заказчик”, и “перевозчик”) рисует два документа — заявку на перевозку и транспортную накладную и на их основании требует деньги. Часто, руководствуясь принципом “курочка по зернышку клюет”, ставка за перевозку устанавливается весьма скромная — 10-20 тысяч рублей. Соотнеся потенциальный вред репутации экспедитора на профильных интернет-ресурсах и размер “долга” экспедиторы предпочитают не ввязываться в долгие разбирательства, а просто платят эту сумму.


Фиктивная утрата груза.


Аналогично “бумажной” перевозке груза, с той лишь разницей, что мошенники составляют акт об утрате груза и требуют от экспедитора возместить ущерб. Что характерно, таким грешат и вполне добросовестные экспедиторы. Несколько раз мне звонили для получения консультаций о пропаже груза, а когда груз все-таки обнаруживался целым и невредимым, спрашивали можно ли как-то оформить утрату груза (если вы хотели сделать что-то подобное — стыд вам и позор).


В суды мошенники-бумагоделы обычно предпочитают не обращаться — при наличии у экспедитора грамотного юриста шансы доказать факт выполнения перевозки и утраты груза минимальны.


Исчезновение перевозчика с предоплатой.


Несмотря на то, что большинство грузоперевозок выполняются с отсрочкой оплаты, некоторые поездки оплачиваются грузовладельцем или экспедитором полностью или частично авансом, особенно это касается перевозок на дальние расстояния или поездок по цене ощутимо ниже сложившейся на рынке грузоперевозок в данный период времени. Перевозчик или диспетчер, выдающий себя за перевозчика для грузовладельца или экспедитора, получает предоплату и исчезает, груз остаётся у грузоотправителя, а “перевозчик” перестаёт отвечать на звонки.


В большинстве случаев такой неприятности можно избежать, руководствуясь следующими несложными правилами:

  • не доверять перевозку груза с предоплатой незнакомым перевозчикам или диспетчерам;
  • в идеале работать по предоплате с реальным перевозчиком, с которым имеется подписанный договор в подлиннике, в отношении которого известны все сведения, которые могут понадобиться для обращения в суд при возникновении непредвиденных обстоятельств;
  • производить предоплату после загрузки транспортного средства;

Также можно обезопасить себя с помощью сервиса безопасных сделок.


Если всё-таки перевозчик или диспетчер пропал после получения предоплаты, следует проанализировать ситуацию, оценить шансы на возврат неосновательного обогащения, после чего принять решение относительно целесообразности взыскания перечисленной предоплаты за невыполненную перевозку.


Защита от мошенничества в грузоперевозках.


Защита от любого мошенничества должна быть комплексной. Грузоперевозки, как сфера предпринимательской деятельности, не является исключением. Чтобы защититься от мошенников, специализирующихся на грузовых автоперевозках, следует внимательно относиться с заключаемым договорам, тщательно проверять своих контрагентов, запрашивать у них хотя бы минимально необходимый комплект документов, следить за безопасностью электронных почтовых ящиков.

Комментарии
Добавить комментарий
Наталья
Наталья
“Перебивать” VIN-код на грузовом автомобиле, большегрузном тягаче - во-первых практически невозможно, и для чего? - для того, чтобы сделать одну кражу и засветиться - не соглашусь тут с вами. Это не легковая машина, где это часто практикуется. Грузоотправитель часто сам виноват в кражах груза. Не смотрит при погрузке ни в документы водителя, ни транспорт не проверяет. Есть случаи, когда водитель пишет на погрузке расписку, подписывает кучу транспортных документов, а подпись в паспорте не совпадает. Приезжает на погрузку белая Вольво, а по документам белый Рено, и грузят, номера же совпадают...Просто проявляют халатность, не берегут свой руз изначально, а потом всё вешают на экспедитора, которому прислали нормальные сканы документов. Просто на погрузку приехал не тот водитель и не тот транспорт. Возьмите себе на заметку, так тоже бывает и не редко..
комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Наталья. Я с вами согласен целиком и полностью. Регулярно сталкиваюсь с отсутствием подписанных водителем транспортных накладных. Казалось бы, что сложного в том, чтобы дать водителю подписать три накладные (две водителю, одну оставить на погрузке)? Ан нет, видимо, сложности есть.