Виды договоров в грузовых автомобильных перевозках

Договоры в грузоперевозках автомобильным транспортомОтмена существовавшей в СССР плановой системы и провозглашение свободной рыночной экономики ознаменовали грандиозные перемены в экономической жизни страны. Договор наконец стал тем, чем он должен быть на самом деле — соглашением двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей


Стороны договора получили реальное право устанавливать и изменять условия договоров, а также расторгать их. Принятый Государственной Думой России 21 октября 1994 года Гражданский Кодекс основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.


Содержание:


  1. Форма заключения договора.
  2. Договор перевозки.
  3. Договор фрахтования.
  4. Договор транспортной экспедиции.
  5. Смешанный непоименованный договор.


В грузовых автоперевозках применяются различные договорные конструкции, основанные на трёх видах поименованных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом: договор перевозки, договор фрахтования и договор транспортной экспедиции. В чистом виде эти договоры встречаются очень редко, чаще применяются смешанные непоименованные договоры.


Каждый договор характеризуется субъектным составом (сторонами договора), предметом договора (собственно, о чём стороны договорились) и его условиями. Договор считается заключённым тогда, когда стороны пришли к согласию по всем существенным условиям договора. К существенным условиям, в соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ, относятся:

  • предмет договора;
  • установленные законом или иными правовыми актами условия, определённые как существенные;
  • все условия, по которым по заявлению каждой из сторон договора должно быть достигнуто согласие.

Акцепт (принятие) условий договора должен быть полным и безоговорочным. Это означает, что подписав договор, стороны соглашаются исполнить его целиком и полностью.


Форма заключения договора.


Сделки между организациями должны совершаться с соблюдением простой письменной формы. Под простой письменной формой сделки подразумевается составление сторонами документа, выражающего содержание сделки, и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку. Документ может быть также подписан уполномоченными на то сторонами лицами.


Часто возникает вопрос относительно того, можно ли заключить договор на перевозку груза и договор транспортной экспедиции по электронной почте или по факсу. Пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса РФ разрешает использовать такую письменную форму договора при условии, что электронный документ будет передан посредством каналов связей, позволяющих достоверно установить, что он исходит от стороны по договору. Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" электронному документу, передаваемому по каналам связи, дано следующее определение — это информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.


В большинстве случаев, признаком, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, является подписание договора электронной цифровой подписью, которая, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", является аналогом собственноручной подписи на бумажном документе. Таким образом, любая из сторон по договору вправе оспорить заключённый посредством обмена электронными копиями документов договор при отсутствии в нём электронной цифровой подписи, кроме случаев, когда она фактически приступила к выполнению своих обязательств по договору (п. 3 ст. 438 ГК РФ).


Чтобы иметь возможность доказать в суде, что договоры и заявки от перевозчика, диспетчера, экспедитора или грузовладельца, полученные по факсу или по электронной почте, действительно исходили от них, а не от третьих лиц, необходимо наличие подлинника соглашения сторон, в котором указывается перечень адресов электронной почты или номеров телефонов, с которых отправляются факсовые документы, а также устанавливается юридическая сила таких документов. Есть и другие способы доказывания факта того, что документы, направленные по электронной почте или факсу, исходили от стороны по договору, но все они оспоримы, а значит, успех доказывания зависит от квалификации юриста, имеющихся доказательств, аргументов оппонента и множества других факторов.


Особо отметим, что самой незащищённой стороной в рассматриваемом вопросе является перевозчик. Посредники в любой момент имеют возможность оспорить факт заключения договора и заявить, что электронный адрес, с которого сканированная копия договора поступила перевозчику, не имеет к ним отношения, в то время как перевозчик, выполнивший перевозку, конклюдентно подтвердил согласие с условиями договора и в случае повреждения, недостачи или кражи груза факт принадлежности транспортного средства конкретной организации или предпринимателю может быть установлен с помощью запроса в регистрирующие органы ГИБДД.


Договор перевозки.


Заключается между грузоотправителем и перевозчиком, предмет договора перевозки — оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Существенных условий в договоре перевозки всего два: маршрут перевозки и характеристики груза (характер, вес, объём, наличие класса опасности и т.п.), остальные условия носят несущественный (случайный) характер, так как могут быть определены в порядке, установленном законодательством. Например, цена перевозки, если она не согласована сторонами, может быть определена в порядке, установленном п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, а срок доставки груза, при отсутствии такового в договоре, устанавливается согласно пункта 63 Правил перевозки грузов автотранспортом.


Договор перевозки грузов автомобильным транспортном в России регулируется главой 40 Гражданского кодекса, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом и другими законами и нормативным актами. Стороны договора перевозки вправе согласовывать любые условия, не противоречащие действующему законодательству.


Частью 13 статьи 2 УАТиГНЭТ определяется, что перевозчик это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Пунктами 1 и 3 статьи 313 ГК РФ (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ) устанавливается право должника исполнять свои обязательства, возлагая их на третье лицо. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность заключения договоров перевозки с юридическим лицом или предпринимателем, в собственности или владении у которого нет транспортных средств, позволяющих выполнять перевозку груза.


Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа. Подтверждением заключения договора перевозки служит служит транспортная накладная, которая, в общем случае, составляется грузоотправителем.


Широко распространённое заблуждение перевозчиков, считающих, что можно потребовать у грузоотправителя оплату перевозки “напрямую”, минуя диспетчера, заключается в том, что указание в 10-ой графе транспортной накладной перевозчика, у которого имеется договор перевозки с грузоотправителем, можно оспорить как ошибочно внесённые сведения, за которые несёт ответственность грузоотправитель. Тем не менее, это ошибочное мнение, так как абзацем 2 пункта 7 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом установлено, что заполнение пунктов 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной возлагается на перевозчика. Таким образом, ответственность за содержание и правильность заполнения графы 10 транспортной накладной возлагается на перевозчика.


Договор фрахтования.


Говоря образно, договор фрахтования — это предоставление фрахтователю склада на колёсах, в котором товарно-материальные ценности будут доставлены получателю (покупателю). Получается, что товар не перевозится, а просто передаётся со склада продавца на склад покупателя.


Существенным отличием договора фрахтования от договора перевозки является возможность предъявления фрахтователем к фрахтовщику требований к транспортному средству, доставляющему товарно-материальные ценности. Так, например, в договоре фрахтования можно предусмотреть наличие вентиляционных отверстий в транспортном средстве, либо необходимость обшивки стенок кузова транспортного средства фанерой или другим материалом.


Заключение договора фрахтования заключается в форме заказ-наряда, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Форма заказ-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза представлена в Приложении № 5 Правил перевозки грузов.


Договор фрахтования во многом схож с договором перевозки, регулируется теми же нормативно-правовыми актами. Предмет договора фрахтования — услуги по предоставлению фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства для перевозки груза по заданному маршруту.


Договор транспортной экспедиции.


Такие договоры предусматривают обязанность экспедитора организовать выполнение, а услуг, связанных с перевозкой грузов, таких как:

  • организация перевозки груза;
  • заключение договоров перевозки экспедитором от своего лица или от лица клиента;
  • обеспечить отправку и получение груза в пунктах погрузок и выгрузок, выполнение таможенных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза при погрузке или выгрузке;
  • хранение груза;
  • другие услуги, выполнение которых обусловлено договором транспортной экспедиции.

Клиентом в договоре транспортной экспедиции может выступать грузоотправитель или грузополучатель.


Из содержания пункта 2 статьи 801 Гражданского кодекса вытекает возможность выполнения обязанностей экспедитора перевозчиком. Также статьёй 805 ГК РФ устанавливается возможность исполнения обязанностей экспедитора третьим лицом, если договором не предусмотрено иного.


Отношения сторон договора транспортной экспедиции регулируются главой 41 Гражданского кодекса, Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", а также другими нормативными актами. В соответствии с содержанием статьи 2 Федерального закона “О транспортно-экспедиционной деятельности” Министерство транспорта РФ выпустил Приказ 11.02.2008 № 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов“.


Анализ законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения сторон договора транспортной экспедиции, позволяет сделать два важных вывода:


  1. Договор транспортной экспедиции может быть заключен только между грузоотправителем или грузополучателем и экспедитором, но не между посредником и перевозчиком.
  2. Выдавая клиенту экспедиторскую расписку, экспедитор получает право владения грузом (титульное владение), из чего следует, что для передачи его перевозчику он обязан заключить с ним договор перевозки, который подтверждается выдачей перевозчику транспортной накладной.
  3. Транспортная экспедиция является отдельным видом деятельности и не отождествляется с оказанием информационных посреднических услуг. Этот вывод также подтверждается Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 7 мая 2010 г. № Ф03-2066/2010 по делу № А40-77437/08-87-337.


По сравнению с перевозчиком, экспедитор больше ограничен в своих правах, в то время как ответственность у него выше. Так, к примеру, перевозчик имеет ограниченную штрафом ответственность за просрочку доставки груза, в то время как экспедитор обязан помимо штрафа возместить убытки, вызванные нарушением срока исполнения своих обязательств, если договором не предусмотренного иного. Другой пример, который можно привести — необходимость наличия в договоре транспортной экспедиции прямого указания на возможность удержания экспедитором находящегося в его распоряжении груза в обеспечение исполнения клиентом своих обязательство по уплате экспедиторского вознаграждения или понесённых расходов, в то время как перевозчик вправе удерживать груз в обеспечение получения причитающейся провозной платы во всех случаях, кроме как если обратное предусмотрено в договоре перевозки.


Смешанный непоименованный договор.


Самые часто применяемые договоры при оказании услуг, связанные с перевозкой грузов автомобильным транспортом по причине того, что в грузоперевозках существует огромное количество посредников, которые не имеют собственного транспорта, а занимаются только организацией перевозок грузов, хотя точнее было бы назвать это оказанием информационных услуг по поиску и подбору транспорта под заявки заказчиков —грузовладельцев и других таких же посредников.


Договоры, заключаемые посредниками друг с другом и с перевозчиками, относятся к смешанным и непоименованным договорам. Под смешанным договорами в соответствии с содержанием п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ подразумеваются такие виды договорных отношений, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Следует обратить внимание, что под элементами смешанного договора подразумеваются не традиционные элементы договора, такие как предмет договора, его стороны и т. п., а индивидуальные, присущие только этому типу договора, обязательства сторон и системные признаки договора.


Непоименованные договоры также обозначаются в юридической литературе как “безымянные договоры”, “нетипичные договоры”, “аномальные договоры”, “неквалифицированные договоры” и тому подобными обозначениями. Возможность сторон заключать договоры, не предусмотренные действующим законодательством, установлена в п. 2 ст. 421 ГК РФ.


Применительно к грузоперевозкам любой договор между посредниками о перевозке груза является смешанным непоименованным договором. В нём присутствуют элементы поименованных договорных конструкций, например, такие как договор перевозки, договор транспортной экспедиции, договор комиссии, договор оказания возмездных услуг, агентский договор, договор фрахтования и прочие; такой тип договора не предусмотрен законами Российской Федерации и, если предположить, что содержание договора не противоречит законам и нормативно-правовым актам (ст. 422 ГК РФ), он является непоименованным договором, заключение которого прямо разрешено законодательством. Это же относится и к договорам между посредниками и перевозчиками.


Обозначим элементы типичных договоров, заключаемых посредниками друг с другом и с перевозчиками. В рассматриваемой плоскости не важно кто является сторонами договора — посредник и посредник или посредник и перевозчик, поэтому, для упрощения понимания, будут применяться понятия “посредник” и “перевозчик”.


Предмет договора — обычно это непосредственно услуга по перевозке груза по определённому маршруту.


Стороны договора — посредник и перевозчик. Поименование сторон в договоре хоть и не имеет решающего значения при рассмотрении споров в судах, но, тем не менее, является одним из аргументов, который обе стороны могут использовать в своих интересах. Так, если посредник в договоре именуется “экспедитором”, то перевозчик в суде может потребовать предоставить экспедиторскую расписку. Если же перевозчик в договоре назван экспедитором, то посредник может апеллировать к тому, что тот не имел права удерживать груз без явного на то разрешения в договоре, в отличии от перевозчика, который вправе удерживать груз во всех случаях, кроме как при наличии в договоре прямого запрета на это действие.


Условия договора — по обыкновению это:

  • характеристики груза (его наименование, количество, объём, упаковка, класс опасности и прочее);
  • маршрут перевозки (указание адреса выгрузки “по ТТН” может привести к признанию договора незаключённым, т.к. в нём не согласовано существенное условие)
  • цена перевозки
  • условия оплаты (по оригиналам ТТН через X банковских дней)
  • дополнительные условия договора (срок вручения посреднику оригиналов документов, необходимость отправки скан-копий документов на электронную почту, обязанность перевозчика контролировать погрузку и правильность заполнения провозных документов);
  • штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договору (штрафы за опоздания, срыв погрузки, слишком долгий срок возврата документов);
  • прочие условия (признание юридической силы заявок и договоров, переданных по электронной почте, что само по себе не имеет никакого смысла, порядок действий перевозчика при возникновении внештатных ситуаций и т.д.).

При наличии в тексте договора условий, которые вступают в противоречие с законодательством, договор может быть оспорен и признан ничтожным (в целом или в части). Примером такого условия может служить обязанность водителя постоянно находиться на связи и отвечать на телефонные звонки, что противоречит 29-ой статье Конституции РФ о свободе мысли и слова.


Суды обычно оценивают возникшие между сторонами отношения следующим образом: между грузовладельцем и посредником заключён договор транспортной экспедиции, между посредником и перевозчиком заключён договор перевозки. Такое трактование даёт сторонам широкие возможности для защиты своих интересов в судах.

Нет комментариев
Добавить комментарий