Обеспечение проезда к местам погрузки и выгрузки

Доставка грузов автомобильным транспортом чаще всего производится “от двери до двери”, то есть, перевозчик забирает груз непосредственно у грузоотправителя и выдает его получателю. В этом несомненное преимущество автомобильного транспорта перед другими его видами — железнодорожным, водным и воздушным. Всё что нужно для выполнения автоперевозки — пригодная для движения грузового транспорта дорога. И если дороги общего пользования чаще всего дают возможность по ним проехать (хотя в России возможны варианты), то подъездные пути к местам погрузки, разгрузки и погрузочно-разгрузочные площадки не всегда пригодны для движения грузового транспорта.


Часто такая проблема происходит на стройплощадках и с ней сталкиваются водители, перевозящие сыпучие строительные материалы — щебень, гравий, песок и т. д. Территория захламлена, на дорогу нет и намека, из земли торчат железные прутья, а прораб энергично требует заезжать. Знакомая ситуация? Давайте в ней разберемся.


Для начала надо понять что такое “подъездной путь”. Законодательство не дает определение понятию “автомобильный подъездной путь”, поэтому следует руководствоваться буквальным его толкованием — это путь, соединяющий строительную площадку и объекты государственной и частной собственности с общегосударственной и частной сетью автомобильных дорог.


Законодательство, регулирующее отношения сторон договора перевозки, не содержит прямых указаний относительно действий водителя в случае, если подъехать к месту погрузки или выгрузки невозможно из-за отсутствия подъездного пути. УАТиГНЭТ* и ППГАТ** также не содержат никаких упоминаний об этой довольно часто встречающейся ситуации.


До конца марта 2018 года на территории РФ действовали Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 года). § 5 раздела 5 “Правила погрузки и разгрузки грузов” гласят буквально следующее: “Грузоотправитель и грузополучатель обязаны содержать погрузочно-разгрузочные площадки, а также подъездные пути к ним в исправном состоянии в любое время года для обеспечения беспрепятственного проезда и маневрирования подвижного состава, а также обеспечить надлежащее освещение для работы в вечернее и ночное время”. Приказом Минтранса РФ от 23.03.2018 года № 113 ОППГАТ были признаны утратившими силу.


В любом случае, обязанность грузоотправителя и грузополучателя содержать подъездные пути и и погрузочно-разгрузочные площадки в надлежащем состоянии не вступает в противоречие с другими нормами права. Более того, это требование согласуется с презумпцией добросовестности сторон гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).


С другой стороны, законодательно действия сторон при возникновении такой ситуации четко не определены, поэтому рекомендуется предусмотреть в договоре порядок уведомлений и действий перевозчика в случае, если подъехать к месту погрузки или выгрузки невозможно либо слишком затруднительно. Такое условие дисциплинирует грузоотправителей и грузополучателей, а в случае, если подъезд или маневрирование на выгрузке невозможен — избежать трудностей в фиксации и удостоверении этого факта.


* Федеральный закон от 08.11.2007 года № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”

** Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом”

Нет комментариев
Добавить комментарий