Штраф за превышение габаритов транспортного средства

Габаритный контроль транспортного средстваСтатья 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность как за превышение допустимой массы и нагрузки на ось, так и за несоблюдение габаритов транспортного средства с грузом. Ограничения габаритов автомобиля с грузом установлены Приложением № 1 к Постановлению Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 — транспортное средство не должно быть шире 2,55 метров (2,6 — для рефрижераторов и полуприцепов), длиннее 20 метров, если это автопоезд и 12 метров — для одиночного автомобиля или прицепа, выше 4 метров над уровнем проезжей части.


Примечанием установлено, что приведенные в приложении предельно допустимые габариты включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.


Кроме того, максимально выступающая за заднюю точку габарита транспортного средства длина груза не должна превышать 2 метра.


Размер штрафа за превышение допустимых габаритов автомобиля для владельца автомобиля весьма значительный и зависит от величины превышения:


Величина превышения габарита, см Часть ст. 12.21.1 КоАП РФ Размер штрафа, тыс. руб.*
0-10 1 100-150
10-20 2 250-300
20-50 3 350-400
более 50 6 400-500


* в случае фиксации превышения габаритов автоматизированными комплексами весогабаритного контроля наказание назначается собственнику транспортного средства в размере нижнего предела штрафа, установленного соответствующей частью статьи 12.21.1 КоАП РФ.


Примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ установлено, что для индивидуальных предпринимателей применяется то же наказание, что и для юридических лиц. Если же нарушение выявляется с помощью автоматического комплекса (так называемой “рамки”) ответственности подлежит собственник транспортного средства, даже если им является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. При этом собственник вправе доказывать, что транспортное средство на момент совершения правонарушения не находилось в его владении (ст. 2.6.1 КоАП РФ).


Последовательность привлечения перевозчика к административной ответственности за превышение допустимых габаритов


От совершения правонарушения до вынесения постановления проходит несколько этапов. Возможны два варианта выявления факта нарушения ст. 12.21.1 КоАП РФ: инспектором Ространснадзора или ГИБДД либо с помощью автоматизированных весогабаритных комплексов. Рассмотрим порядок привлечения перевозчика к ответственности за превышение допустимых габаритов при выявлении нарушения инспектором. О том как вести себя при остановке автомобиля инспектором — в отдельной статье.


1. Остановка транспортного средства.


Инспектор останавливает транспортное средство. Он обязан представиться, по требованию водителя предъявить служебное удостоверение, пояснить цель остановки. Если автомобиль остановил сотрудник ГИБДД, он вправе требовать передать:

  • водительское удостоверение;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • путевой лист;
  • документы на перевозимый груз (транспортную накладную, разрешения на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза);
  • полис ОСАГО;
  • документ, подтверждающий инвалидность водителя (при наличии на автомобиле соответствующей наклейки).

Если автомобиль остановил инспектор Ространснадзора, он вправе требовать от водителя передать:

  • карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
  • путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, разрешение на перевозку негабаритного или тяжеловесного груза).

Водитель по требованию инспектора обязан предоставить транспортное средство для прохождения весогабаритного контроля.


2. Проведение весогабаритного контроля.


Транспортное средство измеряется по высоте, длине и ширине. Средство измерения (рулетка) должно быть поверено, о чем должен иметься соответствующий сертификат. Если инспектор обнаруживает превышение допустимых габаритов, он составляет акт о выявлении превышения допустимых габаритных размеров автотранспортного средства и переходит к следующему этапу.


3. Составление протокола об административном правонарушении в отношении водителя.


Частями 1-3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности водителя, должностного лица и юридического лица. При этом статьей 28.2 КоАП установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с содержанием протокола, излагать в нем свои замечания и объяснения.


Поэтому на месте инспектор вправе составить протокол только в отношении водителя транспортного средства. Протокол в отношении должностного и юридического лица составляется позже. Водителю дают возможность для ознакомления и изложения в нем своих замечаний. При этом водитель вправе не давать никаких пояснений (ст. 51 Конституции РФ). При составлении протокола инспектор обязан ознакомить водителя с его правами, но это происходит крайне редко. На самом деле, у водителя, как и у любого другого лица, привлекаемого к административной ответственности, много прав — знакомиться с материалами административного дела, давать пояснения, не свидетельствовать в отношении себя либо близких родственников и т. п.


Если водитель отказывается от подписания протокола, об этом ставится отметка в присутствии понятых.


Копия протокола вручается водителю, о чем в графе “Копию протокола получил” ставится подпись водителя (водитель может отказаться от получения копии протокола).


Нужно ли отказываться от подписания протокола — дело сугубо личное. По существу это ничего не меняет. Однако, если водитель уверен в том, что правонарушения он не совершал либо при составлении протокола были допущены нарушения, он вправе указать это в своих пояснениях. При наличии свидетелей следует указать сведения о них в соответствующей графе протокола. Во всех незаполненных графах протокола об административном правонарушении следует ставить символ Z, чтобы впоследствии там не появилось никаких новых записей.


Важно! Если водитель не оспаривает выявленное правонарушение инспектор выносит постановление об административном правонарушении в отношении водителя без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). Водитель обязан требовать составить протокол и выражать несогласие с предъявляемым ему нарушением. В протоколе водитель (по согласованию с юристом) обязан указать все обстоятельства, которые он считает нужным, перечислить все предъявленные инспектору документы, дать необходимые пояснения.


4. Вынесение постановления.


Инспектор выносит постановление об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП, в отношении водителя на месте. Строго говоря, инспектор, вынося постановление, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, обязан учесть характер совершенного нарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Однако, чтобы не утруждать себя, инспектор часто просто назначает наказание для водителя в размере нижнего предела штрафа.


Водитель вправе оспорить постановление в течение 10 дней с момента его получения, уплатить штраф в размере половины от назначенного в течение 20 дней со дня вынесения постановления. Всего на оплату штрафа отводится 60 дней.


5. Административное расследование в отношении должностного и юридического лица.


В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ инспектор ГИБДД (ДПС) или Ространснадзора обязан провести административное расследование с целью привлечения к административной ответственности за несоблюдение допустимых габаритов должностного и юридического лица, виновного в произошедшем. О возбуждении административного расследования выносится определение, копия которого направляется в адрес юридического лица — перевозчика.


Как инспектор определяет кто является юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности?


Элементарно: сведения о том, кто является перевозчиком, указаны в путевом листе (этот документ содержит сведения об эксплуатанте транспортного средства). Если путевого листа нет, инспектор возбудит расследование в отношении собственника транспортного средства, указанного в регистрационном свидетельстве на автомобиль. Однако, если собственником является физическое лицо без статуса ИП на момент совершения правонарушения, инспектор может возбудить расследование в отношении перевозчика, фигурирующего в 10-ой графе транспортной накладной.


Частью 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что извещение лица о возбуждении в его отношении административного расследования производится путем вручения представителю лица нарочным либо направлением копии определения. Закон не конкретизирует способ передачи определения, поэтому инспектор может направить его факсом или электронной почтой. Инспектор также может уведомить юридическое лицо телефонограммой.


6. Предоставление юридическим лицом пояснений по существу правонарушения.


В определении о возбуждении административного расследования инспектор указывает юридическому лицу на необходимость совершения определенных действий, таких как предоставление документов, дача пояснений по существу совершенного правонарушения так далее. Обратите внимание, что непредоставление испрошенных сведений и документов грозит ответственностью, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.


Что писать в пояснениях? В первую очередь это зависит от фактических обстоятельств дела. Если вы не уверены в своих силах — обратитесь к юристу за составлением пояснений и получением консультации по вопросу превышения разрешенных габаритов транспортного средства.


7. Составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного или юридического лица.


Административное дело расследуется в подразделении ГИБДД или Ространснадзора по месту совершения правонарушения. Составление протокола производится там же. При составлении протокола представитель юридического лица вправе знакомиться с материалами административного дела, давать объяснения, предоставлять доказательства и совершать другие процессуальные действия. После составления протокола считается, что вина юридического или должностного лица установлена.


8. Вынесение постановления об административном правонарушении в отношении должностного или юридического лица.


Совокупность ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает недопустимость выносить постановление в тот же день, когда производится составление протокола об административном правонарушении. Исключением является случай, когда нарушитель сам просит об этом административный орган, поэтому после составления протокола должностное лицо назначает дату вынесения постановления.


К этой дате лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе предоставить замечания по существу правонарушения, дать другие пояснения. В назначенную инспектором дату выносится постановление о несоблюдении допустимых габаритов транспортного средства, которое передается представителю юридического лица либо должностному лицу.


Порядок привлечения перевозчика к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ при фиксации правонарушения автоматизированными средствами.


Если превышение допустимых габаритных размеров транспортного средства зафиксировано автоматическим комплексом весогабаритного контроля, к ответственности привлекается собственник транспортного средства. При этом порядок привлечения его к административной ответственности существенно различается по сравнению с ситуацией, когда выявление превышения допустимых габаритов производится инспектором.


Во-первых, не составляется протокол об административном правонарушении. Во-вторых, не проводится административного расследования. В-третьих, у нарушителя нет возможности давать пояснения до вынесения постановления.


Есть и другие отличия кроме вышеперечисленных. Их разъяснение выходит за рамки настоящей статьи.


Неплотно натянутый тент.


Нередко перевозчики жалуются на получение постановлений за превышение допустимых габаритов, зафиксированных автоматизированными весо-габаритными комплексами. При этом на фотографии видно, что тент натянут не плотно и надулся (или выгнулся) под действием ветра. При этом перевозимый груз не относится к категории крупногабаритного. Можно ли предъявить транспортную накладную и оспорить постановление на этом основании?


Ответ — нет. Пунктом 6 Правил перевозки грузов установлено, что крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 1.


Говоря другими словами, не важна причина по которой габариты автопоезда превысили допустимые — для привлечения владельца к административной ответственности достаточно зафиксированного факта нарушения.


Падение груза на тент.


При ненадлежащем закреплении груза в транспортном средстве возможно его заваливание. Если перевозка выполняется автомобилем с тентованным кузовом или полуприцепом, происходит увеличение габаритов транспортного средства. Служит ли это основанием для отмены постановления?


Для привлечения лица к административной ответственности необходимым и достаточным условием является факт совершения правонарушения. Иными словами, если инспектором или автоматизированным весогабаритным комплексом установлено событие правонарушения — превышение габаритных размеров транспортного средства — это является основанием для привлечения нарушителей к ответственности безотносительно к причинам возникновения нарушения.


К сожалению, не все перевозчики и грузоотправители это понимают, доверяются недобросовестным советчикам или даже юристам, пытаются отменить постановление о негабарите по этому основанию и в итоге теряют время для оспаривания постановления по реально существующим основаниям или для уменьшения суммы штрафа, подлежащего уплате.


Поправил и поехал дальше — ответственности не будет?


Довольно широко распространено заблуждение о том, что если на месте привести габариты транспортного средства к допустимым значениям, административной ответственности (штрафа) не будет. К сожалению, это не так.


Само по себе выявление правонарушения означает, что нарушитель должен быть привлечен к ответственности. Устранение нарушения на месте — не добрая воля водителя (перевозчика), а необходимое условие для продолжения движения. В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства. Задержание производится как помещением автомобиля на специализированную стоянку, так и применением технических средств, блокирующих автомобиль (пресловутый "башмак").


Прекращение задержание производится только после устранения причин, послуживших задержанию, в рассматриваемом случае — после устранения превышения габаритных размеров автомобиля. Но правонарушение уже выявлено, а значит, все нарушители (не только водитель, в отношении которого постановление составлено инспектором на месте) должны быть привлечены к ответственности.


Административный материал о выявленном правонарушении направляется в подразделение ГИБДД или Ространснадзора для проведения административного расследования в отношении владельца транспортного средства, где уже другой инспектор (не тот, который остановил автомобиль на дороге) выполняет необходимые формальности, направленные на привлечение нарушителя — юридического лица или предпринимателя — к ответственности.


Привлечение к административной ответственности за несоблюдение габаритных размеров транспортного средства грузоотправителя.


Ответственность грузоотправителя за погрузку груза в транспортное средство с соблюдением допустимых габаритных размеров предусмотрена ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Наказанием является штраф в размере 80-100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 250-400 тысяч рублей для юридических лиц.


Любопытно, что ч. 12 ст. 11 УАТиГНЭТ обязывает грузоотправителя соблюдать лишь допустимые нагрузки на оси и не превышать общую массу транспортного средства. Обязанность грузоотправителя контролировать габариты груза в УАТиГНЭТ и ППГАТ не предусмотрена.


Оспаривание постановления о превышении допустимых габаритов транспортного средства.


Постановление о привлечении перевозчика и грузоотправителя к административной ответственности за несоблюдение габаритных размеров транспортного средства можно обжаловать в порядке ст. 30.1 КоАП РФ. Срок обжалования — 10 дней со дня получения постановления.


Обжаловать постановление можно как вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения ГИБДД или начальнику территориального управления Ространснадзора), так и в суд. При одновременном обжаловании постановления и вышестоящему должностному лицу, и в суд, жалоба рассматривается судом.


В жалобе на постановление об административном правонарушении следует четко указать основания для освобождения юридического лица от ответственности за несоблюдение допустимых габаритных размеров автомобиля, сослаться на нормы права, судебных акты высших судов, подтверждающие вашу правовую позицию. При наличии сомнений в своих силах следует обратиться к профессиональному юристу, который сможет грамотно составить жалобу и подать ее по нужному адресу и отменить постановление или снизить размер штрафа.

Добавить комментарий
Дмитрий
Дмитрий
рамка фиксирует , в заде идущий авто , как негабарит. Суд просит доказать размеры моего грузовика с прицепом, при том , грузовик возит грузы по стране годы
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Дмитрий. Для отмены постановления по делу об административном правонарушении вам действительно следует провести автотехническую экспертизу с целью определения габаритных размеров автомобиля, результаты экспертизы представить в суд.
Floodier
Floodier
На рефе проехал рамку рядом с Инкерманом, и табло показало нарушение ширины. Как такое возможно?
Комментировать
Андрей
Андрей
Штраф пришел?
авы
авы
Наклон от ветра может быть или смещение груза на одну сторону....
Борис
Борис
Высота фуры показала на 1см больше
Комментировать
орест
орест
и что? если будет 4,07 рамка пробьет?
Ирина
Ирина
Тоже самое высота фуры показала на 1 см больше
Саша
Саша
Закооное ли требованние снять фаркоп с легкового автомобиля по причине якобы превышения габаритов????
Комментировать
Михаил
Михаил
У тебя он больше метра? Если нет , то незаконно, но на сколько я знаю фаркоп сейчас должен быть сертифицирован