В этом материале разберем судебное решение Кущевского районного суда Краснодарского края по делу № 12-610/2025, которым был отменен штраф на 375 000 рублей, и почему регистрация в системе “Платон” не доказывает вину собственника.
В практике обжалования постановлений о привлечении к ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ (перегруз и негабарит) сложилась печальная тенденция. Собственники транспортных средств получают штраф и будучи уверенными в правоте, так как на момент нарушения машина была сдана в аренду, подают жалобу в Ространснадзор. Они прикладывают договор аренды, акт приема-передачи, платежку — полный пакет документов. И… получают шаблонный отказ, главный довод в котором звучит так: “К передаче ТС в аренду отношусь критически, так как в системе “Платон” транспортное средство зарегистрировано на вас, а не на арендатора. Это ставит под сомнение факт действительности аренды и не снимает с вас ответственности”.
У многих перевозчиков после такого ответа опускаются руки. Создается впечатление, что оспорить штраф невозможно, а инспекция трактует законы как угодно, лишь бы не отменять штраф. Но это не так. Недавнее решение районного суда Краснодарского края наглядно демонстрирует, что такой подход Ространснадзора является юридически несостоятельным.
В этом деле автоматический комплекс весогабаритного контроля зафиксировал движение грузового автомобиля SITRAK с превышением допустимой нагрузки на ось более чем на 19%. Постановление было выписано на собственника транспорта — юридическое лицо.
В свою очередь собственник предоставил неопровержимые доказательства того, что на момент нарушения машина находилась во владении другого лица на основании договора аренды. Вышестоящему должностному лицу были представлены подписанный обеими сторонами договор аренды, акт приема-передачи транспортного средства, платежное поручение, подтверждающее внесение арендной платы и путевой лист, оформленный арендатором.
Казалось бы, документов более, чем достаточно для отмены штрафа. Начальник МТУ Ространснадзора по ЦФО, отказывая в жалобе, использовал свой излюбленный аргумент: в системе “Платон” машина осталась зарегистрирована на собственника, а не на арендатора, а значит, договор аренды недействителен или не исполнялся.
Перевозчику пришлось обращаться в суд, чтобы защититься от неправомерно назначенного штрафа.
“Платон” — фискальный инструмент, а не реестр прав владения транспортом
Суд тщательно изучил материалы дела и полностью поддержал позицию собственника.
Действительно, регистрация в системе “Платон” не имеет юридического значения для установления владельца в контексте привлечения к административной ответственности (ст. 2.6.1 КоАП РФ). Факт владения транспортом на праве аренды подтверждается гражданско-правовыми документами (договор, акты), а не данными в системе взимания платы за проезд по федеральным трассам.
При заключении договора на небольшой срок регистрация транспорта в “Платоне” на арендатора нецелесообразна и чрезмерно обременительна. Законодательство не обязывает арендатора в срочном порядке переоформлять регистрацию в системе для подтверждения факта владения.
Суд счел, что в действиях собственника отсутствует состав административного правонарушения, так как в момент фиксации нарушения он не являлся владельцем транспорта (лицом, владеющим им на законном основании). Постановление было отменено, а производство по делу — прекращено.
Выводы для собственников и перевозчиков
Рассмотренное судебное решение — важный прецедент, который ломает устоявшуюся порочную практику. Он доказывает, что оспорить штраф за перегруз, выписанный собственнику, но совершенный арендатором, — возможно. Довод Ространснадзора о регистрации в “Платоне” является слабым и легко опровергается в суде правильно составленными документами, а первичный отказ Ространснадзора — не приговор. Это лишь этап урегулирования, который часто заканчивается не в пользу перевозчика именно из-за формального подхода инспекции.
Ключ к успеху — в грамотно составленной жалобе и правильном юридическом обосновании. Шаблонные отписки инспекции нужно уметь парировать ссылками на материальное и процессуальное право.
Не стоит мириться с необоснованными штрафами. Если ваша машина в момент нарушения находилось в аренде и у вас на руках есть все подтверждающие документы, вы имеете все шансы на победу в суде. Главное — доверить эту работу юристам, которые специализируются на спорах с Ространснадзором и знают, как правильно аргументировать вашу позицию.