Довольно часто в договорах перевозки или транспортной экспедиции встречается условие, обязывающее заказчика оформлять заявки по форме, предусмотренной приложением к договору или указание на конкретный перечень сведений в заявке. Обычно заключаемые в грузоперевозках договоры являются рамочными, то есть содержащими только общие условия, на которых стороны договорились работать, а конкретные перевозки оформляются отдельно по факту возникновения у заказчика соответствующей потребности. Как правило, это требование соблюдается, однако в процессе длительного сотрудничества некоторые заказчики и исполнители начинают игнорировать его, ограничиваясь передачей информации о водителе и транспортном средстве через мессенджеры, электронную почту или даже голосом по телефону, не оставляя вообще никакого подтвержденного следа заключения сделки. Такой подход опасен для обеих сторон:
- перевозчик рискует не получить оплату за рейсы, не подтвержденные должным образом;
- заказчик может остаться без компенсации, если с грузом что-то случится.
Судебный пример: дело № А41-14885/2022
По этому делу из Минска в Душанбе была отправлена партия холодильников производства компании "Атлант". В пути произошло возгорание автомобиля, в результате чего весь груз на сумму $18 164 был полностью утрачен. Между грузоотправителем и экспедитором существовал рамочный договор, предусматривающий оформление транспортного заказа для каждой перевозки, однако, из-за длительного сотрудничества стороны перестали оформлять такие заказы: экспедитор ограничивался направлением клиенту копий СТС, паспорта и водительских прав.
После инцидента экспедитор сообщил о возгорании, направил фотографии сгоревшего транспортного средства и считал, что этим подтверждаются договорные отношения. Однако экспедиторская расписка — обязательный документ в соответствии с пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности — оформлена не была.
Суд первой инстанции удовлетворил иск грузоотправителя, не указав в мотивировочной части решения, почему доводы ответчика об отсутствии транспортного заказа и экспедиторской расписки были отклонены.
Экспедитор обратился в апелляционный суд с жалобой на вынесенное решение. Апелляционный суд повторно полностью рассмотрел дело и указал на допущенные судом первой инстанции ошибки. Решение было отменено.
Грузоотправитель обжаловал постановление апелляционного суда. Коллегия Арбитражного суда Московского округа не нашла оснований отменить постановление апелляционной инстанции, оставив его в силе.
Из сказанного можно сделать важный вывод: если вы договорились использовать определенную форму документа, подтверждающего направление и принятие заявки на перевозку, обязательно ее используйте. И старайтесь не отклоняться от требований закона, устанавливающего обязательные требования к документам, подтверждающим заключение того или иного вида договора — транспортной накладной для договора перевозки и экспедиторских документов для договора транспортной экспедиции.