Перевозчики из стран Евразийского экономического союза смогут перевозить грузы на внутрироссийских рейсах, для этого Правительство РФ 30 ноября 2024 года утвердило условия осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов, а Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 29.12.2022 N 627-ФЗ. Оба нормативных документа начнут действовать с 1 марта 2025 года; с этого же дня иностранные перевозчики смогут начать выполнять каботажные рейсы по территории РФ.
Разрешение иностранным перевозчикам перевозить грузы между пунктами, расположенными на территории России, отразится на всей отрасли — и без того напряженная ситуация, связанная с уходом из нашей страны иностранных производителей грузовой техники, повышение курса доллара и резкий подъем ключевой ставки, влекущий в свою очередь повышение ставок по кредитам, осложнится дополнительным компонентом возросшей конкуренции.
Недавно в АСМАП сообщали о нехватке китайских дозволов для российских перевозчиков; эти машины также начнут работать на внутрироссийском рынке. Все это может привести к каскадному падению ставок на перевозки.
В материале будет разобрано как иностранные перевозчики смогут выполнять автомобильные каботажные внутрироссийские перевозки, начиная с марта 2025 года и что им для этого понадобится. Сделать выводы о сложности выполнения условий, установленных Правительством РФ для каботажа, можно самостоятельно, мои соображения на этот счет приведены в последнем разделе материала. Использованное в статье выражение “иностранный перевозчик” означает “перевозчик, зарегистрированный в стране-члене ЕАЭС”.
Законодательное регулирование
Статья 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” запрещала (и до 1 марта 2025 года продолжает запрещать) выполнять перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. Эта норма защищает российских перевозчиков от конкуренции с иностранными транспортными компаниями. Однако, Федеральным законом от 29.12.2022 N 627-ФЗ вносятся новые статьи, а уже существующие излагаются в новой редакции. Суть изменений состоит в том, что с марта 2025 года перевозчики из стран ЕАЭС смогут выполнять внутрироссийские перевозки при соблюдении некоторых условий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 N 1694 “Об утверждении условий осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов”.
Также Федеральным законом от 29.12.2022 N 627-ФЗ вносятся изменения в Устав автомобильного транспорта, имеющие ту же направленность.
Условия осуществления каботажных автоперевозок
Самое главное — перевозчик должен быть зарегистрирован в одной из стран Евразийского экономического союза. На сегодняшний день в нем, помимо России, состоят Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан.
Основные условия:
- Транспорт иностранного перевозчика должен прибыть на территорию России груженым, а выполнять перевозку внутри РФ можно только после завершения международной перевозки. На транспортном средстве должен быть установлен тахограф.
- Иностранный перевозчик должен попасть на территорию РФ легально, водитель обязан иметь на руках все необходимые документы — CMR, разрешение с проставленной отметкой о въезде транспортного средства на территорию России или карту международного маршрута регулярных перевозок, а само пересечение границы должно быть произведено в зарезервированные дату и время. Резервирование производится в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 N 867.
- Можно выполнить не более трех последовательных перевозок по территории РФ, а последняя разгрузка должна быть произведена не позднее 7 календарных дней после завершения международной перевозки.
- Если после выполнения каботажных перевозок транспортное средство направится в страну, не являющуюся членом ЕАЭС (в том числе и транзитом), у водителя должен быть при себе один из следующих документов:
- иностранное разрешение на проезд транспортного средства по территории государства;
- российское разовое разрешение на перевозку в другую страну;
- многостороннее разрешение. - На выполнение каботажной перевозки необходимо получать разрешение от уполномоченного государственного органа (сейчас это Ространснадзор). Сведения, указываемые в заявке на выполнение каботажной перевозки, порядок ее подачи, указаны в Приказе Минтранса России от 11.11.2024 N 398, срок подачи заявки — не позднее 6 дней после завершения международной перевозки. У Ространснадзора есть 24 часа с момента получения заявки на каботажную перевозку, чтобы ее рассмотреть и еще два рабочих дня, чтобы проинформировать иностранного перевозчика о принятом решении. К заявке, помимо прочего, необходимо приложить копию CMR, подтверждающую выполненную международную перевозку, и заявку на каботажные перевозку(и) по России.
- Заявку на выполнение каботажной перевозки в Ространснадзор необходимо подавать через государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
При выполнении каботажной перевозки запрещается перевозить опасные грузы.
Взвешиваем "за" и "против" каботажа
Из опубликованных нормативных и подзаконных актов следует, что иностранные перевозчики обязаны планировать каботажные перевозки достаточно заблаговременно. С 1 марта 2025 года заказчикам внутрироссийских перевозок, выполняемых иностранными перевозчиками, следует проверять наличие разрешения, выданного Ространснадзором. Однако, получить такое разрешение можно только после заключения заявки с заказчиком и предоставления ее перевозчиком в подразделение Ространснадзора. Учитывая, что с момента отправки запроса через ГИС ЭПД до получения ответа (который может быть и отрицательным) может пройти 3 рабочих дня, заказчики будут сильно рисковать, связываясь с иностранными перевозчиками для выполнения внутрироссийских перевозок.
Если допустить к выполнению каботажной перевозки иностранного перевозчика, не получившего соответствующее разрешение, сотрудники Ространснадзора вправе оштрафовать водителя на сумму от 150 до 200 тысяч рублей (ст. 11.26 Кодекса об административных правонарушениях) и поместить транспортное средство на спецстоянку до уплаты штрафа. Такие же меры будут применены в случае, если будет обнаружено, что перевозка не завершена по истечении 7 дней после выгрузки груза, прибывшего из-за границы, то есть при поломке транспорта грузополучатель рискует получить груз намного позже, чем если бы перевозку выполнял российский перевозчик.
Простой транспорта на спецстоянке может длиться достаточно долго, так как водителю, как правило, нет дела до груза и самой машины — это головная боль его работодателя. Для экспедитора и грузовладельца такая беспечность может стать причиной значительных убытков, поэтому следует очень тщательно взвешивать все “за” и “против” при заключении заявки на перевозку внутри страны с иностранным перевозчиком. Запрос одобрения от Ространснадзора на выполнение каботажной перевозки должен стать строго обязательным, а включение в договор положений о возможности ее отмены в случае неполучения, а равно получения отказа в выполнении каботажной перевозки — крайне желательным.
Но это все организационные вопросы, которые можно решить. Как юрист я вижу две самые большие проблемы при сотрудничестве с иностранным перевозчиком при выполнении каботажных перевозок.
Иностранный суд: скрытая угроза каботажа.
Вышеприведенные неудобства каботажных перевозок меркнут перед серьезным риском: в случае возникновения претензий к перевозчику, обращение в суд будет происходить по месту его регистрации, согласно части 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Это означает, что при повреждении груза, задержке доставки или других проблемах, вам придется столкнуться с иностранным судом, вести процесс на иностранном языке и разбираться в чужом законодательстве.
Есть лазейка: подписание арбитражной оговорки (арбитражного соглашения), которой стороны обязуются передать спор на рассмотрение Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС при ТПП РФ). В этом случае спор будет рассмотрен в России, но необходимо учесть очень важную деталь — величина сборов будет очень высокой, даже по сравнению с недавно повысившимися государственными пошлинами за обращение в государственные арбитражные суды. На приведенном ниже скриншоте приведен расчет с сайта МКАС для иска с ценой 1,5 миллиона рублей; сумма сборов при рассмотрении дела единоличным арбитром составляет 3 875 долларов.
Я уже обратился в Государственную Думу РФ с предложением о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Исполнение решения суда в иностранном государстве.
Допустим, вы получили решение по вашему иску. Это только начало — решение нужно исполнить. Редко кто исполняет решение добровольно, часто приходится обращаться в службу судебных приставов для инициирования процедуры принудительного исполнения. Если дело происходит в России, то это достаточно простая процедура: нужно направить в суд заявление, дозвониться помощнику судьи, чтобы заявление не потерялось, дождаться исполнительный лист и отправить его вместе с заявлением в территориальный отдел ФССП.
К сожалению, в большинстве случае не получается отправить исполнительный лист приставам и забыть о нем: нужно постоянно дергать исполнителей, писать им заявления, а нередко и обращаться в суд с жалобами на бездействие. А теперь представьте, что все это придется делать в другом государстве. Очевидно, что без юриста в стране перевозчика это практически невозможно или, по крайней мере, крайне затруднительно. Прибавьте к этому затруднительность предварительной оценки платежеспособности иностранного перевозчика, которая позволит принять если не взвешенное решение о возможности сотрудничества с ним, то хотя бы оценить шансы на исполнение решения.