Сальдо по лизингу: не дайте себя обмануть

В 2023–2024 годах российский рынок грузоперевозок оказался в турбулентной зоне. Упавшие тарифы, рост стоимости заемных средств, снижение объемов заказов — все это привело к массовым возвратам техники лизинговым компаниям. В свою очередь, лизингодатели, пользуясь доминирующим положением, начали агрессивно взыскивать с перевозчиков остаточные обязательства — часто по непрозрачным и несправедливым расчетам.


Если вы получили уведомление о расторжении договора лизинга — эта статья для вас. Разберемся, как действовать, на что обратить внимание и почему в вопросе расчета сальдо лучше сразу обратиться к профессионалу.


Получили уведомление — что делать в первую очередь


Важно действовать с холодной головой и не совершать необдуманных поступков. Именно неосмотрительность часто приводит к увеличению потерь. Четыре простых шага значительно улучшат вашу позицию потом, когда лизинговая компания обратится в суд с заявлением о взыскании с вас неосновательного обогащения.


  1. Внимательно изучите уведомление. Оно должно содержать дату расторжения, основания и порядок возврата имущества. Проверьте, соблюден ли порядок расторжения, предусмотренный договором.
  2. Проверьте расчеты. Лизинговая компания может приложить «итоговую сумму задолженности». Не верьте на слово — требуйте расшифровку: из чего она состоит? Какие платежи учтены? Учитываются ли уже взысканные суммы?
  3. Не спешите возвращать технику. Возврат должен быть оформлен по акту приема-передачи. Осмотрите транспорт, зафиксируйте техническое состояние, сделайте фотографии. Возврат без акта — прямой путь к дополнительным требованиям о “неустранимом ущербе”.
  4. Попробуйте договориться. Если ваша ситуация временно сложная, но бизнес работает, запросите реструктуризацию. Многие лизингодатели идут на переговоры, если понимают, что иные способы погашения будут долгими и затратными.

Что такое сальдо и почему оно может оказаться ловушкой


В обычной ситуации при расторжении возврат уплаченных денег лизингополучателю не производится, то есть он должен компенсировать лизингодателю все реальные расходы и убытки . Только если доказано, что совокупные выплаты и стоимость возвращенного имущества превышают расходы лизингодателя, суд может взыскать с него положительное сальдо в пользу арендатора. Практика показывает, что лизингополучатель нередко оказывается в невыгодном положении: доказать реальную стоимость техники и сократить сальдо трудно, а по договору могут начислять штрафы и дополнительные проценты. Это очень сложный расчет, и результат во многом зависит от качества собранных доказательств и юридической позиции. Поэтому такие споры, как правило, лучше доверить опытному юристу, который подготовит доказательства, рассчитает остатки по договору и оспорит завышенные требования.


При расторжении договора стороны обязаны учесть и соотнести все, что они получили друг от друга, это называется расчет сальдо встречных обязательств. В общем случае и согласно здравому смыслу этот расчет производится по следующей формуле:


Финансирование + проценты + неустойки – выплаченные суммы – стоимость возвращенной техники = сальдо


Проблема в том, что многие лизингодатели занижают стоимость техники при продаже (чтобы увеличить сальдо), продолжают начислять проценты и штрафы после возврата имущества, учитывают только те договоры, по которым им выгодны, игнорируя остальные, не делают перерасчет при наличии уже взысканных сумм.


Важно: расчет сальдо — тонкая и юридически сложная работа. Малейшие ошибки в актах, порядке возврата, учете неустоек могут обернуться убытками на сотни тысяч рублей. Не пытайтесь справиться с этим самостоятельно — обратитесь к юристу, специализирующемуся на лизинговых спорах.


Важные документы Верховного Суда РФ


В России есть судебная практика по договорам лизинга, в том числе в случае его досрочного расторжения. Вопрос расчета сальдо детально разъяснен в:

  • Постановлении Пленума ВС РФ от 14.03.2014 № 17;
  • Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга), утвержденном Президиумом ВС РФ 27.10.2021;
  • определении Верховного Суда РФ по делу № А40-158682/2022 от 22.10.2024.

Пять ключевых выводов из этих документов:


  1. Лизингодатель обязан действовать добросовестно, не допуская возникновения у себя неосновательного обогащения от неразумных действий, проведения непрозрачных процедур торгов.
  2. Запрещено учитывать в сальдо суммы, уже взысканные по судебным актам.
  3. Проценты и неустойки начисляются только до момента возврата техники, а не до ее последующей продажи.
  4. При продаже возвращенного имущества должна учитываться рыночная цена, а не заниженная.
  5. При наличии нескольких договоров, объединенных общей экономической целью, суд обязан рассматривать их совокупно, а не изолированно — это особенно важно для перевозчиков, получавших технику поэтапно или комплектами.

Также Верховный Суд РФ подтвердил: даже если лизингополучатель находится в банкротстве, сальдирование всех взаимосвязанных договоров допустимо и не нарушает интересов иных кредиторов. В противном случае одна из сторон может получить необоснованную выгоду.


Немного статистики


Для понимания масштабов проблемы полезно посмотреть цифры по рынку грузового лизинга. По данным отраслевых агентств, лизинг становится основным способом приобретения грузовиков: в 2023 году примерно 74% всех новых машин, проданных компаниям, было куплено через лизинговые схемы europlan.ru (в 2024-м этот показатель упал до ≈66% из-за ужесточения условий финансирования). Аналитики НАПИ фиксировали еще более высокую долю – свыше 87% на рынке новых грузовиков за 7 месяцев 2023 года. То есть большая часть автопарков обновлялась в лизинг.


Однако ситуация с рыночной конъюнктурой ухудшилась. В 2024 году издержки перевозчиков выросли, а доходы – упали: средние тарифы на грузоперевозки сократились почти на 19% (до 52 руб/км) , тогда как стоимость лизинга (процентные ставки) напротив выросла до 27–28% годовых. При таком раскладе многим компаниям стало невыгодно эксплуатировать лизинговые машины и, как следствие, количество изъятий техники рекордно выросло.


Уже к концу 2024 года лизинговые компании забрали у клиентов десятки тысяч единиц транспорта: по данным “Коммерсанта”, за 10 месяцев 2024 года среди прочих было изъято около 19 тысяч грузовиков. В совокупности автопарк лизинговых компаний достиг порядка 30 тыс. штук, из которых примерно половина — грузовые автомобили.


Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин оценивает долю грузовиков в этом стоке в 20 тысяч единиц. Переполненный склад бывших в эксплуатации фур давит на рынок: крупные перевозчики перестали справляться с возросшими платежами и начали сдавать машины. В результате на вторичном рынке появилось множество практически новых тягачей (с пробегом до 1–2 лет), что дополнительно снижает спрос на новую технику.


Таким образом выявилась прямая связь: высокая цена лизинга и падение выручки грузоперевозчиков привели к серии дефолтов и возвращению техники лизингодателям, что усугубило кризис рынка.


Что делать прямо сейчас


Итак, вы получили от лизинговой компании уведомление о расторжении договора лизинга или требование об уплате некоторой суммы, которая кажется вам завышенной. Вот чек-лист действий, которые необходимо сделать:


  1. Запросите детализацию расчета сальдо и формулу, по которой она определена.
  2. Проведите независимую оценку рыночной стоимости техники на момент возврата.
  3. Проверьте, не начисляются ли проценты и штрафы сверх разумного срока.
  4. Если договоров несколько — добивайтесь их совокупного рассмотрения и расчета.
  5. Зафиксируйте состояние транспортных средств при возврате: акт, фото, видео.
  6. Сохраняйте копии всех писем, уведомлений, платежек, актов и переписок.
  7. Проконсультируйтесь с юристом — на этапе возврата уже может быть потеряна значительная часть шансов на справедливый итог.

Расторжение договора лизинга — это не трагедия, а просто один из этапов вашей предпринимательской деятельности. Но на этом повороте легко потерять сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Судебная практика на стороне тех, кто действует грамотно, вовремя и с пониманием правовых нюансов.


Если вы оказались в такой ситуации — не откладывайте. Обратитесь за консультацией. Мы вместе оценим вашу ситуацию, проверим расчеты лизингодателя, защитим интересы бизнеса и минимизируем потери. Помните, что существуют судебные решения, которые снижали сальдо встречных обязательств на 80% от тех сумм, которые изначально требовала лизинговая компания.