Загрузили меньше, чем по заявке

Загрузили меньше, чем указано в заявке, и на этом основании уменьшают ставку за перевозку — достаточно часто встречающаяся ситуация, но правомерно ли так поступать заказчикам? Вопрос не праздный, рентабельность в грузоперевозках не очень высокая, и любое, даже не очень большое изменение размера оплаты оказанной услуги, может сделать перевозку бесприбыльной. Давайте разбираться.


Для начала оговорюсь: речь идет о перевозках с фиксированной ценой, не привязанной к весу или объему перевезенного груза, а также о договорах, в которых не предусмотрена возможность заказчика в одностороннем порядке снижать ставку при перевозке груза в количестве меньшем, чем это оговорено с перевозчиком; этих случаях все понятно — свобода договора позволяет заключать такие соглашения и перевозчик, действуя в своей воле и в своем интересе, сам соглашается на такие условия. В материале будет разобрана ситуация, когда размер ставки оговорен в твердой сумме, но грузовладелец, понимая, что доля расходов на логистику выросла из-за того, что машина ушла со склада погрузки не забитой под завязку, пытается привести цифры к нормальным за счет перевозчика, который при всем желании не имеет никакой возможности влиять на грузоотправителя.


Аргументы экспедиторов и грузовладельцев обычно сводятся к тому, что перевозчик принял на себя обязательство перевезти определенное количество груза, но это обязательство не исполнил, следовательно, должен нести за это финансовую ответственность в форме недополучения части прибыли. При этом от уменьшения веса перевозимого груза изменяется только одна переменная, от которой зависит себестоимость — расход топлива, причем меняется она крайне незначительно (на 1-2 литра на 100 км). Другими словами, выгода перевозчика практически незаметна, чтобы способствовать недогрузу необходимого количества ТМЦ в кузов автомобиля. К сожалению, не все грузовладельцы и экспедиторы (которые, вообще-то, должны это) понимают эту нехитрую арифметику.


В качестве примера дела о недоплате по основанию недогруза отправителем, приведу решение по делу № А07-15750/2024, в котором я представлял перевозчика. В ходе рассмотрения было установлено следующее:

  • ответчик являлся грузоотправителем и не смог представить доказательств чинения истцом (перевозчиком) препятствий загрузке необходимого количества груза, установленного заявкой;
  • ответчик в принципе не доказал, что истец перевез меньшее количество груза, однако, письмо грузополучателя дает основание это предположить;
  • сторонами не определена зависимость цены перевозки от массы перевезенного груза или количества паллет, а также не установлена обязанность истца сформировать и заполнить транспортную накладную, осуществить погрузку груза в транспортное средство;
  • грузоотправитель не доказал, что транспорт собирал догрузы, и для рассматриваемого спора это не имеет правового значения.

Суд сделал вывод: в указанных обстоятельствах неполное использование грузоотправителем полезного объема грузового отсека транспортного средства не является основанием для уменьшения ставки за перевозку груза. Решением суда с грузоотправителя взыскана провозная плата в сумме, указанной в заявке на перевозку.


Замечу, что грузоотправитель оплатил остаток задолженности сразу после вынесения решения.