Запрет заключать договор с клиентом экспедитора

Не очень часто, но бывает, что в договоры между экспедитором и перевозчиком включаются условия о запрете работать напрямую с непосредственным грузовладельцем. Санкции за такое нарушение могут включать как приостановку оплаты всех ранее выполненных перевозок, так и выплату неустойки в самом широком диапазоне — от стоимости перевозки до доли оборота за определенный период между экспедитором и грузовладельцем. Стоит ли относиться к таким пунктам договоров серьезно или это просто пугалка для впечатлительных? Разберем в статье последствия заключения таких договоров и рассмотрим две связанные с этой ситуацией правовые позиции.


Но прежде всего хотелось бы отметить, что те, кто включают в свои договоры такие условия, "забывают" о преимуществах здоровой конкуренции в сфере грузоперевозок:


  1. Повышение качества услуг: конкуренция стимулирует компании повышать уровень сервиса и качество услуг, чтобы привлечь клиентов и удержать свои позиции на рынке.
  2. Снижение цен: благодаря конкуренции, компании вынуждены оптимизировать свои расходы, что выгодно потребителям и создает предпосылки для возникновения широкого диапазона предложений.
  3. Инновации: конкуренция мотивирует компании искать новые методы и технологии перевозок, что может улучшать эффективность и снижать затраты.
  4. Увеличение выбора: конкуренция расширяет выбор потребителей, давая им большую возможность сравнивать услуги и тарифы, а также находить наиболее подходящие варианты.

Эти факторы способствуют повышению эффективности и динамичности индустрии грузоперевозок, что в конечном итоге приносит пользу как транспортным компаниям, так и их клиентам.



Свобода договора.


Статьей 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и организации вправе заключать любые договоры. В свою очередь такие договоры могут быть предусмотрены законом, либо не предусмотрены им. Эти договоры могут содержать элементы различных видов договоров, предусмотренные законом или другими правовыми актами (это называется “смешанные договоры”), а условия договоров определяются сторонами самостоятельно, за исключением случаев, когда содержание этих условий прописано в законе или других правовых актах.


Из этого следует, что, заключая договор, стороны самостоятельно согласуют его условия. Некоторые условия договора, в силу прямого указания закона, при возникновении спора и перехода его в суд, не будут применяться. В качестве примера можно привести условие договора о том, что перевозчик не будет нести ответственность за утрату или повреждение груза — статья 37 Устава автомобильного транспорта прямо предусматривает, что такое соглашение является недействительным.


Договором является соглашение о правах и обязанностях сторон. К примеру, перевозчик принимает на себя обязательство перевезти груз и имеет право не приступать к перевозке до получения оформленной транспортной накладной. Заказчик перевозки обязан оплатить оказанные услуги и вправе получать информацию о ходе исполнения перевозки. Такие обязательства являются взаимными и встречными; каждая из сторон договора является и должником, и кредитором по отношению друг к другу.


Статьей 307 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что должник обязан выполнить определенное действие в пользу кредитора, например, передать имущество, оказать услуги, выполнить работу и тому подобное, либо воздержаться от какого-то действия. Другими словами, стороны могут согласовать в договоре запрет выполнения каких-либо действий, в том числе заключения договоров с третьими лицами, и предусмотреть штраф за совершение этого действия.


При этом кредитору не нужно доказывать наличие потерь или убытков при требовании неустойки (ст. 330 Гражданского кодекса РФ).


Недопустимость ограничения конкуренции.


В противовес принципу свободы договора стоит законодательство, не допускающее ограничение конкуренции. К таким нормам относятся как общие начала гражданского права, так и специальный нормативный акт.


Нельзя использовать гражданские права для того, чтобы ограничивать конкуренцию, это прямо указано в статье 10 Гражданского кодекса РФ. Более того, статьи 22 и 49 Гражданского кодекса РФ не допускают ограничение правоспособности граждан и юридических лиц за исключением случаев, когда такое ограничение прямо предусмотрено законом.


Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Статьей 11 этого закона запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением “вертикальных” соглашений), если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.


Выводы.


Действующее гражданское законодательство прямо указывает на недопустимость заключения сделок, которые бы ограничивали конкуренцию граждан и организаций. Такие соглашения являются недействительными, а значит, условия в договорах с перевозчиками, запрещающие им конкурировать с экспедиторами или другими перевозчиками, как и огромные штраф за это “нарушение” являются простыми пугалками.

Защита от требований штрафов за работу с клиентом "напрямую"

Опытный юрист в сфере грузовых автомобильных перевозок защитит от неправомерных требований о запрете работы с грузовладельцами.