Статьи о перевозках

Перевозка алкоголя по электронным накладным

С 01 сентября 2025 года оборот алкоголя, к которому относится и перевозка, будет производиться с применением электронных транспортных накладных. Формально в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.04.2023 N 108-ФЗ, которым вносится изменение в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, прямо не сказано про электронную транспортную накладную, но учитывая, что в норме происходит замена слов “товарно-транспортная накладная” на “электронные документы, содержание и порядок использования которых определяются Правительством Российской Федерации”, несложно догадаться о каких именно документах идет речь.


Поэтому с осени 2025 года все перевозчики, которые производят транспортировку алкогольных напитков, включая пиво, должны будут обзавестись учетными записями в системах электронного документооборота (ЭДО) и квалифицированными электронными подписями (но это неточно — читайте до конца). А так как потребление алкоголя растет, то несложно понять, что рано или поздно любой перевозчик с ним столкнется и его повезет. Несложная математика: в 2023 году в России было продано 230 миллионов декалитров алкоголя. Если не принимать во внимание вес тары, получается, что для перевозки 2,3 миллиардов литров этих спиртосодержащих жидкостей понадобится 115 тысяч двадцатитонных фур. Цифра впечатляет и одновременно наталкивает на мысль: всех перевозчиков таким, на первый взгляд мягким способом — мол, если не хотите электронные накладные, просто не возите алкоголь, полно других грузов — заставляют использовать электронные транспортные накладные, чтобы государство точно знало что, откуда и кому перевезено на каждой фуре.

Перевозки по России силами перевозчиков из стран ЕАЭС

Перевозчики из стран Евразийского экономического союза смогут перевозить грузы на внутрироссийских рейсах, для этого Правительство РФ 30 ноября 2024 года утвердило условия осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов, а Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 29.12.2022 N 627-ФЗ. Оба нормативных документа начнут действовать с 1 марта 2025 года; с этого же дня иностранные перевозчики смогут начать выполнять каботажные рейсы по территории РФ.


Разрешение иностранным перевозчикам перевозить грузы между пунктами, расположенными на территории России, отразится на всей отрасли — и без того напряженная ситуация, связанная с уходом из нашей страны иностранных производителей грузовой техники, повышение курса доллара и резкий подъем ключевой ставки, влекущий в свою очередь повышение ставок по кредитам, осложнится дополнительным компонентом возросшей конкуренции.


Недавно в АСМАП сообщали о нехватке китайских дозволов для российских перевозчиков; эти машины также начнут работать на внутрироссийском рынке. Все это может привести к каскадному падению ставок на перевозки.

Самозанятый перевозчик

Специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход — начал действовать с 2019 года и, по мнению участников рынка, является удачным нововведением в российском законодательстве. Благодаря ему десятки тысяч мастеров маникюра, фотографов и сантехников получили возможность стать самозанятыми, оказывать услуги гражданам и организациям легально, платить мизерный (6 и менее процентов) налог и не рисковать начислением НДС в случае попадание в поле зрения фискальных органов.


Государству тоже выгодно знать, что условный Иван Петров, получающий на свою личную банковскую карту 20-30 небольших переводов в месяц, занимается законной деятельностью и на него не нужно тратить ценные человеческие ресурсы, чтобы установить отправителей платежей и проверить — а не за раскладывание ли интересных пакетиков на клумбах у подъездов он эти деньги получает?


Но может ли самозанятый гражданин выступать в качестве перевозчика в том смысле, который определяется действующим законодательством регулирующем правоотношения сторон договора перевозки груза? Давайте разберёмся.

Гигантские штрафы за опоздания на сети

Верховный Суд РФ прямо разрешает взыскивать с перевозчиков штрафы, предусмотренные договорами поставки за недопоставку или просрочку доставки (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26). В момент с перевозчиков начали требовать суммы, несопоставимые с размером ставки за перевозку; величина предъявляемых им убытков может достигать миллиона рублей, а иногда бывает и больше.


По данным изданий Коммерсантъ и Ведомости десять крупнейших российских торговых сетей в 2023 году реализовали населению продуктов питания на сумму 9,1 трлн рублей при общем объеме продуктового ритейла 22,7 трлн рублей за тот же период; таким образом доля продаж десяти крупнейших продуктовых ритейлеров составила 40% от общего объема розничной торговли пищевыми продуктами в стране. Сетевые ритейлеры минимизируют издержки в том числе за счет штрафов, включаемых в договоры с поставщиками. Эти штрафы распространяются в том числе и на так называемую недопоставку товара или просрочку доставки продукции. Штраф за это нарушение исчисляется в процентах от стоимости товара по накладной — обычно это 10 или 15 процентов.


Для начала надо разобраться в терминологии и понять откуда берутся такие гигантские штрафы.

Обжалование штрафа без копии постановления

В период весенних ограничений перевозчики часто не получают копии постановлений о превышении нагрузок на ось или общей массы транспортного средства, несмотря на обязанность административного органа направить ее в течение трех дней после вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Отведенный законом десятидневный срок обжалования постановления начинает течь со следующего дня после получения копии постановления (ч. 1.1 ст. 4.8, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).


Формально до получения копии постановления можно не беспокоиться и не подавать жалобу. Настойчиво рекомендую так не делать и обжаловать постановление сразу, как только появилась информация о штрафе. Помните, что письма теряются, а файлы с постановлениями из-за повреждений не всегда подгружаются в личный кабинет на Госуслугах. Проходят 10 дней и возникает необходимость ходатайствовать о восстановлении срока обжалования. Учитывая, что разрешение этого ходатайства целиком и полностью зависит от желания должностного лица или судьи (смотря кому подана жалоба), которые могут руководствоваться своей загруженностью в текущий момент, пропускать срок обжалования — создавать себе ненужные проблемы на ровном месте.

Включение НДС в суммы штрафов

Основных штрафов, применяемых и используемых в сфере грузоперевозок, всего три: за срыв погрузки, за простой на погрузке и выгрузке и за опоздание на погрузку и выгрузку. Остальные штрафы являются более ситуационными и применяются не так часто, как три перечисленных (штраф за провоз на место погрузки алкоголя или горючих веществ, за задержку отправки оригиналов документов и тому подобные). Но нередко у перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев возникает вполне обоснованный вопрос: должны ли эти штрафы облагаться налогом на добавленную стоимость? Ответим на вопрос в этом материале.

Часто задаваемые вопросы по обжалованию перегруза и негабарита

Вы получили постановление по делу об административном правонарушении по статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и решаете его обжаловать. Помните, что для решения проблемы лучше обратиться к профильному юристу, который знает, как и на каких основаниях обжаловать постановления так, чтобы отменить штраф. Но вопросы остаются, и на них хочется найти ответы. С этой целью — дать перевозчику понимание самых актуальных вопросов — написан этот материал. В нем собраны ответы на самые часто задаваемые вопросы по поводу обжалования штрафов за перегруз и негабарит. Статья написана в формате “вопрос — ответ” максимально сжато, где это возможно — без сложных юридических выражений, чтобы быть понятной максимально широкому кругу читателей.


Имейте в виду, что обращение к квалифицированному юристу повышает ваши шансы на успешное обжалование постановления. Юрист сможет дать вам индивидуальные советы и разработать стратегию обжалования, учитывая особенности вашего дела. Поэтому не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту, который поможет вам разобраться в сложных юридических нюансах и защитит ваши интересы эффективно.

Запрет заключать договор с клиентом экспедитора

Не очень часто, но бывает, что в договоры между экспедитором и перевозчиком включаются условия о запрете работать напрямую с непосредственным грузовладельцем. Санкции за такое нарушение могут включать как приостановку оплаты всех ранее выполненных перевозок, так и выплату неустойки в самом широком диапазоне — от стоимости перевозки до доли оборота за определенный период между экспедитором и грузовладельцем. Стоит ли относиться к таким пунктам договоров серьезно или это просто пугалка для впечатлительных? Разберем в статье последствия заключения таких договоров и рассмотрим две связанные с этой ситуацией правовые позиции.


Но прежде всего хотелось бы отметить, что те, кто включают в свои договоры такие условия, "забывают" о преимуществах здоровой конкуренции в сфере грузоперевозок:


  1. Повышение качества услуг: конкуренция стимулирует компании повышать уровень сервиса и качество услуг, чтобы привлечь клиентов и удержать свои позиции на рынке.
  2. Снижение цен: благодаря конкуренции, компании вынуждены оптимизировать свои расходы, что выгодно потребителям и создает предпосылки для возникновения широкого диапазона предложений.
  3. Инновации: конкуренция мотивирует компании искать новые методы и технологии перевозок, что может улучшать эффективность и снижать затраты.
  4. Увеличение выбора: конкуренция расширяет выбор потребителей, давая им большую возможность сравнивать услуги и тарифы, а также находить наиболее подходящие варианты.

Эти факторы способствуют повышению эффективности и динамичности индустрии грузоперевозок, что в конечном итоге приносит пользу как транспортным компаниям, так и их клиентам.


Запоздалые постановления о перегрузах и негабарите

Федеральным законом от 11.06.2022 г. № 161-ФЗ весогабаритный контроль с 01 января 2023 года был передан от ГИБДД к Ространснадзору. У Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта появился свой центр автоматизированной фотофиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП). Говоря проще — с начала 2023 года контроль за весогабаритными рамками перешел от МВД к Ространснадзору, именно его инспекторы были наделены правами и полномочиями по вынесению постановлений об административных правонарушениях по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.


В финансово-экономическом обосновании законопроекта № 63514-8 (позже принятого и ставшего вышеназванным федеральным законом) указано, что до 2024 года никаких дополнительных бюджетных ассигнований не предусматривается, а после они могут быть выделены “с учетом статистически подтвержденных затрат, параметров и результатов осуществления Ространснадзором правоприменительной практики”.

Порядок составления актов

Самый главный документ, который фиксирует наступление события или какой-либо факт, в соответствии со ст. 38 Устава автомобильного транспорта — это акт. Настоящая статья целиком посвящена этому документу, а также порядку и особенностям его составления.


Порядок составления актов и их содержание урегулированы разделом VII Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.

Консультация транспортного юриста

Если вы столкнулись с проблемой — обращайтесь к юристу за квалифицированной консультацией.