Статьи о перевозках

Форс-мажор в грузоперевозках

Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор — то, на что любят ссылаться и перевозчики, и экспедиторы с грузовладельцами как на основание, которое, по их мнению, должно освободить их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Является ли любое неожиданное событие форс-мажором? Как отличить непреодолимую силу от обычных обстоятельств, которые можно предотвратить или устранить? Будет ли считаться в суде то или иное обстоятельство форс-мажором и где проходит та самая грань, за которой начинаются “высшие силы” (а это буквальный перевод с французского force majeure)? Прочитав статью вы узнаете все ответы на эти вопросы.

Хартия АТС

Прозрачность бизнеса, равноправие всех участников отрасли, одинаковые условия для всех — к этому стремятся не все, но многие участники рынка грузовых автоперевозок. Основная претензия к “серым” и “черным” перевозчикам это применение различных схем так называемой оптимизации налогообложения за счет чего такие перевозчики получают конкурентное преимущество перед “белыми”. И действительно, именно государство должно обеспечивать равные условия для бизнеса всем участникам рынка. Для этого должны реально работать механизмы сбора налогов, трудовые инспекции, правоохранительные органы и прочие исполнительные органы государственной власти.


Многие небольшие перевозчики применяют в своей деятельности единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который позволяет, что уж греха таить, обналичивать средства. Однако, начиная с 2021 года этот налоговый режим прекратит свое существование (ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 г. № 178-ФЗ), следовательно, все перевозчики будут платить налоги соразмерно полученным доходам.


У большинства грузовладельцев существует проблема возмещения НДС из-за нерадивых экспедиторов и перевозчиков, применяющих ОСНО. В защиту этих участников рынка Общественная палата РФ придумала сначала Хартию АПК, а сейчас — Хартию АТС. Что это такое? Разберем в этой статье.

Ответственность водителя

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.


Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).


Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Вероятность взыскания долга через судебных приставов

Вы перевезли груз, а заказчик не платит? Такая ситуация становится, к сожалению, привычной. Для получения денег вы должны обратиться в суд, выиграть дело, убедиться в том, что должник не собирается исполнять решение суда, после чего получить исполнительный лист и направить его в Федеральную службу судебных приставов. Далее начинается этап исполнительного производства, которое, по идее, должно привести к конечной цели всего мероприятия по взысканию долга — поступлению на ваш расчетный счет денег. Давайте оценим шансы перевозчика или экспедитора получить долг принудительно, на основании исполнительного листа и заявления в ФССП.

Жалоба на неплательщика в прокуратуру

“Нам не платят за перевозку, можно ли пожаловаться в прокуратуру?” — такой вопрос часто задают перевозчики. Если подойти к вопросу формально, то да, можно пожаловаться — ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” это позволяет. Но будет ли толк от такого обращения? Действительно ли прокуратура является тем органом, в который перевозчики должны обращаться при неоплате перевозки? Давайте разберемся.


Для начала следует разобраться с тем, какие функции выполняет прокуратура. Статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” определяет пределы полномочий этого органа государственной власти. Цитировать статью полностью не имеет смысла, но такой функции как “взыскание просроченной задолженности” или “контроль за исполнением денежных обязательств участников хозяйственной деятельности” за прокуратурой не закреплено.

О создании реестра перевозчиков

В настоящее время рассматривается законопроект № 639949-7 о создании реестра перевозчиков. Краткая выжимка законопроекта:

  • все перевозчики и лица, выполняющие перевозки для собственных нужд (за исключением физических лиц, перевозящих личные и семейные грузы) должны быть внесены в реестры, формируемые Торгово-промышленной палатой;
  • внесение в реестры платное;
  • перевозчики должны соответствовать критериям профессиональной надежности, компетентности и финансовой состоятельности.

В качестве целей законопроекта авторы декларируют:

  • снижение присутствия на рынке нелегальных перевозчиков;
  • обеспечение надлежащего государственного транспортного надзора и статистического наблюдения за деятельностью грузового автомобильного транспорта всех форм собственности;
  • формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг;
  • повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом.

Ответственность охраны за перевозимый груз

Обеспечение сохранности груза в пути — головная боль грузовладельцев. Одним из инструментов обеспечения безопасности перевозки дорогостоящих грузов является сопровождение перевозимых товарно-материальных ценностей сотрудниками частного охранного предприятия (ЧОП, ЧОО). В этой статье не будет раскладывания по полочкам положительных и отрицательных сторон такого способа обеспечения сохранной доставки груза. Разберем другой вопрос: кто несет ответственность за груз при его хищении в случае, если он находился под охраной? Вопрос, конечно, интересный, хоть ответ и не утешителен для перевозчика.


Деятельность ЧОПов регулируется Федеральным Законом о частной охранной и детективной деятельности Я долго и тщательно искал любые упоминания в этом законе о материальной ответственности частных охранных предприятий но не нашёл. При этом Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом ответственность перевозчика за принятый к перевозке груз прямо предусмотрена.

Что могут сотрудники ДПС и как вести себя при остановке на дороге

Сотрудник ДПС останавливает автомобильСотрудники ГИБДД могут остановить любое транспортное средство для проверки документов. Обычно водители без восторга воспринимают взмах полосатого жезла инспектора ДПС, но на самом деле поводов расстраиваться (если вы не нарушаете правила дорожного движения) нет. Нужно четко знать свои права на дороге, вести себя с инспектором корректно, внимательно читать предлагаемые на подпись документы. Это практически на 100% защитит вас от злоупотреблений, которыми, увы, грешат некоторые нечистые на руку сотрудники ДПС.

Штраф за превышение габаритов транспортного средства

Габаритный контроль транспортного средстваСтатья 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность как за превышение допустимой массы и нагрузки на ось, так и за несоблюдение габаритов транспортного средства с грузом. Общие ограничения габаритов автомобиля с грузом установлены пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ — транспортное средство не должно быть шире 2,55 метров (2,6 — для рефрижераторов и полуприцепов), длиннее 20 метров, выше 4 метров над уровнем проезжей части.


Приложение № 3 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривает те же ограничения по ширине и высоте, но уточняют предельную длину транспортного средства в зависимости от его типа: для одиночного автомобиля или прицепа допустима длина 12 метров, для автопоезда — 20 метров. Примечанием установлено, что приведенные в приложении предельно допустимые габариты включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.

Комментарии к Постановлению Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26

Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.


Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.