Статьи о перевозках

Перевозки грузов в Донбасс: риски и последствия

В связи с объявленным присоединением к Российской Федерации новых субъектов (Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей) возникла повышенная потребность в их снабжении, которое, в силу географических и экономических причин, производится автомобильным транспортом. У многих перевозчиков и экспедиторов возникают закономерные вопросы, касающиеся рисков, возникающих при доставке грузов (в статье речь идет исключительно о грузах гуманитарного характера) в эти регионы. Два самых часто встречающиеся вопроса — будет ли утрата груза в результате военных действий считаться форс-мажором и можно ли в договоре с заказчиком предусмотреть отказ последнего от ответственности перевозчика или экспедитора за сохранность груза. Разберем оба вопроса.

Взыскание расходов на юриста после отмены штрафа

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении, особенно, если речь идет о крупных штрафах, исчисляемых сотнями тысяч рублей, обычно обжалуется либо вышестоящему должностному лицу, либо в суд, как это предусмотрено статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Если привлеченное к ответственности лицо привлекает профессионального юриста, шансы на отмену постановления значительно возрастают. Но проблема в том, что услуги квалифицированного защитника (юриста) нередко обходятся в значительную сумму, которая, хоть и меньше величины ответственности, но все равно чувствительно бьет по карману, а если для отмены постановления требуется провести экспертные исследования, то расходы на защиту своих прав могут исчисляться сотнями тысяч рублей.

Заключение договора перевозки по электронной почте

Грузоперевозки — очень динамичная отрасль. Каждый перевозчик и экспедитор совершает сделки, не выходя из офиса или даже кабины своего грузового автомобиля — по электронной почте, через мессенджеры, а то и просто по телефону. Это быстро, не требует много усилий и, самое важное, стало стандартом отрасли.


Отрасль транспортных перевозок такова, что в большинстве случаев не может ждать долгого обсуждения условий договоров, встреч, проверки полномочий подписантов договоров, контрактов и заявок. Долгие переговоры, личные встречи, собственноручное подписание документов — все это характерно для ритейла, долгосрочных регулярных договоров, в строительстве и так далее.


Порядок заключения договоров и заявок на перевозку или экспедирование груза давно устоялся: стороны просто обмениваются скан-копиями (а лет десять-пятнадцать назад — факсами) подписанных договоров и заявок. Максимум на что обращает внимание сотрудник принимающей документ стороны — соответствие печати организации юридическому наименованию партнера. Крайне редко сверяются реквизиты организации (ИНН, ОГРН).

Правила перевозки грузов 2022 года

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2116 вносит очередные изменения в порядок оформления перевозочных документов. Ранее действовавший раздел VIII Правил перевозки грузов автомобильным транспортом утратил силу с 01 января 2022 года (подпункт 25 пункта 3 Постановления). С 01 марта 2022 года Правила перевозки грузов дополняется разделом IX “Порядок оформления или формирования транспортной накладной в части требований к ее заполнению”. Подготовлена новая форма транспортной накладной, в которой количество граф сократится с 17 до 12, но сведений нужно будет указывать (неожиданно) больше. Применять новую форму транспортной накладной следует с 01 марта 2022 года.


Внешний вид новой формы транспортной накладной приведен на изображениях ниже.


Применение электронных перевозочных документов регулируется статьей 18.1 Устава автомобильного транспорта. 10 января 2022 года вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы РФ от 09 декабря 2021 года № ЕД-7-26/1065@ “Об утверждении форматов электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда”. Этим приказом устанавливаются требования технического характера (формат, структура, наименование файла и прочее); он предназначен больше для операторов информационной системы электронных перевозочных документов, но некоторые моменты вызывают вопросы. К примеру, из содержания абзацев 3 и 5 пункта 2 приказа следует, что информация о, соответственно, приеме и сдаче груза подтверждается усиленной квалифицированной подписью перевозчика (не водителя), но погрузки нередко происходят в ночное время, следовательно, перевозчику придется либо организовывать ночные дежурства сотрудников, уполномоченных подписывать перевозочные документы, либо транспортное средство будет простаивать после погрузки до утра, пока не будет подписана транспортная накладная.

Уплата экспедитором НДС за полученную от клиента провозную плату

Изменение законодательства в сфере грузовых автомобильных перевозок (имея в виду Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200, установившего в качестве критерия статуса перевозчика наличие во владении транспортного средства и гражданско-правовых или трудовых отношений с водителем) повлекло изменение процесса взаимодействия экспедиторов и их клиентов. Налоговые инспекции начали следить за тем, чтобы экспедиторы не фигурировали в транспортных накладных в качестве перевозчиков, а расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль, были оформлены корректно. Спустя 11 месяцев после вступления в силу новых Правил перевозки грузов автомобильным транспортом многие крупные грузовладельцы стали работать “в белую” оформляя транспортные накладные в соответствии с требованиями законодательства — указывая в качестве грузоотправителя экспедитора, а в качестве перевозчика фактического эксплуатанта транспортного средства. В перспективе такое положение дел должно положительно сказаться на всей отрасли, например, уменьшить количество неоплат оказанных услуг перевозчикам.

Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации” внесло отнюдь не косметические изменения в сферу автомобильных грузоперевозок. По замыслу чиновников из Министерства транспорта и Федеральной налоговой службы нововведения позволят отслеживать движение денег при оплате транспортных услуг, а также уменьшат количество посредников-экспедиторов, участвующих в одной хозяйственной операции по перевозке груза.


Эта статья является продолжением предыдущей о новых правилах перевозки грузов, действующих с 2021 года. В материале будут разобраны вопросы, касающиеся заполнения транспортных накладных и нового формата взаимодействия всех сторон договора перевозки. По количеству комментариев к предыдущей статье понятно, что эти вопросы очень волнуют читателей, потому что никто не хочет попасть под санкции государственных контролирующих органов.


К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина. Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.

Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Постановлением от 21.12.2020 г. № 2200 Правительство Российской Федерации сделало всем перевозчикам и экспедиторам сюрприз, приняв новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (ППГАТ). Они начали действовать с 01 января 2021 года, то есть, сразу после новогодних каникул. Прежние Правила перевозки грузов (Постановление Правительства от 15.04.2011 г. № 272) утратили силу. Целями принятия новых ППГАТ, согласно пояснительной записке к законопроекту, были:

  • реализация механизма “регуляторной гильотины”;
  • законодательное регулирование электронного документооборота в грузовых автомобильных перевозках;
  • смягчение требований к предъявляемым водителем грузового автомобиля перевозочным документам.

От себя отмечу (в пояснительной записке об этом не упомянуто), что дополнительной целью введения новых ППГАТ стало ужесточение налогового администрирования товародвижения по территории России путем внесения блока изменений в форму транспортной накладной и запуска информационной системы сведений из электронных перевозочных документов.


Новые Правила перевозки грузов будут действовать до 01 января 2027 года, что достаточно необычно для российского законотворчества — подзаконным актам редко устанавливаются сроки окончания их действия. Впрочем, ничто не мешает отдельным постановлением продлить срок действия обновленных ППГАТ или вовсе убрать ограничение срока их действия.

Минимальная осмотрительность при выборе контрагента

До заключения заявки на перевозку груза следует задать себе два простых вопроса:

  • Что будет, если мне не оплатят перевозку?
  • Смогу ли я получить деньги за перевозку принудительно?

Эти вопросы являются ключевыми при оценке рисков неоплаты за перевозку. Для оценки платежеспособности контрагента обычно применяется словосочетание “должная осмотрительность”, но сложившаяся в грузоперевозках ситуация не позволяет применять его в том смысле, который вкладывается в это понятие. Если строго подходить к оценке рисков, то подавляющее большинство заказчиков-экспедиторов не сможет пройти по показателям благонадежности ввиду отсутствия у них ликвидных активов, за исключением долговых обязательств их клиентов (причем, эти активы не всегда “хорошие” — часто они являются сомнительными ко взысканию) и вам попросту не с кем будет работать.


Одной из причин большого количества неоплаченных перевозок является крайне низкий порог вхождения в бизнес для экспедиторов — достаточно зарегистрировать ООО, иметь компьютер или смартфон, зарегистрироваться в АвтоТрансИнфо. Этим пользуются как мошенники, так и условно добросовестные компании, у которых возникли финансовые проблемы.

Актуальные проблемы грузоперевозок из-за COVID-19

Широкое распространение коронавирусной инфекции и введенные ограничительные меры, направленные на сохранение здоровья населения России, не могли не сказаться на бизнесе в целом и логистике в частности. Грузовладельцы, экспедиторы и перевозчики — практически одномоментно были вынуждены меняться и приспосабливаться к ограничениям, вводимым властями страны и регионов.


Как следствие, возникли новые проблемы, у всех участников логистической цепочки появились новые вопросы касательно действий в условиях карантина. В этой статье речь пойдет о наиболее острых проблемах, с которыми столкнулись сейчас и, что немаловажно, столкнутся позже многие экспедиторы, грузовладельцы и перевозчики. Коронавирус не вечен, с приходом тепла и выработкой иммунитета ограничения будут сняты, жизнь потечет как прежде. Но последствия совершенных в этот непростой период действий, возможно, придется расхлебывать долгие годы.


Так как на этом сайте информация предназначена для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, анализа указов президента и прочих правовых актов с позиции правомерности и конституционности не будет.

Тонкости оплаты перевозки груза

В автомобильных грузоперевозках практически все услуги оказываются перевозчиками и экспедиторами с отсрочкой оплаты. Сделка считается завершенной (закрытой) после получения оплаты за перевозку. Многие перевозчики, увидев поступление платежа, расслабляются и считают, что эта перевозка выполнена успешно и про нее можно забыть. Однако, к сожалению, это не всегда так — иногда перевозчик спустя год получает требование возвратить неосновательное обогащение.


Есть и другая, противоположная ситуация — после выполнения перевозки клиенту поступает электронное письмо или просто SMS с просьбой произвести оплату другому юридическому лицу или предпринимателю. Заказчик оплачивает, а через некоторое время перевозчик, с которым заключен договор, спрашивает: “Когда будет оплата?”. Другая разновидность оплаты не тому лицу — перечисление денег с карты на карту.


В этой статье будут разобраны именно эти ситуации, ведь важно не только оплатить, но и оплатить надлежащему кредитору. Кредитору, в свою очередь, важно получить оплату с “правильного” должника.