Заключение договора перевозки по электронной почте

Грузоперевозки — очень динамичная отрасль. Каждый перевозчик и экспедитор совершает сделки, не выходя из офиса или даже кабины своего грузового автомобиля — по электронной почте, через мессенджеры, а то и просто по телефону. Это быстро, не требует много усилий и, самое важное, стало стандартом отрасли.


Отрасль транспортных перевозок такова, что в большинстве случаев не может ждать долгого обсуждения условий договоров, встреч, проверки полномочий подписантов договоров, контрактов и заявок. Долгие переговоры, личные встречи, собственноручное подписание документов — все это характерно для ритейла, долгосрочных регулярных договоров, в строительстве и так далее.


Порядок заключения договоров и заявок на перевозку или экспедирование груза давно устоялся: стороны просто обмениваются скан-копиями (а лет десять-пятнадцать назад — факсами) подписанных договоров и заявок. Максимум на что обращает внимание сотрудник принимающей документ стороны — соответствие печати организации юридическому наименованию партнера. Крайне редко сверяются реквизиты организации (ИНН, ОГРН).


В действительности бездумных обмен изображениями или pdf-документами имеет слабое отношение к тому, как должны заключаться договоры посредством электронной почты, а заключать договоры по телефону (устно) — чистая лотерея без гарантии выигрыша для обеих сторон. Но обо всем по порядку.


Договор и заявка — терминология.


Сначала внесем окончательную ясность: под договором понимается соглашение двух или более лиц, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются гражданские права или обязанности (ст. 420 Гражданского кодекса РФ). От наименования документа (договор, заявка, договор-заявка, поручение на перевозку, задание экспедитору и еще пара десятков вариаций) не зависит ничего. Если кто-то каким-то образом обязуется выполнить или не выполнять какое-либо действие, это уже договор.


В заявке на перевозку одна сторона обязуется перевезти груз, другая сторона — оплатить перевозку. Это делает заявку договором в том смысле, который вкладывается в это понятие законом. Именно поэтому в судебных решениях часто встречаются фразы вида “<...> стороны заключили договор перевозки в форме заявки <…>”.


Далее по тексту будет встречаться слово “договор”, под которым не обязательно подразумевается документ на 2,3...50 страницах, названный “Договор”. Этот документ является рамочным договором, устанавливающим общие условия оказания транспортных услуг, а конкретные поручения во исполнение этого договора передаются посредством заявок.


Следует понимать, что в отсутствие рамочного договора заявка, договор-заявка, поручение, разовая заявка и тому подобные документы являются договором в юридическом понимании этого термина.


Почему важно понимать и соблюдать порядок заключения договоров?


Это необходимо для того, чтобы ни одна из сторон договора не могла избежать ответственности: заказчик оплатил перевозку, перевозчик отвечал за сроки доставки и сохранность груза. Если нет доказательств того, что договор заключен конкретным лицом, возникают сложности в доказывании факта возникновения у контрагента обязательств. Эти сложности могут иметь фатальное значение при рассмотрении дела в суде — не имея доказательств того, что договор был заключен тем или иным лицом невозможно требовать у него оплату, штраф, возмещение убытков и т.д.


Мы живем во времена, когда мошенникам не нужно иметь высокий уровень технической или психологической подготовки: умные программы легко вырезают подписи и печати из документов, а добросовестные участники рынка грузоперевозок настроены на нормальность, то есть, по умолчанию верят в добросовестность контрагента, хотя все должно быть ровно наоборот — к новому потенциальному контрагенту сначала нужно относиться с известной долей подозрительности, снижая ее уровень при наличии достаточных на то оснований.


Передача заявок по телефону.


Такой способ обычно используется небольшими экспедиторскими компаниями, которые работают напрямую с водителями. Это самый ненадежный способ заключения договора перевозки для обеих сторон. Для перевозчика нет никаких гарантий того, что после выполнения перевозки он получит оплату, а заказчику в случае повреждения или утраты груза придется изрядно потрудиться, чтобы доказать, что он заключал договор с этим водителем.


Устные договоры — сделки на доверии, и по понятным причинам они подходят для хорошо знакомых людей, которых связывает не только знакомство, но и другие обстоятельства. Использование устных сделок в грузоперевозках, где перевозчик и заказчик зачастую не то что не связаны друг с другом, но даже ни разу друг друга не видели — безосновательное сверхдоверие, граничащее с безрассудством. При этом цена вопроса может достигать нескольких миллионов рублей: вряд ли стоит ожидать от перевозчика готовности компенсировать стоимость утраченного или поврежденного груза стоимостью пару миллионов рублей, если есть реальная возможность оспорить сам факт заключения договора и, как следствие, наличие обязательства что-либо возмещать.


Гражданский кодекс РФ допускает заключение устных сделок с важной оговоркой: при доказывании факта заключения договора и его условий в устной форме нельзя ссылаться на свидетельские показания (ст. 162 ГК РФ). Если самой заявки на перевозку груза нет, но есть рамочный договор перевозки, это отчасти облегчает доказывание акцепта заявки (ч. 3 ст. 159 ГК РФ), так как по крайней мере это удостоверяет факт “знакомства” заказчика и перевозчика. Если заключенная заявка на перевозку подтверждается одним лишь телефонным звонком, то доказать его заключение и его условие можно:


а. Признанием этого факта другой стороной.
б. Надлежащим образом оформленной транспортной накладной.
в. Записью телефонного разговора.


Согласие второй стороны с фактом заключения договора не требует пояснений — если обе стороны признают наличие между ними правоотношений, доказывать ничего не надо.


Надлежащее оформление транспортной накладной чаще всего возможно в случае отсутствия посредника между водителем (он же перевозчик) и грузоотправителем. В этом случае важно верно заполнить транспортную накладную. С 2021 года транспортные накладные позволяют подтвердить заключение договора перевозки без подписанных сторонами заявок и договоров. И перевозчику, и грузоотправителю важно проконтролировать проставление контрагентом отметок в 8-ой и 12-ой графах транспортной накладной.


Отдельно следует обратить внимание на верное указание наименований и реквизитов грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика в 1-ой, 2-ой и 6-ой графах транспортной накладной соответственно. Во избежание споров о размере провозной платы перевозчику следует контролировать корректное заполнение 12-ой графы накладной.


Важное примечание: транспортная накладная на бумажном носителе составляется минимум в трех экземплярах (п. 10 Правил перевозки грузов), содержание которых должно быть идентичным, либо в форме электронного документа.


Запись телефонного разговора может являться доказательством заключения договора при определенных условиях и оговорках:

  • бесспорная идентификация собеседников;
  • установление факта исполнения этими лицами во время телефонного разговора своих трудовых (профессиональных) обязанностей;
  • согласование всех существенных условий договора в разговоре.

Трудности доказывания факта общения с представителем перевозчика или заказчика возникают на всех этапах.


Оттиск печати и изображение оттиска печати.


Чудовищное заблуждение многих участников рынка грузоперевозок — если на скан-копии договора или заявки стоит печать стороны, то это означает, что именно эта организация или ИП заключили договор. В действительности это не так.


Гражданское законодательство регулирует порядок заключения договоров по электронной почте или с использованием других каналов связи. При таком способе заключения договора подпись считается проставленной в случае однозначной идентификации лица, выразившего волю на одобрение сделки.


Наличие в договоре или заявке изображения оттиска печати любой из сторон само по себе не означает, что они были проставлены уполномоченным лицом стороны. Эти изображения могут быть легко скопированы из общедоступных источников (например, на форумах сайта АТИ часто публикуются заявки и договоры с подписями и печатями сторон).


Способов идентификации лица существует достаточно много. Первый и самый надежный: использование электронной подписи (ЭП). В идеале это должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись, выданная сертифицированным удостоверяющим центром, а переписку лучше вести через платформу электронного документооборота (ЭДО). Использование ЭП позволяет идентифицировать лицо, подписавшее документ (договор, акт, счет и т.д.).


Идентификация лица посредством адреса электронной почты, указанной на сайте АТИ.


Если при обмене документами не применяется электронная подпись, а обмен ведется с использованием адресов электронной почты, позволяющих идентифицировать участников документооборота, часто этого достаточно, чтобы признать заключенным договор в простой письменной форме. Буквальное толкование гражданского законодательства о порядке акцептования (согласия с условиями) договора (ст. 438 Гражданского кодекса РФ) не предполагает обязательного проставления оттиска печати и подписи ответственного лица на документе, выражающего одобрение сделки; достаточно простого ответа вида “согласен с условиями” или “приступаю к выполнению”, чтобы считать оферту принятой контрагентом. Более того, достаточно приступить к исполнению своих обязательств по договору, чтобы можно было считать сделку заключенной. При этом законодатель указал, что молчание акцептом не является.


В сфере грузоперевозок большинство заявок и договоров заключается посредством обмена сканированными документами по электронной почте — это прямое следствие динамичности отрасли. Это прямо допускается гражданским законодательством (ч. 1 ст. 160, ч. 2 ст. 434 ГК РФ).


Нужно понимать, что любая из сторон может пытаться оспорить заключение договора через электронную почту. В качестве примера приведу позицию ответчика по делу № А57-12682/2021 о взыскании задолженности за оказанные услуги по перевозке грузов. Ответчик (индивидуальный предприниматель) заявил, что договор-заявку на перевозку груза он не заключал, подпись и печать были использованы без его разрешения третьим лицом — бывшим коллегой, который открыл свою экспедиторскую фирму. Никто из сторон не оспорил факт выполнения перевозки, претензий к истцу не заявил.


Для всестороннего и правильного рассмотрения дела у администрации сайта АвтоТрансИнфо суд по моему ходатайству истребовал доказательства — контактные данные ответчика, сведения о методе аутентификации его учетной записи. Из ответа администрации сайта АТИ следовало, что такой контакт был действительно указан на сайте, добавлен администратором аккаунта, идентификация пользователя была проведена путем оплаты лицензии с расчетного счета индивидуального предпринимателя.


В свою очередь третье лицо также представило отзыв на иск, в котором подтвердило позицию ответчика.



Следует отметить, что первоначальная позиция ответчика состояла в том, что договор-заявка была фальсифицирована истцом, однако, после предоставления пояснений администрации сайта АТИ он эту позицию изменил.



Отказываться от доказанных истцом фактов уже не имело смысла и ответчику пришлось их признать.



Позиция ответчика изменилась: теперь он настаивал на том, что истец не проявил должной осмотрительности и не потребовал доверенность на право совершения сделки, хотя видел, что заявка пришла не с почты индивидуального предпринимателя, а с иной, хоть и указанной в контактных данных учетной записи ответчика на сайте АТИ. Суд критически отнесся к этому заявлению, указав, что в данном случае наличие у лица соответствующих полномочий вытекало из использования аккаунта представляемого лица.



Исковые требования о взыскании задолженности были удовлетворены полностью.



Итоги.


Статья получилась довольно объемная. Резюмируем сказанное.

  1. Заключать договоры необходимо исключительно в письменной форме.
  2. Не важно какая печать стоит на заявке — при заключении договора по электронной почте решающее значение имеет каким образом подтверждается принадлежность электронного адреса стороне сделки.
  3. При обмене электронными документами с контрагентом в идеале следует пользоваться сервисами электронного документооборота (ЭДО).
  4. Если обмен документами ведется посредством электронной почты, следует удостовериться в том, что эта почта указана в верифицированном аккаунте (то есть имеется балл за соответствие названия реальному наименованию) АТИ контрагента.
Нет отзывов
Добавить отзыв