Перевозки грузов в Донбасс: риски и последствия

В связи с объявленным присоединением к Российской Федерации новых субъектов (Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей) возникла повышенная потребность в их снабжении, которое, в силу географических и экономических причин, производится автомобильным транспортом. У многих перевозчиков и экспедиторов возникают закономерные вопросы, касающиеся рисков, возникающих при доставке грузов (в статье речь идет исключительно о грузах гуманитарного характера) в эти регионы. Два самых часто встречающиеся вопроса — будет ли утрата груза в результате военных действий считаться форс-мажором и можно ли в договоре с заказчиком предусмотреть отказ последнего от ответственности перевозчика или экспедитора за сохранность груза. Разберем оба вопроса.


Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).


Ответственность перевозчика и экспедитора за сохранность груза предусмотрена законом (ч. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта, ст. 7 Федерального закона “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Обе нормы содержат оговорку о том, что ответственность устраняется в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые не могли быть предотвращены или устранены по не зависящим от перевозчика или экспедитора причинам.


Частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ установлена возможность устранения ответственности в случае, если неисполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.


В законе нет четкого определения понятия “обстоятельства непреодолимой силы”, поэтому высшим судам Российской Федерации пришлось устранять этот пробел.


Так, Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Президиума от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 указывает, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы “нормального”, обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.


Постановлением Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.


Указанные позиции высших судов фактически определяют два необходимых критерия для признания какого-либо обстоятельства форс-мажорным:

  • их чрезвычайность;
  • невозможность их разумного предусмотрения.

Есть большая вероятность того, что не удастся убедить суд в невозможности предусмотрения воздействия на транспортное средство с грузом участников боевых действий в “горячей” фазе конфликта, поэтому заключать договор с мыслью “война всё спишет” и повреждение или утрата груза будут считаться произошедшими в результате обстоятельств непреодолимой силы не стоит.


Включение в договор условия об устранении ответственности перевозчика или экспедитора.


Вторая “отличная” идея, которая, по мнению некоторых экспедиторов и перевозчиков должна сработать — включение в договор отказ заказчика от притязаний к перевозчику по поводу повреждения или утраты груза, перевозимого по территории ЛДНР, Херсонской или Запорожской областей. Для этого случая все однозначно определено и не требует проверки временем.


Согласно ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.


Федеральными законами (Уставом автомобильного транспорта, Законом о транспортно-экспедиционной деятельности) предусмотрено, что любые соглашения, предусматривающие возможность уменьшения или устранения ответственности соответственно перевозчика или экспедитора, считается недействительным (ст. 37 УАТ, ч. 2 ст. 11 ФЗ “О ТЭД”). Из этого следует простой вывод — через включение в договор условий о принятии заказчиком всех рисков за сохранность груза устранить ответственность не выйдет.


Дополнительный риск: особенности ОСАГО.


Формальное присоединение к Российской Федерации территорий ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей произошло путем принятия федеральных конституционных законов от 04.10.2022 г. № № 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ. Пунктом 4 статьи 18 всех перечисленных нормативных актов предусмотрено, что на новых территориях до 01 января 2024 года не применяется законодательство РФ об ОСАГО. Нужно учитывать, что финансовое положение местных жителей, формально ничем не отличающихся от россиян, проживающих на континентальной части федерации, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Таким образом, если перевозчик попадет в дорожно-транспортное происшествие, шанс возместить ущерб не слишком высокий.


Кроме того, с учетом ситуации на фронте нельзя утверждать в чьей юрисдикции к моменту завершения возможных судебных разбирательств окажется та или иная территория и вполне может случиться так, что взыскивать ущерб придется в иностранном суде с очень туманными перспективами успеха.


Выводы.


Ответственность за сохранность груза, перевозимого по территориям Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей, в любом случае лежит на экспедиторе и перевозчике, независимо от содержания договора. Можно ли будет признать случай утраты или повреждения груза в результате боевых действий форс-мажором — большой вопрос, который, скорее всего, разрешится в пользу заказчиков.