Статьи о перевозках

Редактирование условий договора и заявки на перевозку груза

Внесение изменений в договор или заявку перевозчикомГражданское законодательство устанавливает равенство всех сторон договора. В частности, об этом говорится в п. 1 ст. 1 ГК РФ: “Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.”


В абсолютном большинстве случаев диспетчеры, присылая договор и заявку, отказываются изменять условия в них, объясняя это следующим образом:

Требование предоставить оригинал договора для оплаты

Нужен ли диспетчеру оригинал договора для оплаты перевозки?Посредники идут на всевозможные ухищрения, чтобы максимально оттянуть момент оплаты перевозчику выполненной перевозки. В частности, одним из таких ухищрений является требование прислать по почте оригинальный договор с "живыми" подписями и печатями. Если перевозчик отказывается прислать оригинал договора, диспетчер ему просто не платит, считая себя на 100% правым. В обоснование этого требования обычно приводятся такие причины:

Право водителя на записи в актах

Акты в грузоперевозкахПри составлении акта водители часто стесняются излагать свою точку зрения об обстоятельствах, послуживших причиной составления акта, а зря. Именно водитель, как представитель перевозчика, больше всего заинтересован в том, чтобы в акте были отражены достоверные сведения. Зачастую указанные в акте замечания перевозчика могут стать решающими аргументами в суде.

Утрата груза при перевозке

Недостача груза

Утрата груза перевозчиком часто компенсируется за счёт накопившейся дебиторской задолженности. Если же задолженности перед грузовладельцем или экспедитором нет или она существенно меньше стоимости утраченного груза, компенсировать утрату может быть сложно, а в некоторых случаях — абсолютно невозможно.

Кем на самом деле являются посредники с громкими названиями?

"Большой автопарк”, “100%-ая ответственность за груз”, “Мы работаем с 19** года”, “Наши опытные менеджеры”, “Компания накопила значительный опыт”, “Полный комплекс логистических услуг”... Такие хвалебные оды самим себе грузовладелец встречает на сайте каждой второй транспортной компании, после чего звонит и заказывает перевозку груза в такой надёжной и классной транспортной компании с громким названием, но с полным отсутствием активов, транспортных средств. В наличии у такой компании:

Грузополучатель отказывается выгружать машину и принимать груз

Некоторые грузополучатели забывают или делают вид, что не понимают, что доставка груза зачастую производится не силами их поставщика (продавца), а наёмным транспортом. Казалось бы незначительная деталь, но она в корне меняет всю суть взаимоотношений во всей цепочке поставки товара.


Неуклонно возрастает доля продаж товаров народного потребления и продуктов питания через крупные сетевые магазины; пользуясь этим сетевики ужесточают требования к поставщикам, указывая в договорах поставки условия, отказ от которых влечёт отказ от заключения договора. К таким условиям, в частности, относятся возможность сети отказаться от приёма груза по различным основаниям (малый срок реализации груза, несоответствие упаковки и запаллечивания груза требованием сети и т.п.). Для того, чтобы привести эти требования к законным рамкам, сети в договорах поставки указывают, что поставка товара осуществляется силами поставщика.

Кража груза

Кражи груза при перевозкеРегулярность, с которой появляются всё новые сообщения на форуме “Пропажа груза” сообщения, откровенно пугают. Не помогают ни проверка документов перевозчика, ни многочисленные условия в договорах — грузы воруют. Правоохранительные органы делают всё что в их силах, однако, запутанность используемых в грузоперевозках правовых отношений приводит к тому, что срок подачи заявления о пропаже груза затягивается на недели, а то и месяцы. В то же время общеизвестно, что проще всего раскрыть преступление по горячим следам.

"Жду паспорт, права, ПТС и свидетельства"

ПаспортПосредники часто просят у перевозчиков предоставить сканированные паспорта, водительские удостоверения водителей, ПТС, свидетельства о регистрации транспортных средств и прочие документы, к примеру, свидетельства ОГРН и ИНН. Для чего это делается и какие последствия могут наступить?


Для начала разберёмся зачем посредники просят предоставить свидетельства о постановке на налоговый учёт и о регистрации юридического лица (в народе — ИНН и ОГРН). Эта традиция восходит к тем временам, когда интернет был не везде, медленный и дорогой, а заявки, договоры и прочие документы передавались по факсу. Чтобы убедиться в реальности существования организации посредники просили прислать свидетельства по факсу.

Заявка - документ или бумажка?

Договор“Заявка”, “договор-заявка” — это документ или всё-таки простая бумажка, которая особой роли для перевозчика не играет? Давайте попробуем разобраться. Сразу оговоримся — речь идёт о заявках и договор-заявках между посредником и перевозчиком. Заявки между грузовладельцем и перевозчиком регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами (гл. 40 или гл. 41 ГК РФ).

В заявке одно, на погрузке другое

Большое количество посредников, которое существует на рынке грузовых автомобильных перевозок, неминуемо ведёт к снижению качества оказываемых ими услуг. Ведь если разобраться, они оказывают исключительно информационные услуги по поиску грузового автотранспорта. Из-за возрастающей конкуренции посредники пытаются как можно меньше надоедать вопросами своим заказчикам, предпочитая самим додумывать параметры груза или маршрута. Это приводит к тому что в своей заявке с перевозчиком они указывают вес груза 20 тонн, а фактически перевозчику загружают 25 тонн. Или в заявке пишут маршрут Санкт-Петербург - Екатеринбург, а перевозчик получает дополнительную транспортную накладную, исходя из которой маршрут следования становится Санкт-Петербург - Самара - Екатеринбург.