Догрузы

ДогрузыДва участника рынка грузоперевозок — грузовладельцы и перевозчики — ищут возможность заработать, причем, грузовладельцы зарабатывают экономя, а перевозчики — извлекая из своей деятельности больше прибыли. Загрузить в машину несколько грузов, каждый из которых меньше общей вместимости, выгодно и грузовладельцу — он перевозит груз за относительно небольшую цену), и перевозчику потому что суммарная стоимость перевозки нескольких догрузов выше стоимости перевозки одного груза по такому же маршруту.


Суть догруза — консолидация нескольких грузов прямо в кузове автомобиля, минуя передачу груза на склад (терминал) перевозчика или экспедитора. Проще говоря, грузовой автомобиль производит забор грузов у нескольких отправителей и доставляет их нескольким получателям. Другое название догруза — попутный груз.


Сроки доставки догруза.


Законодательство не выделяет догрузы в отдельную категорию грузов. У перевозчика в любом случае сохраняется обязанность доставить груз в установленные сроки (ст. 792 Гражданского кодекса РФ, ст. 14 УАТиГНЭТ) и никаких “это же догруз, тут не может быть четких сроков” нет и быть не может. За нарушение сроков доставки груза перевозчик несет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ.


Перевозчикам следует учитывать это обстоятельство при планировании доставки догрузов. Брать догруз и ждать неделю следующий попутный груз нельзя, только если в договоре не установлен соответствующий срок доставки первого догруза.


Оформление накладных при перевозке догрузов.


Каждый догруз перевозится на основании самостоятельного договора перевозки, который, согласно ч. 2 ст. 785 ГК РФ, подтверждается транспортной накладной. В соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТиГНЭТ в грузовых автомобильных перевозках оформление и выдача транспортной накладной — обязанность грузоотправителя, если иного не предусмотрено договором перевозки.


Следовательно, на каждый догруз выдается отдельная транспортная накладная. Если грузоотправитель отправляет груз нескольким получателям, на каждую партию груза также должна быть оформлена своя транспортная накладная (п. 10 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200).


В отдельной статье описан порядок оформления транспортных накладных.


Пломбирование транспортного средства, перевозящего догрузы.


Обязанность грузоотправителя опломбировать транспортное средство после погрузки установлен ст. 13 УАТиГНЭТ и п. 56 ППГАТ, однако, указанные правовые нормы относятся к ситуации, в которой груз адресуется одному получателю. Должен ли первый грузоотправитель пломбировать транспортное средство после получения от водителя информации о том, что он будет добирать догрузы?


Системный анализ норм права (ст. 13 УАТиГНЭТ, п. 56 ППГАТ) позволяет прийти к выводу о том, грузоотправитель, отправляя груз в адрес одного получателя и получив от водителя информацию о том, что он продолжит собирать догрузы, в любом случае обязан произвести опломбирование транспортного средства.


Во-первых, заключая договор перевозки и отправляя груз одной партией, обязанность по опломбированию транспортного средства возникает у грузоотправителя в силу прямого указания на то закона.


Во-вторых, перевозчик, в силу различных причин, может отказаться от намерения продолжить собирать догрузы, и сразу приступить к доставке груза получателю по поручению первого и единственного грузоотправителя.


В-третьих, само по себе отсутствие пломбы на выгрузке не влечет для перевозчика каких-либо последствий, которые могут существенным образом нарушить его права.


Обязанность перевозчика по обеспечению сохранности догрузов.


Перевозка догрузов в юридическом отношении ничем не отличается от перевозки обычного груза — на каждый догруз должен быть заключен самостоятельный договор перевозки и, соответственно, выдана своя транспортная накладная. Следовательно, на перевозчика возлагается обязанность выдать сохранный груз каждому получателю (ст. 796 ГК РФ).


При этом риски перевозчика доставить груз с повреждениями (боем) или недостачей возрастают пропорционально количеству мест выгрузки. Погрузочно-разгрузочные работы практически всегда сопряжены с опасностью задеть груз в кузове автомобиля по неосторожности, а учитывая российские реалии, нельзя исключать и вероятность встретить на разгрузке пьяных грузчиков или водителя погрузчика. Также возможна ситуация когда грузчики случайно или намеренно возьмут пару коробок “не своего” груза.


Поэтому водителю следует быть особенно внимательным, следить за ходом разгрузки и контролировать сохранность груза, после завершения выгрузки на одной точке осматривать оставшиеся в автомобиле вверенные ему материальные ценности. Партии грузов рекомендуется отделять по границам перегородками, распорками или обозначать другими способами.


В случае, если любой из грузополучателей обнаружит недостачу или бой прибывшего к нему догруза ответственность будет нести именно перевозчик, а не предыдущий грузополучатель. Впрочем, перевозчик вправе обратиться с регрессным требованием к виновному в причиненном ущербе лицу и возместить понесенные убытки.