Статьи о перевозках

Гигантские штрафы за опоздания на сети

Верховный Суд РФ прямо разрешает взыскивать с перевозчиков штрафы, предусмотренные договорами поставки за недопоставку или просрочку доставки (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26). В момент с перевозчиков начали требовать суммы, несопоставимые с размером ставки за перевозку; величина предъявляемых им убытков может достигать миллиона рублей, а иногда бывает и больше.


По данным изданий Коммерсантъ и Ведомости десять крупнейших российских торговых сетей в 2023 году реализовали населению продуктов питания на сумму 9,1 трлн рублей при общем объеме продуктового ритейла 22,7 трлн рублей за тот же период; таким образом доля продаж десяти крупнейших продуктовых ритейлеров составила 40% от общего объема розничной торговли пищевыми продуктами в стране. Сетевые ритейлеры минимизируют издержки в том числе за счет штрафов, включаемых в договоры с поставщиками. Эти штрафы распространяются в том числе и на так называемую недопоставку товара или просрочку доставки продукции. Штраф за это нарушение исчисляется в процентах от стоимости товара по накладной — обычно это 10 или 15 процентов.


Для начала надо разобраться в терминологии и понять откуда берутся такие гигантские штрафы.

Обжалование штрафа без копии постановления

В период весенних ограничений перевозчики часто не получают копии постановлений о превышении нагрузок на ось или общей массы транспортного средства, несмотря на обязанность административного органа направить ее в течение трех дней после вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Отведенный законом десятидневный срок обжалования постановления начинает течь со следующего дня после получения копии постановления (ч. 1.1 ст. 4.8, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).


Формально до получения копии постановления можно не беспокоиться и не подавать жалобу. Настойчиво рекомендую так не делать и обжаловать постановление сразу, как только появилась информация о штрафе. Помните, что письма теряются, а файлы с постановлениями из-за повреждений не всегда подгружаются в личный кабинет на Госуслугах. Проходят 10 дней и возникает необходимость ходатайствовать о восстановлении срока обжалования. Учитывая, что разрешение этого ходатайства целиком и полностью зависит от желания должностного лица или судьи (смотря кому подана жалоба), которые могут руководствоваться своей загруженностью в текущий момент, пропускать срок обжалования — создавать себе ненужные проблемы на ровном месте.

Включение НДС в суммы штрафов

Основных штрафов, применяемых и используемых в сфере грузоперевозок, всего три: за срыв погрузки, за простой на погрузке и выгрузке и за опоздание на погрузку и выгрузку. Остальные штрафы являются более ситуационными и применяются не так часто, как три перечисленных (штраф за провоз на место погрузки алкоголя или горючих веществ, за задержку отправки оригиналов документов и тому подобные). Но нередко у перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев возникает вполне обоснованный вопрос: должны ли эти штрафы облагаться налогом на добавленную стоимость? Ответим на вопрос в этом материале.

Часто задаваемые вопросы по обжалованию перегруза и негабарита

Вы получили постановление по делу об административном правонарушении по статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и решаете его обжаловать. Помните, что для решения проблемы лучше обратиться к профильному юристу, который знает, как и на каких основаниях обжаловать постановления так, чтобы отменить штраф. Но вопросы остаются, и на них хочется найти ответы. С этой целью — дать перевозчику понимание самых актуальных вопросов — написан этот материал. В нем собраны ответы на самые часто задаваемые вопросы по поводу обжалования штрафов за перегруз и негабарит. Статья написана в формате “вопрос — ответ” максимально сжато, где это возможно — без сложных юридических выражений, чтобы быть понятной максимально широкому кругу читателей.


Имейте в виду, что обращение к квалифицированному юристу повышает ваши шансы на успешное обжалование постановления. Юрист сможет дать вам индивидуальные советы и разработать стратегию обжалования, учитывая особенности вашего дела. Поэтому не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту, который поможет вам разобраться в сложных юридических нюансах и защитит ваши интересы эффективно.

Запрет заключать договор с клиентом экспедитора

Не очень часто, но бывает, что в договоры между экспедитором и перевозчиком включаются условия о запрете работать напрямую с непосредственным грузовладельцем. Санкции за такое нарушение могут включать как приостановку оплаты всех ранее выполненных перевозок, так и выплату неустойки в самом широком диапазоне — от стоимости перевозки до доли оборота за определенный период между экспедитором и грузовладельцем. Стоит ли относиться к таким пунктам договоров серьезно или это просто пугалка для впечатлительных? Разберем в статье последствия заключения таких договоров и рассмотрим две связанные с этой ситуацией правовые позиции.


Но прежде всего хотелось бы отметить, что те, кто включают в свои договоры такие условия, "забывают" о преимуществах здоровой конкуренции в сфере грузоперевозок:


  1. Повышение качества услуг: конкуренция стимулирует компании повышать уровень сервиса и качество услуг, чтобы привлечь клиентов и удержать свои позиции на рынке.
  2. Снижение цен: благодаря конкуренции, компании вынуждены оптимизировать свои расходы, что выгодно потребителям и создает предпосылки для возникновения широкого диапазона предложений.
  3. Инновации: конкуренция мотивирует компании искать новые методы и технологии перевозок, что может улучшать эффективность и снижать затраты.
  4. Увеличение выбора: конкуренция расширяет выбор потребителей, давая им большую возможность сравнивать услуги и тарифы, а также находить наиболее подходящие варианты.

Эти факторы способствуют повышению эффективности и динамичности индустрии грузоперевозок, что в конечном итоге приносит пользу как транспортным компаниям, так и их клиентам.


Запоздалые постановления о перегрузах и негабарите

Федеральным законом от 11.06.2022 г. № 161-ФЗ весогабаритный контроль с 01 января 2023 года был передан от ГИБДД к Ространснадзору. У Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта появился свой центр автоматизированной фотофиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП). Говоря проще — с начала 2023 года контроль за весогабаритными рамками перешел от МВД к Ространснадзору, именно его инспекторы были наделены правами и полномочиями по вынесению постановлений об административных правонарушениях по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.


В финансово-экономическом обосновании законопроекта № 63514-8 (позже принятого и ставшего вышеназванным федеральным законом) указано, что до 2024 года никаких дополнительных бюджетных ассигнований не предусматривается, а после они могут быть выделены “с учетом статистически подтвержденных затрат, параметров и результатов осуществления Ространснадзором правоприменительной практики”.

Порядок составления актов

Самый главный документ, который фиксирует наступление события или какой-либо факт, в соответствии со ст. 38 Устава автомобильного транспорта — это акт. Настоящая статья целиком посвящена этому документу, а также порядку и особенностям его составления.


Порядок составления актов и их содержание урегулированы разделом VII Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.

Перевозки грузов в Донбасс: риски и последствия

В связи с объявленным присоединением к Российской Федерации новых субъектов (Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей) возникла повышенная потребность в их снабжении, которое, в силу географических и экономических причин, производится автомобильным транспортом. У многих перевозчиков и экспедиторов возникают закономерные вопросы, касающиеся рисков, возникающих при доставке грузов (в статье речь идет исключительно о грузах гуманитарного характера) в эти регионы. Два самых часто встречающиеся вопроса — будет ли утрата груза в результате военных действий считаться форс-мажором и можно ли в договоре с заказчиком предусмотреть отказ последнего от ответственности перевозчика или экспедитора за сохранность груза. Разберем оба вопроса.

Взыскание расходов на юриста после отмены штрафа

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении, особенно, если речь идет о крупных штрафах, исчисляемых сотнями тысяч рублей, обычно обжалуется либо вышестоящему должностному лицу, либо в суд, как это предусмотрено статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Если привлеченное к ответственности лицо привлекает профессионального юриста, шансы на отмену постановления значительно возрастают. Но проблема в том, что услуги квалифицированного защитника (юриста) нередко обходятся в значительную сумму, которая, хоть и меньше величины ответственности, но все равно чувствительно бьет по карману, а если для отмены постановления требуется провести экспертные исследования, то расходы на защиту своих прав могут исчисляться сотнями тысяч рублей.

Заключение договора перевозки по электронной почте

Грузоперевозки — очень динамичная отрасль. Каждый перевозчик и экспедитор совершает сделки, не выходя из офиса или даже кабины своего грузового автомобиля — по электронной почте, через мессенджеры, а то и просто по телефону. Это быстро, не требует много усилий и, самое важное, стало стандартом отрасли.


Отрасль транспортных перевозок такова, что в большинстве случаев не может ждать долгого обсуждения условий договоров, встреч, проверки полномочий подписантов договоров, контрактов и заявок. Долгие переговоры, личные встречи, собственноручное подписание документов — все это характерно для ритейла, долгосрочных регулярных договоров, в строительстве и так далее.


Порядок заключения договоров и заявок на перевозку или экспедирование груза давно устоялся: стороны просто обмениваются скан-копиями (а лет десять-пятнадцать назад — факсами) подписанных договоров и заявок. Максимум на что обращает внимание сотрудник принимающей документ стороны — соответствие печати организации юридическому наименованию партнера. Крайне редко сверяются реквизиты организации (ИНН, ОГРН).

Обжалование решений налоговых органов

Если вы столкнулись с неправомерным начислением налогов и хотите его обжаловать — обращайтесь к юристу.