Статьи о перевозках

Право водителя на записи в актах

Акты в грузоперевозкахПри составлении акта водители часто стесняются излагать свою точку зрения об обстоятельствах, послуживших причиной составления акта, а зря. Именно водитель, как представитель перевозчика, больше всего заинтересован в том, чтобы в акте были отражены достоверные сведения. Зачастую указанные в акте замечания перевозчика могут стать решающими аргументами в суде.

Утрата и повреждение груза при перевозке

Недостача груза

Утрата груза перевозчиком часто компенсируется за счёт накопившейся дебиторской задолженности. Если же задолженности перед грузовладельцем или экспедитором нет или она существенно меньше стоимости утраченного груза, компенсировать утрату может быть сложно, а в некоторых случаях — абсолютно невозможно.

Грузополучатель отказывается выгружать машину и принимать груз

Некоторые грузополучатели забывают или делают вид, что не понимают, что доставка груза зачастую производится не силами их поставщика (продавца), а наёмным транспортом. Казалось бы незначительная деталь, но она в корне меняет всю суть взаимоотношений во всей цепочке поставки товара.


Неуклонно возрастает доля продаж товаров народного потребления и продуктов питания через крупные сетевые магазины; пользуясь этим сетевики ужесточают требования к поставщикам, указывая в договорах поставки условия, отказ от которых влечёт отказ от заключения договора. К таким условиям, в частности, относятся возможность сети отказаться от приёма груза по различным основаниям (малый срок реализации груза, несоответствие упаковки и запаллечивания груза требованием сети и т.п.). Для того, чтобы привести эти требования к законным рамкам, сети в договорах поставки указывают, что поставка товара осуществляется силами поставщика.

Кража груза

Кражи груза при перевозкеРегулярность, с которой появляются всё новые сообщения на форуме “Пропажа груза” сообщения, откровенно пугают. Не помогают ни проверка документов перевозчика, ни многочисленные условия в договорах — грузы воруют. Правоохранительные органы делают всё что в их силах, однако, запутанность используемых в грузоперевозках правовых отношений приводит к тому, что срок подачи заявления о пропаже груза затягивается на недели, а то и месяцы. В то же время общеизвестно, что проще всего раскрыть преступление по горячим следам.

В заявке одно, на погрузке другое

Большое количество посредников, которое существует на рынке грузовых автомобильных перевозок, неминуемо ведёт к снижению качества оказываемых ими услуг. Ведь если разобраться, они оказывают исключительно информационные услуги по поиску грузового автотранспорта. Из-за возрастающей конкуренции посредники пытаются как можно меньше надоедать вопросами своим заказчикам, предпочитая самим додумывать параметры груза или маршрута. Это приводит к тому что в своей заявке с перевозчиком они указывают вес груза 20 тонн, а фактически перевозчику загружают 25 тонн. Или в заявке пишут маршрут Санкт-Петербург - Екатеринбург, а перевозчик получает дополнительную транспортную накладную, исходя из которой маршрут следования становится Санкт-Петербург - Самара - Екатеринбург.

Уступка права требования

Уступка права требования в грузоперевозках

В автомобильных грузоперевозках неоплата выполненной работы, к сожалению, не редкость. Что делать, если вы выполнили перевозку, собрались отправлять документы, нашли в АТИ фирму, с которой заключили заявку и вдруг увидели, что она из совсем ещё совсем “зелёной” превратилась в “краснозвёздную”, явно не платящую другим фирму?

Для начала возьмите транспортную накладную и посмотрите в 10-ую графу. Возможно, там указана фирма отличная от той, с которой вы заключили договор. В этом случае вам следует найти фирму (она скорее всего будет присутствовать в АТИ, начните поиски оттуда) и обратиться к ним с просьбой оплатить перевозку вам, а не организации, которая точно сольётся с деньгами перевозчиков, в том числе и вашими.

Хочу выехать с места разгрузки, но машину не выпускает охрана

Не редкая, в общем-то, ситуация: вы прибыли на место выгрузки, машину запустили на территорию грузополучателя, но выгрузка всё никак не начинается. Составив все необходимые акты и уведомив грузоотправителя вы собираетесь покинуть место разгрузки, чтобы вернуть груз отправителю но тут на пути машины встаёт он — доблестный сотрудник ЧОПа или, по-простому, охранник. С непередаваемым выражением лица, свидетельствующем одновременно о его важности (ну ещё бы — шлагбаум стеречь не каждому доверят) и о его отношению к водителю он сообщает, что без некоего разрешения он никого с территории не выпустит.

Заполнение транспортной накладной

Как заполнить транспортную накладную правильно? Этот вопрос часто задаёт себе грузоотправитель, который, согласно п. 6 Постановления Правительства от 15.04.2011 года №272, заполняет её по форме, представленной в Приложении №4 этого Постановления.


Итак, приступим к заполнению. Для Вашего удобства порядок заполнения будет описан в той последовательности, в которой в транспортной накладной расположены её графы. Те разделы, которые, наш взгляд, не требуют пояснения, пропущены для повышения читабельности текста. Если у Вас останутся вопросы, я проконсультирую вас.

Повреждение, порча, бой груза — что делать перевозчику?

Повреждение груза при выполнении перевозкиПри порче груза в автоперевозках действует так называемая презумпция вины перевозчика. Это означает, что перевозчик должен доказывать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5 ст.34 УАТиГНЭТ). Совокупность доказательств для каждого конкретного случая различается и зависит от ситуации и обстоятельств, при которых произошло повреждение перевозимого груза. Так, при механическом повреждении коробов или паллет с грузом, можно ссылаться на пункты 50 и 52 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 21.12.2020 № 2200), при внутритарном повреждении груза (например, если из неплотно закрытых бутылей разлилось растительное масло) следует особое внимание уделить состоянию пломб и целостности кузова транспортного средства. Запись о состоянии пломб и кузова автомобиля необходимо сделать во всех экземплярах акта о порче груза, а также во всех экземплярах транспортных и (или) товарно-транспортных накладных.

Удержание груза перевозчиком

Отношение перевозчиков к такому инструменту, как удержание груза, зачастую диаметрально противоположно: одни считают, что удерживать груз категорически запрещено, другие, напротив, думают, что удержанием груза можно пользоваться беспричинно. Давайте установим что же можно, а что нельзя при использовании этого метода обеспечения перевозчиком своих интересов. Право удержания груза перевозчиком устанавливается п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса РФ: "Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства".