Статьи о перевозках

Уступка права требования

Уступка права требования в грузоперевозках

В автомобильных грузоперевозках неоплата выполненной работы, к сожалению, не редкость. Что делать, если вы выполнили перевозку, собрались отправлять документы, нашли в АТИ фирму, с которой заключили заявку и вдруг увидели, что она из совсем ещё совсем “зелёной” превратилась в “краснозвёздную”, явно не платящую другим фирму?

Для начала возьмите транспортную накладную и посмотрите в 10-ую графу. Возможно, там указана фирма отличная от той, с которой вы заключили договор. В этом случае вам следует найти фирму (она скорее всего будет присутствовать в АТИ, начните поиски оттуда) и обратиться к ним с просьбой оплатить перевозку вам, а не организации, которая точно сольётся с деньгами перевозчиков, в том числе и вашими.

Хочу выехать с места разгрузки, но машину не выпускает охрана

Не редкая, в общем-то, ситуация: вы прибыли на место выгрузки, машину запустили на территорию грузополучателя, но выгрузка всё никак не начинается. Составив все необходимые акты и уведомив грузоотправителя вы собираетесь покинуть место разгрузки, чтобы вернуть груз отправителю но тут на пути машины встаёт он — доблестный сотрудник ЧОПа или, по-простому, охранник. С непередаваемым выражением лица, свидетельствующем одновременно о его важности (ну ещё бы — шлагбаум стеречь не каждому доверят) и о его отношению к водителю он сообщает, что без некоего разрешения он никого с территории не выпустит.

Заполнение транспортной накладной

Как заполнить транспортную накладную правильно? Этот вопрос часто задаёт себе грузоотправитель, который, согласно п. 6 Постановления Правительства от 15.04.2011 года №272, заполняет её по форме, представленной в Приложении №4 этого Постановления.


Итак, приступим к заполнению. Для Вашего удобства порядок заполнения будет описан в той последовательности, в которой в транспортной накладной расположены её графы. Те разделы, которые, наш взгляд, не требуют пояснения, пропущены для повышения читабельности текста. Если у Вас останутся вопросы, я проконсультирую вас.

Повреждение, порча, бой груза — что делать перевозчику?

Повреждение груза при выполнении перевозкиПри порче груза в автоперевозках действует так называемая презумпция вины перевозчика. Это означает, что перевозчик должен доказывать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5 ст.34 УАТиГНЭТ). Совокупность доказательств для каждого конкретного случая различается и зависит от ситуации и обстоятельств, при которых произошло повреждение перевозимого груза. Так, при механическом повреждении коробов или паллет с грузом, можно ссылаться на пункты 50 и 52 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 21.12.2020 № 2200), при внутритарном повреждении груза (например, если из неплотно закрытых бутылей разлилось растительное масло) следует особое внимание уделить состоянию пломб и целостности кузова транспортного средства. Запись о состоянии пломб и кузова автомобиля необходимо сделать во всех экземплярах акта о порче груза, а также во всех экземплярах транспортных и (или) товарно-транспортных накладных.

Удержание груза перевозчиком

Отношение перевозчиков к такому инструменту, как удержание груза, зачастую диаметрально противоположно: одни считают, что удерживать груз категорически запрещено, другие, напротив, думают, что удержанием груза можно пользоваться беспричинно. Давайте установим что же можно, а что нельзя при использовании этого метода обеспечения перевозчиком своих интересов. Право удержания груза перевозчиком устанавливается п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса РФ: "Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства".

Документы, применяемые в грузоперевозках

Перевозка грузов регулируется рядом законов Российской Федерации. В них чётко установлены обязанности сторон договора перевозки. В частности, ст. 6 Правил перевозки грузов устанавливает, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению №4. Статья 785 ГК РФ устанавливает обязанности сторон договора перевозки — перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Другими словами, грузоотправитель платит перевозчику за выполнение услуг по перевозке груза, но никак не за доставку документов, подтверждающих факт перевозки груза или факт принятия покупателем товара.

Оплата перевозки грузоотправителем в обход посредника

Сложившаяся с середины 2000-х ситуация на рынке грузовых автоперевозок, связанная с отменой лицензирования (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года), перевернула рынок с ног на голову. "Рулить" рынком стали посредники. В профессиональной среде их часто называют "табуретками" за практически полное отсутствие активов.


Армия посредников начала неконтролируемый, ничем не сдерживаемый, рост. Обещая грузовладельцам полную ответственность за груз, отсутствие проблем с перевозчиками, посредники заключали договоры перевозки. Существующее в то время законодательство в сфере грузовых автомобильных перевозок способствовало этому. После принятия Государственной Думой РФ в 2007 году нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, посредники как бы остались "за бортом", но ни общество, ни государство не проконтролировали соблюдение нового закона и фактически ничего не изменилось.

Срыв погрузки — непредъявление груза к перевозке и невывоз груза перевозчиком

Срыв погрузки в грузовых автомобильных перевозкахСрыв погрузки — общее понятие, включающее в себя несколько предусмотренных Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятий, объединённых единым смыслом, который можно выразить простой, но ёмкой фразой “груз никуда не поехал”. Другими словами, это событие, в результате которого не произошло перемещения товарно-материальных ценностей, предусмотренного договором перевозки, фрахтования или другого, смешанного договора, предметом которого является доставка товарно-материальных ценностей.


Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя. Остановимся на каждом случае отдельно.

Взыскание штрафов за простой на погрузках и выгрузках

Взыскание штрафов за простой транспортного средства на погрузках и выгрузкахПрописываемые диспетчерами в договорах и заявках “нормативные” сутки (а в некоторых заявках и 48 часов) на погрузку и выгрузку сами по себе являются весьма солидным сроком, за который грузоотправитель и грузополучатель должен успеть загрузить и выгрузить машину, но и этого времени зачастую оказывается недостаточно. Возникает простой транспортного средства на погрузке или выгрузке.


Грузовладельцу удобно, когда машина простаивает на погрузке или на выгрузке: не надо оптимизировать складские логистические процессы, не надо беспокоиться о том, что транспортное средство придёт на погрузку или выгрузку с опозданием, не надо заботиться об увеличении площадей складов и об увеличении штата складских работников — товар хранится у перевозчиков столько, сколько нужно, а перевозчик несёт за него материальную ответственность.

Обжалование постановлений по ст. 12.21.1 КоАП РФ

На сайте размещено огромное количество статей и материалов, касающихся различных ситуаций, с которыми сталкиваются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. К сожалению, не все ситуации можно решить путем переговоров или деловой переписки, часть из них требует разрешения в суде. Профессиональный юрист по грузоперевозкам готов оказать квалифицированную помощь, в том числе и по обжалованию постановлений о перегрузе или негабарите.