Статьи о перевозках

Документы, применяемые в грузоперевозках

Перевозка грузов регулируется рядом законов Российской Федерации. В них чётко установлены обязанности сторон договора перевозки. В частности, ст. 6 Правил перевозки грузов устанавливает, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению №4. Статья 785 ГК РФ устанавливает обязанности сторон договора перевозки — перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Другими словами, грузоотправитель платит перевозчику за выполнение услуг по перевозке груза, но никак не за доставку документов, подтверждающих факт перевозки груза или факт принятия покупателем товара.

Оплата перевозки грузоотправителем в обход посредника

Сложившаяся с середины 2000-х ситуация на рынке грузовых автоперевозок, связанная с отменой лицензирования (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года), перевернула рынок с ног на голову. "Рулить" рынком стали посредники. В профессиональной среде их часто называют "табуретками" за практически полное отсутствие активов.


Армия посредников начала неконтролируемый, ничем не сдерживаемый, рост. Обещая грузовладельцам полную ответственность за груз, отсутствие проблем с перевозчиками, посредники заключали договоры перевозки. Существующее в то время законодательство в сфере грузовых автомобильных перевозок способствовало этому. После принятия Государственной Думой РФ в 2007 году нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, посредники как бы остались "за бортом", но ни общество, ни государство не проконтролировали соблюдение нового закона и фактически ничего не изменилось.

Срыв погрузки — непредъявление груза к перевозке и невывоз груза перевозчиком

Срыв погрузки в грузовых автомобильных перевозкахСрыв погрузки — общее понятие, включающее в себя несколько предусмотренных Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятий, объединённых единым смыслом, который можно выразить простой, но ёмкой фразой “груз никуда не поехал”. Другими словами, это событие, в результате которого не произошло перемещения товарно-материальных ценностей, предусмотренного договором перевозки, фрахтования или другого, смешанного договора, предметом которого является доставка товарно-материальных ценностей.


Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя. Остановимся на каждом случае отдельно.

Взыскание штрафов за простой на погрузках и выгрузках

Взыскание штрафов за простой транспортного средства на погрузках и выгрузкахПрописываемые диспетчерами в договорах и заявках “нормативные” сутки (а в некоторых заявках и 48 часов) на погрузку и выгрузку сами по себе являются весьма солидным сроком, за который грузоотправитель и грузополучатель должен успеть загрузить и выгрузить машину, но и этого времени зачастую оказывается недостаточно. Возникает простой транспортного средства на погрузке или выгрузке.


Грузовладельцу удобно, когда машина простаивает на погрузке или на выгрузке: не надо оптимизировать складские логистические процессы, не надо беспокоиться о том, что транспортное средство придёт на погрузку или выгрузку с опозданием, не надо заботиться об увеличении площадей складов и об увеличении штата складских работников — товар хранится у перевозчиков столько, сколько нужно, а перевозчик несёт за него материальную ответственность.