Грузополучатель отказывается выгружать машину и принимать груз

Некоторые грузополучатели забывают или делают вид, что не понимают, что доставка груза зачастую производится не силами их поставщика (продавца), а наёмным транспортом. Казалось бы незначительная деталь, но она в корне меняет всю суть взаимоотношений во всей цепочке поставки товара.


Неуклонно возрастает доля продаж товаров народного потребления и продуктов питания через крупные сетевые магазины; пользуясь этим сетевики ужесточают требования к поставщикам, указывая в договорах поставки условия, отказ от которых влечёт отказ от заключения договора. К таким условиям, в частности, относятся возможность сети отказаться от приёма груза по различным основаниям (малый срок реализации груза, несоответствие упаковки и запаллечивания груза требованием сети и т.п.). Для того, чтобы привести эти требования к законным рамкам, сети в договорах поставки указывают, что поставка товара осуществляется силами поставщика.


Почему так? Дело в том, что если следовать положениям УАТиГНЭТ, то грузополучатель обязан принять груз — об этом говорится в п. 1 ст. 15 УАТиГНЭТ. Закон оставляет возможность получателю не принимать груз если он повреждён настолько, что его использование по прямому назначению невозможно (п. 2, ст. 15 УАТиГНЭТ).


Если же на выгрузке получатель отказывается принять груз и не выгружает машину, то перевозчик, следуя п. 3, ст. 15 УАТиГНЭТ, имеет право доставить груз по новому адресу или вернуть его грузоотправителю. Подробно порядок переадресовки или доставки груза отправителю описана в п. 68 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200:


"Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке".


Обратите внимание, выполнять переадресовку — право, а не обязанность перевозчика. Если перевозчику не удобно доставить груз по новому адресу, то он имеет право это не делать.


Порядок переадресовки изменяется в случае, если оформление транспортной накладной происходило в электронном виде. В этом случае отказ принимать груз грузоотправителю направляет грузополучатель (п. 69 Правил перевозки грузов).


Важно помнить, что большинство договоров, целью которых является доставка грузов, в настоящее время не может быть квалифицирована как договор перевозки. При возникновении ситуации, когда грузополучатель отказывается выгружать груз, рекомендуем обратиться к юристу, предоставить ему документы для анализа. Это позволит решить возникшую проблему, оставаясь в рамках закона. Неверные действия перевозчика могут привести к самым серьёзным последствиям, включая уголовное преследование.


Прибытие на выгрузку раньше срока.


Если перевозчик доставил груз раньше времени, определённого в договором перевозки, грузополучатель вправе не производить выгрузку досрочно. Это право вытекает из содержания ст. ст. 314, 315 Гражданского кодекса РФ. В то же время, приняв груз раньше времени, получатель тем самым одобряет досрочное исполнение своих обязательств перевозчиком.


Штрафы и неустойки за досрочную доставку груза получателем законодательством не предусмотрены. Возможность включения в договор условий, предусматривающих ответственность перевозчика за доставку груза раньше времени, сомнительна с точки зрения их обоснованности и соответствия основополагающим принципам гражданского законодательства — добросовестности и порядочности.


Удержание груза и сдача его на СВХ.


Существующие заблуждения о том, что при отказе получателя от приёма груза перевозчик вправе удержать груз до полной оплаты перевозки или сдать его на склад временного хранения, не имеют под собой никаких оснований. Действия перевозчика в этой ситуации регламентированы и определены законодательно. Настоятельно рекомендуем перевозчикам не обращать внимания на советы “доброжелателей” на форумах и сомнительных интернет-сайтах, а следовать букве закона. Помните, что советы на форумах ни к чему не обязывают их авторов.


Читайте также:

Взыскание штрафов за простой транспорта Охрана не выпускает машину с территории Составление претензий и актов в грузоперевозках


Добавить комментарий
Юлия
Юлия
Хорошо, а что делать в ситуации, когда грузополучатель отказался от приема груза по причинам, независящим от перевозчика, нет указаний о переадресовке, перевозчик принимает решение возвратить груз обратно грузоотправителю, но и грузоотправитель отказывается принимать его назад к учету. Что в таком случае делать перевозчику с грузом? Иногда сдача груза на СВХ единственно возможный выход, чтобы не использовать полуприцеп т/с в виде условно-бесплатного склада по хранению груза
Комментировать
Максим
Максим
Забрать себе груз и неотдавать, либо по цене доставки груза жабрать себе на сумму товар.
А так доставка из пункта А в пункт Б стоит денег и возврат из пункта Б в пункт А тоже. Это еще оплата.
Виктория
Виктория
« Обратите внимание, выполнять переадресовку — право, а не обязанность перевозчика. Если перевозчику не удобно доставить груз по новому адресу, то он имеет право это не делать.»

Чем регламентировано право перевозчика не делать этого? На что опираться перевозчику и чем руководствоваться в данном случае?
В УАТ этот момент никак не прописан этот момент, только что « 3. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его.»
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте. Вы верно процитировали норму закона, именно это и является основанием для отказа перевозчика от выполнения любой переадресовки.

Норма изложена законодателем в такой формулировке с целью недопущения злоупотребления грузоотправителем правом давать указание о переадресовке. К примеру, это не дает возможности заказывать перевозку из Москвы во Владимир с дальнейшей переадресовкой в Комсомольск-на-Амуре, оплачивая согласованную ставку до Владимира и возмещая только лишь расходы (которые еще необходимо обосновать и подтвердить!) на перевозку из Владимира до Комсомольска-на-Амуре.
Виктория
Виктория
Опять же, не понятно где прописано право перевозчика отказаться от осуществления переадресации его силами?
В случае, если грузополучатель не принимает часть продукции по причине просрочки(вина грузоотправителя), и отказывается от временном размещении на хранении у себя. Перевозчик не может везти возврат обратно ГО из Самары в Москву, так как завтра у него уже загрузка на международку.
Это для примера и из практики.
Как быть перевозчику и законно отказаться от осуществления возврата/переадресации своим транспортом и своими силами??
Антон Смородников
Антон Смородников
В процитированной вами норме это право прямо указано.
Отказ получателя от приема груза по причинам, не зависящим от перевозчика, влечет за собой гражданско-правовые последствия в виде обязанности возместить причиненные убытки (уплатить штрафы, которые уплатил перевозчик за срыв погрузки, например).
Отказаться от переадресовки можно, отказаться от возврата нельзя. Но закон не связывает перевозчика обязанностью возвратить груз своими силами (но этот запрет может быть установлен договором — ч. 3 ст. 313 ГК РФ), поэтому можно, после изучения договора и направления соответствующих уведомлений, возвратить груз силами третьих лиц.
Виктория
Виктория
« Но закон не связывает перевозчика обязанностью возвратить груз своими силами»
Подскажите на какую статью ссылаться чтобы подкрепить данное утверждение?
ГрузКонсалт
ГрузКонсалт
Кирилл, никто вам дарить фуру чего угодно не будет. Кроме того, в УАТиГНЭТ не указана ответственность грузополучателя за отказ от приёма груза. Помимо этого, не приняв груз, вы будете совершенно правы, т.к. вы не обязаны принимать что угодно от кого угодно.
Комментировать
Кирилл Кирсанов
Кирилл Кирсанов
Любопытная формулировка, случайно получилось? Обязанность существует, а теперь давайте попробуем ее объяснить. Давайте обсудим?
Кто-то, без моего ведома, указал меня в качестве получателя и по 1 пункту статьи 15 УАТиГНЭТ я теперь должен принять груз и фуры в свою малогабаритную однушку? И это положение важнее, чем пункт 2 статьи 1 ГК РФ, по которой я осуществляю свои гражданские права "своей волей и в своем интересе"? Так вот господа перевозчики и отправители, пока у Вас нет документально подтвержденного моего на то согласия, я сам буду решать принимать мне груз от перевозчика или нет.
По-моему обоснованная позиция?
Комментировать
ГрузКонсалт
ГрузКонсалт
Не совсем так, Кирилл. Обязанность принять груз по договору перевозки у грузополучателя есть, она устанавливается пунктом 1 статьи 15 УАТиГНЭТ. Именно благодаря тому, что такая обязанность существует, ведущие цивилисты по транспортному праву до сих пор не могут придти к единому мнению, является ли получатель стороной договора перевозки, либо же он является третьим лицом, в пользу которого договор перевозки заключается.
Комментировать
Кирилл Кирсанов
Кирилл Кирсанов
ГК РФ статья 308 п3. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Получается, что договором перевозки нельзя обязать получателя принять груз, поскольку он не является стороной договора перевозки. Нет обязанностей, есть права.
А вот договором Купли-Продажи, в исполнение которого организуется перевозка, нужно возложить такую обязанность на покупателя.
Комментировать
Ирина
Ирина
Здравствуйте, ситуация : груз приняли , но мошенническим образом пытаются навязать нам, что перевозчик не выдерживал температуру во время пути. Подсовывают чужой логгер. Документы ТТН не отдают , машина стоит вторые сутки. Груз забрали, документов не отдают. Что делать?
Светлана
Светлана
Ирина у нас такая же ситуация. Как вы разрешили свою ситуацию?
Дмитрий
Дмитрий
В ваших случаях необходимо предъявить распечатку с термодатчиков (данные с температурного устройства), которые установлены в данном ТС. Документы всё-равно должны подписать, максимум, что они могут сделать- это составить коммерческий акт и там обе стороны опишут свои точки зрения на этот инцидент.
Аноним
Аноним
вызывать полицию. т.к. получается у вас груз забрали а документы не подписывают(получается у вас похитили груз)