Некоторые грузополучатели забывают или делают вид, что не понимают, что доставка груза зачастую производится не силами их поставщика (продавца), а наёмным транспортом. Казалось бы незначительная деталь, но она в корне меняет всю суть взаимоотношений во всей цепочке поставки товара.
Неуклонно возрастает доля продаж товаров народного потребления и продуктов питания через крупные сетевые магазины; пользуясь этим сетевики ужесточают требования к поставщикам, указывая в договорах поставки условия, отказ от которых влечёт отказ от заключения договора. К таким условиям, в частности, относятся возможность сети отказаться от приёма груза по различным основаниям (малый срок реализации груза, несоответствие упаковки и запаллечивания груза требованием сети и т.п.). Для того, чтобы привести эти требования к законным рамкам, сети в договорах поставки указывают, что поставка товара осуществляется силами поставщика.
Почему так? Дело в том, что если следовать положениям УАТиГНЭТ, то грузополучатель обязан принять груз — об этом говорится в п. 1 ст. 15 УАТиГНЭТ. Закон оставляет возможность получателю не принимать груз если он повреждён настолько, что его использование по прямому назначению невозможно (п. 2, ст. 15 УАТиГНЭТ).
Если же на выгрузке получатель отказывается принять груз и не выгружает машину, то перевозчик, следуя п. 3, ст. 15 УАТиГНЭТ, имеет право доставить груз по новому адресу или вернуть его грузоотправителю. Подробно порядок переадресовки или доставки груза отправителю описана в п. 68 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200:
"Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:
а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;
б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке".
Обратите внимание, выполнять переадресовку — право, а не обязанность перевозчика. Если перевозчику не удобно доставить груз по новому адресу, то он имеет право это не делать.
Порядок переадресовки изменяется в случае, если оформление транспортной накладной происходило в электронном виде. В этом случае отказ принимать груз грузоотправителю направляет грузополучатель (п. 69 Правил перевозки грузов).
Важно помнить, что большинство договоров, целью которых является доставка грузов, в настоящее время не может быть квалифицирована как договор перевозки. При возникновении ситуации, когда грузополучатель отказывается выгружать груз, рекомендуем обратиться к юристу, предоставить ему документы для анализа. Это позволит решить возникшую проблему, оставаясь в рамках закона. Неверные действия перевозчика могут привести к самым серьёзным последствиям, включая уголовное преследование.
Прибытие на выгрузку раньше срока.
Если перевозчик доставил груз раньше времени, определённого в договором перевозки, грузополучатель вправе не производить выгрузку досрочно. Это право вытекает из содержания ст. ст. 314, 315 Гражданского кодекса РФ. В то же время, приняв груз раньше времени, получатель тем самым одобряет досрочное исполнение своих обязательств перевозчиком.
Штрафы и неустойки за досрочную доставку груза получателем законодательством не предусмотрены. Возможность включения в договор условий, предусматривающих ответственность перевозчика за доставку груза раньше времени, сомнительна с точки зрения их обоснованности и соответствия основополагающим принципам гражданского законодательства — добросовестности и порядочности.
Удержание груза и сдача его на СВХ.
Существующие заблуждения о том, что при отказе получателя от приёма груза перевозчик вправе удержать груз до полной оплаты перевозки или сдать его на склад временного хранения, не имеют под собой никаких оснований. Действия перевозчика в этой ситуации регламентированы и определены законодательно. Настоятельно рекомендуем перевозчикам не обращать внимания на советы “доброжелателей” на форумах и сомнительных интернет-сайтах, а следовать букве закона. Помните, что советы на форумах ни к чему не обязывают их авторов.
Читайте также:
Взыскание штрафов за простой транспорта | Охрана не выпускает машину с территории | Составление претензий и актов в грузоперевозках |
А так доставка из пункта А в пункт Б стоит денег и возврат из пункта Б в пункт А тоже. Это еще оплата.
Чем регламентировано право перевозчика не делать этого? На что опираться перевозчику и чем руководствоваться в данном случае?
В УАТ этот момент никак не прописан этот момент, только что « 3. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его.»
Норма изложена законодателем в такой формулировке с целью недопущения злоупотребления грузоотправителем правом давать указание о переадресовке. К примеру, это не дает возможности заказывать перевозку из Москвы во Владимир с дальнейшей переадресовкой в Комсомольск-на-Амуре, оплачивая согласованную ставку до Владимира и возмещая только лишь расходы (которые еще необходимо обосновать и подтвердить!) на перевозку из Владимира до Комсомольска-на-Амуре.
В случае, если грузополучатель не принимает часть продукции по причине просрочки(вина грузоотправителя), и отказывается от временном размещении на хранении у себя. Перевозчик не может везти возврат обратно ГО из Самары в Москву, так как завтра у него уже загрузка на международку.
Это для примера и из практики.
Как быть перевозчику и законно отказаться от осуществления возврата/переадресации своим транспортом и своими силами??
Отказ получателя от приема груза по причинам, не зависящим от перевозчика, влечет за собой гражданско-правовые последствия в виде обязанности возместить причиненные убытки (уплатить штрафы, которые уплатил перевозчик за срыв погрузки, например).
Отказаться от переадресовки можно, отказаться от возврата нельзя. Но закон не связывает перевозчика обязанностью возвратить груз своими силами (но этот запрет может быть установлен договором — ч. 3 ст. 313 ГК РФ), поэтому можно, после изучения договора и направления соответствующих уведомлений, возвратить груз силами третьих лиц.
Подскажите на какую статью ссылаться чтобы подкрепить данное утверждение?
Кто-то, без моего ведома, указал меня в качестве получателя и по 1 пункту статьи 15 УАТиГНЭТ я теперь должен принять груз и фуры в свою малогабаритную однушку? И это положение важнее, чем пункт 2 статьи 1 ГК РФ, по которой я осуществляю свои гражданские права "своей волей и в своем интересе"? Так вот господа перевозчики и отправители, пока у Вас нет документально подтвержденного моего на то согласия, я сам буду решать принимать мне груз от перевозчика или нет.
По-моему обоснованная позиция?
Получается, что договором перевозки нельзя обязать получателя принять груз, поскольку он не является стороной договора перевозки. Нет обязанностей, есть права.
А вот договором Купли-Продажи, в исполнение которого организуется перевозка, нужно возложить такую обязанность на покупателя.