Акты и претензии в перевозке грузов

Акты и претензии в грузовых автомобильных перевозкахГрузоперевозки, как и любая другая хозяйственная деятельность, регулируется действующим законодательством. Защита своих интересов напрямую связана с соблюдением законов и выполнением установленных ими правил и требований, которые носят как диспозитивный, так и императивный характер.


Акты в грузовых перевозках.


Как показывает практика, много проблем у перевозчиков и грузовладельцев возникает из-за отсутствия правильно оформленных актов. Что же такое акт в грузоперевозках? Под актом понимается письменное удостоверение случившегося события или факта, зафиксированное на бумажном или электронном носителе информации. Шаблоны актов можно скачать здесь.


Пункт 79 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом” требует составлять акты в следующих случаях:

  • невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;

  • непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;

  • утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;

  • непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;

  • отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;

  • просрочка доставки груза;

  • задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;

  • задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

Срок составления акта установлен пунктом 80 того же Постановления. Акт составляется в день обнаружения обстоятельств, служащих основанием для его составления, либо, при невозможности составить акт в тот же день — в течение следующих суток. Распространённая ошибка, с которой приходится часто сталкиваться, — перенос составления акта на следующий рабочий день, в то время, как в законе указано однозначное определение срока, при котором не делается различий между рабочими, выходными и праздничными днями.


В этом же пункте Постановления Правительства от 15.04.2011 № 272 устанавливается, что акт составляется заинтересованной стороной. Так, к примеру, акт о просрочке доставки груза или акт об обнаружении повреждении (боя, порчи) груза составляет грузополучатель, акт о срыве погрузки составляет грузоотправитель, а перевозчик составляет акт в случае простоя автомобиля на погрузке или выгрузке или при непредъявлении груза.


Отметки о составлении акта осуществляются уполномоченными должностными лицами в транспортной накладной, заказ-наряде (если заключён договор фрахтования), путевом листе и (или) сопроводительной ведомости. Содержание отметки в указанных документах должно включать в себя краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.


Акт составляется в произвольной форме. Законом также не предъявляется требований к его исполнению, то есть, акт может быть как написан от руки, так и составлен с использованием вычислительной техники (проще говоря, на компьютере). В акте в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • дата и место составления акта;

  • фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;

  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

  • в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;

  • подписи участвующих в составлении акта сторон.

Особое внимание стоит уделить на требования пункта 83 Правил перевозки грузов, их два: к акту должно быть приложение заключение эксперта о фактических размерах недостачи и повреждения груза, а также необходимость составления такого акта в присутствии водителя транспортного средства, доставившего груз. При этом отказ от подписи любого лица, участвовавшего в составлении акта, не является основанием для признания его недействительным, в этом случае в акте делается отметка с указанием причины отказа. Исправления и вычёркивания в готовом акте не допускаются!


Одна из сторон отказывается подписывать акт.


Довольно часто этот вопрос возникает у перевозчиков и экспедиторов — как быть, если вторая сторона отказывается подписывать акт и вообще не идет на контакт? К примеру, если происходит срыв погрузки, виновная сторона обычно прекращает любое общение по электронной почте. Про подписание акта со своей стороны и речи не идет.


Это нормально. Бизнес имеет своей целью извлечение прибыли. Подтверждение срыва погрузки либо другого обстоятельства, которое является основанием для ответственности, в дальнейшем повлечет необходимость уплачивать штраф, то есть, приведет к убытку.


Защита своих прав — активный процесс. Невозможно себе представить, чтобы произошла ситуация, в которой водитель отказался от подписания акта о порче или недостаче груза, и только на этом основании перевозчик был бы освобожден от возмещения стоимости утраченного или поврежденного груза.


Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом прямо предусмотрена ситуация, в которой одна из сторон акта отказывается от участия в его составлении: в этом случае необходимо предварительно письменно уведомить эту сторону о предстоящем составлении акта, а затем составить акт в одностороннем порядке. В самом акте следует проставить отметку об уклонении другой стороны от участия в его составлении и указать сведения о способе и времени предварительного уведомления.


На способе уведомления о предстоящем составлении акта следует остановиться отдельно. Дело в том, что такое уведомление является юридически значимым сообщением (ст. 165.1 ГК РФ) и закон предусматривает обязанность доказывания получения такого сообщения адресатом. В то же время пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 установлена возможность направления юридически значимых сообщений посредством электронной почты, факсимильно либо другими способами. При этом необходимо понимать, что принадлежность электронного адреса адресату, возможно, придется доказывать в суде.


Идеальный вариант, при котором вы имеете полное право направить уведомление о предстоящем составлении акта на электронную почту — когда в договоре прямо предусмотрена такая форма уведомления и указаны электронные адреса, используемые для этого действия. Но, как показывает практика, в договорах редко встречаются такие формулировки.


Поэтому уведомление о предстоящем составлении акта следует направлять телеграммой и дополнительно по электронной почте. Некоторые юридические лица зарегистрированы в сервисе отправки и приема электронных заказных писем на сайте Почты России, поэтому можно попробовать отправить уведомление таким образом.


Претензии в грузовых перевозках.


Законом предусматривается обязательное предъявление претензии перевозчикам и фрахтовщикам до предъявления им иска. При этом предъявление досудебной претензии в адрес грузоотправителя или грузополучателя не является обязательным кроме случаев, когда договор перевозки или фрахтования устанавливает такую обязанность для перевозчика.


Срок рассмотрения претензии перевозчиком установлен пунктом 1 статьи 40 УАТиГНЭТ, он составляет 30 дней со дня получения претензии. Таким образом, отсчёт срока ответа на претензию начинает течь после получения подтверждения получения перевозчиком соответствующей претензии, поэтому направлять претензии следует в письменном виде по месту нахождения перевозчика или фрахтовщика ценным почтовым сообщением с уведомлением о вручении и описью вложений.


В соответствии с пунктом 89 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272, претензия содержит следующие сведения:

  • дату и место составления;

  • полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;

  • полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;

  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;

  • перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);

  • фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензионное письмо должно быть составлено грамотно, изложение должно быть последовательным, тон письма — деловой. Недопустимо использование в претензионном письме просторечных слов и выражений, экспрессивных оборотов, ругательств и оскорблений.


Срок предъявления претензий перевозчикам равен сроку исковой давности, применяемого в грузоперевозках, и составляет 1 год. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, служащего причиной предъявления претензии.


Читайте также:

/articles/197649
Простой на погрузке или выгрузке Право водителя на записи в акте Оформление срыва погрузки
Нет комментариев
Добавить комментарий