Взыскание штрафов за простой на погрузках и выгрузках

Взыскание штрафов за простой транспортного средства на погрузках и выгрузкахПрописываемые диспетчерами в договорах и заявках “нормативные” сутки (а в некоторых заявках и 48 часов) на погрузку и выгрузку сами по себе являются весьма солидным сроком, за который грузоотправитель и грузополучатель должен успеть загрузить и выгрузить машину, но и этого времени зачастую оказывается недостаточно. Возникает простой транспортного средства на погрузке или выгрузке.


Грузовладельцу удобно, когда машина простаивает на погрузке или на выгрузке: не надо оптимизировать складские логистические процессы, не надо беспокоиться о том, что транспортное средство придёт на погрузку или выгрузку с опозданием, не надо заботиться об увеличении площадей складов и об увеличении штата складских работников — товар хранится у перевозчиков столько, сколько нужно, а перевозчик несёт за него материальную ответственность.


Удобству грузополучателя и грузоотправителя также способствует огромное количество диспетчеров, которые принимают на себя моральный удар от перевозчиков, выслушивая поток брани и требований немедленно выгрузить машину (некоторые диспетчера не считают нужным утруждать себя разговорами с перевозчиком, они бросают в трубку “будете стоять столько, сколько надо” и прекращают разговор). Что характерно, в большинстве случаев диспетчера не оплачивают штрафы за простои автомобиля на погрузке или разгрузке, ссылаясь на отсутствие записей в накладных, отсутствии актов о простое и на другие обстоятельства. Из этого следует, что организация-посредник не несёт совершенно никаких финансовых потерь. Следует отметить, что перевозчики, вольно или невольно, способствуют тому, что им не оплачивают простой на погрузке или выгрузке, небрежно относясь к оформлению необходимых документов.


Сам по себе штраф за простой под погрузкой или выгрузкой является неустойкой, то есть, способом обеспечения исполнения обязательства, в данном случае — обязательства грузоотправителя или грузополучателя своевременно загрузить или, соответственно, выгрузить автотранспортное средство.


Простой транспорта в выходные дни.


Существует мнение, что простой грузового транспорта под погрузкой или выгрузкой в выходные дни не должен оплачиваться. Так ли это?


Частью 4 статьи 35 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что штраф за простой автомобиля под погрузкой или выгрузкой исчисляется в часах и составляет (если иного не установлено договором):

  • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Таким образом, Устав автомобильного транспорта не дифференцирует выходные и праздничные дни для целей исчисления величины простоя грузового транспорта. Законодатель, устанавливая такие строгие сроки выполнения погрузочно-разгрузочных операций, руководствовался необходимостью постоянного движения грузового транспорта, а не использования его в качестве складов на колесах.


Отдельного внимания заслуживает дифференциация размеров штрафов в зависимости от вида сообщения — городского, пригородного и междугороднего. Чтобы понять какой вид сообщения имеет место быть, следует обратиться к статье 4 Устава автомобильного транспорта:

  • городское сообщение — перевозка грузов в пределах населенного пункта;
  • пригородное сообщение — перевозка грузов между населенными пунктами с расстоянием между их границами до 50 километров включительно;
  • междугороднее сообщение — перевозка между населенными пунктами, расстояние между границами которых более 50 километров.

Если штраф за простой транспорта устанавливается договором, то его можно гибко менять, устанавливая:

  • период, в течение которого штраф не начисляется (пресловутые 24 часа на погрузку-выгрузку);
  • срок платного ожидания —минута, час, сутки, неделя и т.п.;
  • размер штрафа (1000 руб/сутки — «золотой стандарт» в заявках и договорах).

Поэтому внимательно читайте договор и заявку перед подписанием, а лучше — работайте по своей форме договора, которая будет содержать устраивающие вас условия. Это не фантастика, многие перевозчики не стесняются предлагать свои условия и настаивать на исполнении контрагентом принятых обязательств.


Простой специализированного транспорта.


Частью 5 статьи 35 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что простой специализированного подвижного состава оплачивается в двойном размере (опять же, если иное не предусмотрено договором, но как показывает практика, практически никто в договорах это не учитывает). Что такое специализированный транспорт? Перечень приведен в Приложении № 10 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом:


  1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:
    - фургоны-рефрижераторы;
    - фургоны с отоплением кузова.
  2. Транспортные средства - цистерны:
    - цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
    - цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;
    - цистерны для перевозки пищевых жидкостей.
  3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:
    - транспортные средства - панелевозы;
    - транспортные средства - фермовозы;
    - транспортные средства - бетоносмесители;
    - транспортные средства с самосвальным кузовом.
  4. Транспортные средства для перевозки животных.
  5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.
  6. Транспортные средства - контейнеровозы.
  7. Транспортные средства со съемным кузовом.
  8. Транспортные средства - мусоровозы.
  9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).

Поэтому если вы перевозите груз, к примеру, с температурным режимом, смело удваивайте размер штрафа за простой и требуйте его уплаты.


Документальное оформление простоя автотранспорта.


Для того, чтобы перевозчик имел основания требовать оплату за простой автомобиля на погрузке или выгрузке, не нужно составлять много документов. Достаточно письменно уведомить диспетчера о составлении акта о простое, составить акт (скачать шаблон можно здесь) и написать претензию по поводу простоя транспортного средства на погрузке или выгрузке. Договором с диспетчером может быть установлен иной порядок подтверждения факта простоя транспортного средства, будьте внимательны при подписании договора (заявки).


Если посредник откажется оплачивать простой машины на погрузке или выгрузке, следует обращаться в суд за защитой своих интересов. Пара-тройка исков к диспетчеру заставит его придти к пониманию того, что лучше оплатить простой (чаще всего весьма скромную сумму), нежели в добавок оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги представителя (юриста).


Также стоит отметить, что действенным средством взыскания штрафа за простой является претензия в АвтоТрансИнфо.


Читайте также:

Заключение договора на перевозку Акты и претензии в грузоперевозках Изменение условий договора перевозки


Остались вопросы по простоям на погрузках или выгрузках? Мы ответим на них!


Нет комментариев
Добавить комментарий