Гражданское законодательство устанавливает равенство всех сторон договора. В частности, об этом говорится в п. 1 ст. 1 ГК РФ: “Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.”
В абсолютном большинстве случаев диспетчеры, присылая договор и заявку, отказываются изменять условия в них, объясняя это следующим образом:
-
у нас заявка и договор стандартные;
-
руководство не разрешает менять условия;
-
мы работаем только по своему договору;
-
директор не будет подписывать протокол разногласий.
На протоколе разногласий хотелось бы остановиться особо. Гражданским кодексом предусмотрены 2 случая, в которых составляется протокол разногласий: при заключении договора в обязательном порядке и при заключении договора поставки. В остальных случаях изменения в договор вносятся сторонами в любой удобной форме, а заключённым договор будет считаться тогда, когда сторонами будут согласованы все существенные условия договора. Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 04.07.2018 г. по делу № А40-9483/2015 указал, что подписание стороной договора вместе с протоколом разногласий не является акцептом оферты, а напротив, является отказом от оферты и направлением новой оферты контрагенту.
Отказ диспетчером от внесения в договор изменений, которые ущемляют права перевозчика, позволяют относить его к категории договоров присоединения. В случае, если перевозчик сможет в суде доказать, что диспетчер отказал ему в заключении договора на иных условиях, кроме предложенных, он будет вправе потребовать расторжения договора или изменения его отдельных положений. Для того, чтобы доказать, что фактически перевозчик подписал договор присоединения, следует в письменной форме направить в адрес диспетчера предложение изменить положения договора и дождаться в письменной форме ответа, свидетельствующего об отказе вносить изменения в договор.
В случае, если диспетчер идёт на контакт и соглашается с тем, что перевозчик вправе внести изменения в договор, можно действовать двумя способами:
- Править договор, присланный диспетчером в редактируемом формате (doc, rtf и пр.).
- Составить дополнительное соглашение к договору, устанавливающее новые условия договора, устраивающие обе стороны.
У перевозчиков часто возникают вопросы о том, будут ли иметь силу внесённые ими в договор или заявку исправления, если они не были приняты диспетчером (диспетчер не поставил печать и подпись ответственного лица возле изменённых пунктов договора или заявки). Также перевозчиков волнует вопрос относительно того каким образом можно вносить изменения в договор или заявку — так, чтобы это было сразу видно (например, зачёркивать ручкой не устраивающие их условия и вписывать новые) или же изменять договор и заявку в графическом редакторе, как бы “скрывая” или “маскируя” факт внесения изменений в заявку или договор.
Обоснование со ссылками на правовые нормы.
Порядок заключения договоров на перевозку или экспедирование грузов регулируется общими положениями о заключении сделок и договоров. Обратимся к главе 28 Гражданского кодекса РФ, регулирующей заключение договоров.
Согласно частям 1 и 2 статьи 432, ч. 1 ст. 433 ГК РФ, договор заключается следующим образом: одна сторона направляет другой оферту (предложение), другая сторона ее рассматривает и, при отсутствии возражений относительно предложенных условий, дает согласие (акцепт). В таком случае все условия договора, изложенные в оферте, являются существенными и подлежат неукоснительному исполнению сторонами.
В соответствии с ч. 1 ст. 438, ст. 443 ГК РФ, акцепт может быть только полным и безоговорочным. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях не является акцептом, но является новой офертой, которую лицо, изначально направившее оферту, вправе принять, отклонить либо предложить свои условия и направить их контрагенту.
Такое согласование условий договора может длиться довольно долго при условии, что переговоры ведутся добросовестно и действительно имеют своей целью заключить договор (ст. 434.1 ГК РФ). Недостижение согласия и незаключение договора (при условии добросовестности сторон) не влечет для лиц, участвующих в переговорах, негативных последствий, таких как возмещение убытков за организацию переговоров и т. п.
Согласно ч. 2 ст. 438 ГК РФ молчание не является согласием (акцептом). При этом гражданское законодательство допускает возможность конклюдентного акцепта (ч. 3 ст. 438 ГК РФ), то есть, согласием на заключение договора, выраженного действиями стороны, от которой ожидается акцепт. Важным условием трансформации конклюдентных действий в акцепт является совершение таких действий в срок, отведенный для акцепта.
Применительно к договорам перевозки и транспортной экспедиции к таким действиям относятся, например:
- подача автомобиля под погрузку (акцепт оферты перевозчиком);
- предъявление груза к перевозке (акцепт оферты грузоотправителем либо экспедитором);
- выдача груза водителю, не указанному в заявке на перевозку, но сведения о котором перевозчик предоставил в электронном сообщении (акцепт изменения договора).
При этом не будет акцептом, например, согласование другой цены за перевозку, указанной экспедитором или грузовладельцем в заявке, направленной после погрузки транспортного средства, при отсутствии ответа перевозчика. Такое поведение перевозчика равнозначно молчанию, которое акцептом не является. Перевозчик акцептировал ранее направленную оферту с указанной в ней ценой либо подписав ее, либо совершив соответствующие действия (приняв груз к перевозке).
Высший Арбитражный суд РФ установил, что совершение конклюдентных действий может рассматриваться при определенных условиях как согласие на внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме (п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров от 05 мая 1997 г. № 14).
Помните, что подписанный договор является мощным аргументом в суде, поэтому следует очень внимательно изучать предлагаемые для подписания договоры, а в идеале — соглашаться работать только по своей форме договора.
Читайте также: