Сдача груза на СВХ

При перевозке груза могут возникнуть самые различные ситуации. К сожалению, длительные простои транспорта на выгрузке встречаются намного чаще, чем этого хотелось бы перевозчикам, ведь простаивание транспортного средства на выгрузке это не только недополученная прибыль от рейсов, которые можно было бы выполнить, но и прямые расходы: зарплата водителю, амортизация автомобиля, кредитные или лизинговые платежи и так далее. И когда простой затягивается перевозчик начинает задумываться над тем как решить эту проблему.


XXI век — век информации. Интернет сделал возможным получать и распространять нужную информацию за несколько минут. На форумах и других интернет-ресурсах то и дело появляются истории о том, что решить проблему отказа получателя от приема груза можно просто и элегантно, сдав груз на склад временного хранения (СВХ). Кое-где проскакивает информация из разряда “я сдал и моя проблема тут же решилась — перевозку оплатили, долго извинялись, упрашивали дать доверенность для получения груза со склада”. Сложно сказать сколько общего с действительностью имеют эти бравурные истории. Возможно, так оно и было, но практика показывает, что если за такого перевозчика-шантажиста всерьез принимается профессиональный юрист, у него не то что не остается никаких шансов на получение оплаты за перевозку, но и он остается должен значительные суммы своему заказчику.


Когда можно сдать груз на СВХ.


Не будем ходить вокруг да около. Ситуаций, когда перевозчик вправе сдать груз на СВХ, ровно две:

  • договором прямо предусмотрена такая возможность;
  • сдача груза на склад временного хранения производится в интересах грузовладельца либо экспедитора.

Учитывая, что перевозчики обычно работают по договору, который им настоятельно предлагает заказчик (экспедитор или грузовладелец), и такой договор в первую (а часто и в последнюю) очередь учитывает интересы заказчика, предполагать, что договором будет предусмотрено право перевозчика передавать груз на СВХ в случае, если получатель отказывается от приемки, мягко говоря, наивно.


Несколько больше простора для творчества дает второй вариант — когда перевозчик, сдавая груз на СВХ, действует в интересах грузовладельца и (или) экспедитора. Следует учитывать, что если спор дойдет до арбитража, то суд будет учитывать все обстоятельства. Для этого суд обычно истребует предшествующую переписку сторон, исследует письменные показания сотрудников, проверяет обоснованность сдачи груза на склад и оценивает состояние и изменение баланса интересов грузовладельца и экспедитора до и после сдачи груза на СВХ.


Сдача груза на склад временного хранения с юридической точки зрения.


Давайте разберемся чем является сдача груза на СВХ с точки зрения правовых актов. Кстати, пресловутые советчики на форумах практически никогда не ссылаются на нормы права, когда рекомендуют выгрузиться на СВХ и ждать денег.


Заключаемый между перевозчиком и экспедитором договор чаще всего квалифицируется как договор транспортной экспедиции (гл. 41 Гражданского кодекса РФ). Законодательство, регулирующее правоотношения сторон договора транспортной экспедиции, не содержит указаний о конкретных обязанностях экспедитора, ограничиваясь лишь примерным их перечислением:

  • организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечить отправку и получение груза;
  • получить требующиеся для экспорта или импорта документы;
  • выполнить таможенные и иные формальности;
  • проверить количество и состояние груза;
  • произвести погрузку и выгрузку груза;
  • уплатить пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на клиента;
  • организовать хранение груза и его получение в пункте назначения.

Практически в каждом договоре с перевозчиком указана обязанность перевозчика проверить целостность упаковки, произвести проверку количества и состояния принимаемого к перевозке груза, то есть, перевозчик помимо собственно транспортировки выполняет представительские функции, которые и являются разграничителем между договорами перевозки и транспортной экспедиции.


Законом прямо предусмотрено, что экспедитор может выполнять обязанности перевозчика (ч. 2 ст. 801 Гражданского кодекса РФ). Общие нормы права о сделках и договорах позволяют субъектам предпринимательской деятельности заключать не только поименованные (предусмотренные соответствующими главами ГК РФ) договоры, но также смешанные и непоименованные договоры (ст. 421 ГК РФ). Именно поэтому при определении пределов обязанностей сторон суды руководствуются одновременно законодательством и о перевозке грузов, и о транспортной экспедиции.


Правоотношения сторон договора перевозки практически полностью регулируются главой 40 ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ниже по тексту — Устав), а также Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (далее по тексту — Правила).


Обязанность получателя принять доставленный груз установлена ч. 1 ст. 15 Устава. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Устава и п. 66 Правил, грузополучатель вправе отказаться от доставленного груза в случае, если он поврежден так, что использование его по прямому назначению исключается. Во всех остальных случаях получатель обязан принять груз.


В случае неправомерного отказа получателя от приема груза перевозчик вправе доставить груз по новому адресу, либо, при невозможности доставить груз по указанному в переадресовке адресу, возвратить его отправителю (ч. 3 ст. 15 Устава, п. 67 Правил). Порядок выполнения переадресовки установлен, в силу ч. 4 ст. 15 Устава, Правилами перевозки грузов.


Пункт 68 Правил актуализирует порядок выполнения переадресовки и возврата груза отправителю.


Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:
а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;
б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.


Сразу хотелось бы предостеречь перевозчика от устного запроса переадресовки, предусмотренного подпунктом “б” пункта 68 Правил — не делайте так. В случае возникновения спора доказывание факта направления соответствующего уведомления будет возложено на вас, а доказать содержание телефонного разговора (даже при наличии записи) не всегда просто.


Законодательством определен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема доставленного груза, таким образом, все иные действия, отличные от регламентированных, являются самоуправством. Исключения были приведены в начале статьи.


Если перевозчик сдает груз на СВХ, он фактически передает вверенные товарно-материальные ценности получателю, отличному от указанного в транспортной накладной. Вместе с тем обязанность перевозчика передать груз именно указанному в транспортной накладной получателю предусмотрена ч. 1 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 15 Устава, п. 64 Правил.


Что будет, если сдать груз на СВХ.


Допустим, перевозчик все-таки сдал груз на склад временного хранения. Что его может ожидать? Рассмотрим варианты.


  1. Взыскание стоимости груза ввиду признания его утраченным в силу п. 65 Правил.
  2. Получение судебного решения о понуждении к исполнению определенных действий (выполнения перевозки) со стимулирующим судебным штрафом за каждый день неисполнения судебного решения (так называемый астрент, ст. 308.3 ГК РФ).
  3. Изъятие удерживаемого груза со склада временного хранения с дальнейшим возложением на перевозчика всех затрат, убытков и расходов, связанных с этим действием.

Неужели невозможен позитивный сценарий? Ведь на форумах так убедительно пишут, что одно только упоминание заветных трех букв (СВХ, конечно же) заставляло экспедитора и грузовладельца решать проблемы перевозчика, а уж сдача груза на склад на 100% решала все существующие проблемы? Ввиду невозможности подвергнуть проверке браваду на форумах и принимая написанное за абсолютную истину можно сказать одно — этим перевозчикам крупно повезло, потому что в случае действительно серьезного конфликта с привлечением профессиональных юристов избежать ответственности за свои действия перевозчику вряд ли удастся.