Сложившаяся с середины 2000-х ситуация на рынке грузовых автоперевозок, связанная с отменой лицензирования (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года), перевернула рынок с ног на голову. "Рулить" рынком стали посредники. В профессиональной среде их часто называют "табуретками" за практически полное отсутствие активов.
Армия посредников начала неконтролируемый, ничем не сдерживаемый, рост. Обещая грузовладельцам полную ответственность за груз, отсутствие проблем с перевозчиками, посредники заключали договоры перевозки. Существующее в то время законодательство в сфере грузовых автомобильных перевозок способствовало этому. После принятия Государственной Думой РФ в 2007 году нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, посредники как бы остались "за бортом", но ни общество, ни государство не проконтролировали соблюдение нового закона и фактически ничего не изменилось.
В 2011 году были приняты Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации (Постановление правительства от 15.04.2011 года №272). Эти правила устранили некоторые дыры в существующем законодательстве, в частности, в них были прекрасно прописаны порядок переадресации груза, действия перевозчика в случае, если его не выгружают, порядок составления актов и претензий, а также некоторые другие моменты. Но самый животрепещущий вопрос — вопрос оплаты — не раскрывается нигде. Поэтому перевозчикам приходится руководствоваться статьями Гражданского кодекса РФ, которые устанавливают срок оплаты.
Существующее законодательство в сфере грузовых перевозок (785 ГК РФ) предусматривает заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Перевозчик обязуется доставить груз надлежащему грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить выполненную перевозку.
Действующее законодательство не обязывает перевозчика владеть транспортными средствами на правах собственности либо аренды, а статья 313 Гражданского кодекса РФ прямо предусматривает возможность возложения исполнения своих обязанностей на третье лицо.
В продолжении темы денег можно добавить, что цена договора определяется соглашением сторон, либо, если в договоре цена не установлена, то она определяется ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (ст. 424 ГК РФ). Договор перевозки подтверждается выдачей перевозчику транспортной накладной установленной формы, в которой есть раздел №16, содержащий сведения о провозной плате. Чаще всего грузоотправитель не утруждает себя заполнением этого раздела. В этом случае перевозчик может самостоятельно определить цену, обратившись в торгово-промышленную палату своего региона.
Резюмируя сказанное, можно сказать следующее: хоть получение денег перевозчиком "напрямую" от грузоотправителя и возможно (такие случаи есть), но сложившаяся судебная практика говорит скорее об обратном. Каждый случай, когда можно взыскать провозную плату с грузоотправителя, уникален. Необходимо проводить глубокий анализ всех имеющихся документов для обоснования права перевозчика получить причитающуюся ему плату.
20 декабря 2017 года Верховный суд Российской Федерации поставил жирную точку в этом вопросе. В обзоре судебной практики по договорам, связанным с перевозкой грузов и транспортной экспедицией, ВС РФ установил, что фактический перевозчик не вправе взыскивать оплату с грузоотправителя, а требования об оплате он может предъявлять только в адрес лица, с которым он заключил договор.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РУССКАЯ НАВИГАЦИЯ"
603003, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, НИЖНИЙ НОВГОРОД ГОРОД, КОМИНТЕРНА УЛИЦА, ДОМ 199, КВАРТИРА 9
ОГРН: 1155263000287 ИНН: 5263111729 КПП: 526301001
Нет машин своих, зато зовутся перевозчиками. Не отвечают ни за груз. ни за оплату.
Рубят деньги себе и не считаются с людьми.