Перевозка грузов регулируется рядом законов Российской Федерации. В них чётко установлены обязанности сторон договора перевозки. В частности, ст. 6 Правил перевозки грузов устанавливает, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению №4. Статья 785 ГК РФ устанавливает обязанности сторон договора перевозки — перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Другими словами, грузоотправитель платит перевозчику за выполнение услуг по перевозке груза, но никак не за доставку документов, подтверждающих факт перевозки груза или факт принятия покупателем товара.
Существующая судебная практика по грузовым автоперевозкам также подтверждает то, что из смысла 785-ой статьи Гражданского кодекса следует, что непредоставление ТТН или транспортной накладной не лишает перевозчика права получить свои деньги при условии, что грузоперевозка выполнена и услуга принята грузоотправителем как исполненная.
Условия работы перевозчиков ухудшились после 2005 года, когда на рынок грузоперевозок хлынули посредники. Именно в 2005 году произошла отмена лицензирования в грузовых автоперевозках. Перевозчики стали должны не только перевезти груз, но и предоставить 2-3 экземпляра ТТН, товарных накладных (которые вообще не имеют отношения к перевозке грузов), различных одному посреднику ведомых «маршрутных листов», «актов о выгрузке» и так далее, далее, далее. Другими словами, перевозчики стали не только выполнять свои прямые обязанности, но и бесплатно исполнять функции курьеров.
Конечно, всё это произошло не одномоментно. Сначала это были просьбы из разряда «а не могли бы вы ещё и товарочки захватить?», но постепенно эти просьбы сменились ультимативными записями в неких бумажках, именуемых «заявками» о возврате вороха различных бумаг, которые к перевозке груза не имеют ни малейшего отношения. Мало того — посредники стали устанавливать срок возрата документов и штрафы за его нарушение, а некоторые прописывают в своих договорах право не оплачивать выполненную перевозку при возврате документов позже установленного срока.
Как бороться с произволом диспетчеров? Способ один - перевозчики должны отстаивать свои права, иначе они просто не смогут получать заработанные своим трудом деньги. Только отстаивание своих прав поможет внести в отрасль грузовых автоперевозок порядок. Легче всего это делать вместе. Для этого перевозчикам надо объединяться, создавать союзы и ассоциации.