Контрактование в автомобильных грузоперевозках
Перевозки грузов обычно выполняются по заявкам, которые экспедитор или перевозчик получает незадолго — два-три дня — до даты погрузки. Такой порядок позволяет гибко регулировать цены в зависимости от соотношения спроса и предложения на транспорт, корректировать сроки погрузок и разгрузок, решать трудности и устранять несостыковки, которые могут произойти при планировании отгрузок. Однако, для крупных грузовладельцев гораздо практичнее и экономически выгоднее выделить постоянные направления в логистической цепи поставок и перемещения своих грузов, чтобы заключить с перевозчиком или экспедитором контракт на доставку постоянных партий грузов. В этом случае грузовладелец получает бесперебойную подачу транспорта под свои грузы, твердые цены, не подверженные сезонным колебаниям, а перевозчик или экспедитор бронируют себе объем загрузок по фиксированным ставкам. Кстати, объем отгрузок не гарантируется и может изменяться в любую сторону. Обычно грузовладелец подстраховывается и указывает возможное уменьшение объема отгрузок на 50%, а увеличение — на 20%.
Контрактование выгодно исключительно для грузовладельца — он определяет условия на которых заключается контракт, и эти условия далеко не мягкие для перевозчика, при этом не гарантируя более-менее стабильных объемов. В статье мы разберемся в правовых аспектах контрактования в грузоперевозках и определим основные риски при заключении контракта.