Вы перевезли груз, а заказчик не платит? Такая ситуация становится, к сожалению, привычной. Для получения денег вы должны обратиться в суд, выиграть дело, убедиться в том, что должник не собирается исполнять решение суда, после чего получить исполнительный лист и направить его в Федеральную службу судебных приставов. Далее начинается этап исполнительного производства, которое, по идее, должно привести к конечной цели всего мероприятия по взысканию долга — поступлению на ваш расчетный счет денег. Давайте оценим шансы перевозчика или экспедитора получить долг принудительно, на основании исполнительного листа и заявления в ФССП.
Для этого обратимся к ведомственной статистике ФССП, которая регулярно публикуется на официальном сайте ведомства. Здесь следует определиться с критериями оценки вероятности. Дела по взысканию задолженности за перевозку груза относятся к компетенции арбитражных судов. Статистика службы судебных приставов разделяет исполнительные производства по документам, выданным судами общей юрисдикции, арбитражными судами и другими органами (к ним относятся ГИБДД, Ространснадзор, налоговая служба и т.п.). Нас интересуют производства по исполнительным листам, выданным арбитражными судами.
Для пущей объективности я проведу анализ статистики за 2018 год и за I полугодие 2019 года.
2018 год.
Всего исполнительных производств: 1 749 440.
Окончено фактическим исполнением: 398 766, из них добровольно: 248 432.
Теперь в процентах: в 2018 году по исполнительным листам и судебным приказам, выданным арбитражными судами, фактически исполнены были 22,79%, при этом из исполненных документов добровольно было оплачено более половины — 62,30%. Таким образом, процент принудительного фактического исполнения составляет 8,59%.
I полугодие 2019 года.
Всего исполнительных производств: 1 355 113.
Окончено фактическим исполнением: 206 684, из них добровольно: 134 496.
Процентные показатели эффективности работы ФССП по арбитражным исполнительным документам ниже, чем за 2018 год. Фактическое исполнение составило 15,25%, из них добровольно оплачено 65,07%. Принудительно приставы взыскали лишь 5,33% долгов.
На приведенных выше круговых диаграммах вы можете оценить свои шансы получить долг после получения исполнительного листа. Серым цветом обозначено общее количество производств, желтым — погашенные добровольно долги, красным — долги, полученные в результате применения приставами мер принудительного взыскания.
Под добровольным исполнением понимается погашение задолженности должником самостоятельно, в течение 5 дней после получения от судебного пристава-исполнителя определения о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Почему процент успешного взыскания такой низкий?
Приведенные выше диаграммы наглядно показывают, что особо рассчитывать на успех не приходится. Почему же такой низкий показатель принудительного исполнения судебных решений?
Первое что приходит в голову — ненадлежащее исполнение приставом своих профессиональных обязанностей, в результате чего должник “сливается” с деньгами, оставляя своих кредиторов у разбитого корыта. Так ли это?
Давайте обратим внимание на статистику исполнения решений судов общей юрисдикции, а также прочих исполнительных документов.
В 2018 году в производстве по исполнительным листам судов общей юрисдикции находилось 87 584 813 дел, из них окончено фактическим исполнением 30 076 509 (34,34%). По прочим исполнительным документам статистика такова: всего исполнительных производств — 46 418 847, фактически исполнено 19 586 505, то есть, доля завершенных взысканием производств составляет 42,2%. Такой скачок исполнения приставами решений и постановлений вызван, не в последнюю очередь, категорией должников, с которых взыскиваются задолженности — доля физических лиц в этих исполнительных делах намного выше. Должниками же по решениям арбитражных судов часто являются юридические лица, которые нередко не имеют собственных средств для исполнения принятых на себя обязательств.
На диаграмме слева приведен процент завершенных производств по исполнительным документам, выданным судами общей юрисдикции, на диаграмме справа — завершенные производства по прочим исполнительным документам. Красный сектор обозначает фактически завершенные производства от общего числа дел.
Также важную роль играет высокая нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя — 2090 дел в год (по состоянию на 2010 год). Понятно, что при такой загруженности пристав не имеет возможности творчески подойти к процессу взыскания долга. Конечно, деятельность приставов во многом автоматизирована. Например, АРМ “Немезида” помогает автоматически составлять постановления, направлять запросы в ИФНС, Росимущество, ГИБДД, банки и другие учреждения. Отмечу, что для взыскания долгов с юридических лиц этого хватает за глаза.
Почему пристав не требует оплату у директора и учредителя предприятия?
Потому что это не входит в самый широко очерченный круг его обязанностей. Более того, если пристав без должных на то оснований начнет предъявлять требование об оплате к директору или учредителю организации, он рискует стать фигурантом уголовного дела о превышении служебных полномочий. Обязать учредителей платить по долгам общества с ограниченной ответственностью может только суд. Такая ответственность за действия своего предприятия называется субсидиарной.
У ООО нет денег на счетах и имущества. Удастся ли приставам взыскать долг?
Без инициирования процедуры банкротства юридического лица взыскать долг не получится. Общество с ограниченной ответственностью несет обязательства всем своим имуществом. Много ли имущества у экспедиторов? Ответ очевиден.
Итог.
Предупрежден — значит вооружен. Грузовладельцам, экспедиторам и перевозчикам следует тщательно выбирать контрагентов, запрашивать необходимые документы, проверять наличие у заказчика реальной возможности исполнять свои финансовые обязательства, не стесняться требовать гарантии. Способов великое множество, часть из них приведена в главе 23 Гражданского кодекса РФ.