Каботажные перевозки и статья 11.26 КоАП РФ

Каботаж (перевозка грузов по территории РФ иностранным перевозчиком)Задача государства — создавать условия для работы своих граждан. Для этого власти должны давать возможность развивать бизнес, а в высококонкурентных сферах — создавать барьеры для иностранных организаций, которые могут оказывать услуги для физических и юридических лиц, находящихся в России. Для государства это имеет также целью увеличить поступление налогов и сборов в бюджет, ведь иностранная организация не заплатит в казну ни копейки с прибыли, так как обязана производить все необходимые отчисления в бюджет своего государства.


Все это верно и в отношении перевозок грузов. Так, статьей 7 Федерального закона от 24.07.1998 года № 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” прямо запрещается выполнять внутрироссийские перевозки грузов транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает весьма солидный штраф для такого нарушения — от 150 до 200 тысяч рублей на водителя транспортного средства (ст. 11.26 КоАП РФ). Одновременно, согласно ст. 27.13 КоАП РФ, транспортное средство подлежит помещению на штрафстоянку.


Сдача транспортного средства в аренду.


Собственник зарегистрированного в другом государстве автомобиля может сдать его в аренду российскому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину. В таком случае перевозка грузов по территории Российской Федерации арендованным автомобилем формально не является незаконным использованием зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и пассажиров, то есть, не подпадает под понятие “каботаж”, однако, судебная практика по оспариванию таких постановлений разнится от региона к региону.


Так, к примеру, в постановлении Нижегородского городского суда от 7 августа 2017 года по делу № 4А-1186/2017, суд приходит к выводу о том, что правонарушение имеет место быть, так как собственником транспортного средства является иностранный перевозчик, а заключение договора аренды не изменяет принадлежность транспортного средства.


Другой судебный акт (на мой взгляд более взвешенный и, если так можно сказать, вдумчивый), подходит к вопросу определения принадлежности транспортного средства обстоятельнее. Речь идет о решении Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года по делу № 21-741/2016. В решении суд установил, что действующим законодательством не установлено определение термина “принадлежит” (по отношению к транспортному средству), в связи с чем, оценивая принадлежность транспортного средства конкретному лицу, следует принимать наличие вещного права такого лица на соответствующее транспортное средство.


Лично я придерживаюсь следующей точки зрения: такое правонарушение должно квалифицироваться как незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ст. 16.24 КоАП РФ). Наказанием за это нарушение является административный штраф на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Суд обязан переквалифицировать постановления, содержащие неверную квалификацию административного правонарушения, на основании п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5.


У водителя транспортного средства с иностранными госномерами, выполняющего грузоперевозки по России, обязательно должен быть с собой договор аренды с неистекшим сроком действия. При составлении протокола водитель обязан требовать внесения сведений в протокол о наличии и предъявлении инспектору договора аренды. В противном случае у инспектора нет оснований доверять словам водителя о том, что транспортным средством владеет на праве аренды российский перевозчик.


Но у инспекторов ГИБДД есть аргумент, который принимается судами при попытке обжалования постановления о каботаже по основаниям принадлежности транспортного средства российскому перевозчику по договору аренды. Этот аргумент сводится к цитированию поименования статьи 11.26 КоАП РФ — незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров. Таким образом, буквальное трактование статьи 11.26 КоАП РФ позволяет привлекать к административной ответственности водителей транспортных средств, выполняющих внутрироссийские перевозки, на автомобиле с иностранными регистрационными знаками.


Переадресовка груза согласно КДПГ.


В ходе международной перевозки груза может возникнуть необходимость изменения адреса доставки груза (переадресовка). Статья 12 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) устанавливает порядок выполнения переадресовки в международной перевозке. В общем случае это прерогатива грузоотправителя, за исключением случая, когда он сделал в международной транспортной накладной (CMR) соответствующую запись. Указание о переадресовке может быть отдано отправителем до момента вручения экземпляра CMR получателю.


При переадресовке может быть изменен не только адрес выгрузки, но и получатель. В любом случае, кто бы не давал указание о переадресовке, он обязан представить первый экземпляр международной транспортной накладной (находящийся у грузоотправителя) с новыми инструкциями. Выполняя переадресовку без удостоверения о внесении в первый экземпляр CMR соответствующих указаний, перевозчик несет ответственность за причиненный владельцу груза ущерб.


Что касается возможности привлечения перевозчика к ответственности по ст. 11.26 КоАП РФ при выполнении переадресовки груза (то есть, без фактического завершения процесса перевозки груза, так как факта сдачи груза получателю не произошло), то инспекторы Ространснадзора и ГИБДД не видят препятствий для составления протоколов и вынесения постановлений об административном правонарушении. Их не смущает, что перевозка заканчивается только после того, как перевозчик выдал грузополучателю груз и получатель сделал отметку в накладной.


Использование иностранного полуприцепа с российским тягачом.


Достаточно экзотическая ситуация, но, тем не менее, она случается. Разберем ее.


Правила дорожного движения содержат понятия “автопоезд” — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами) и “прицеп” — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин “прицеп” распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.


Гипотеза и диспозиция статьи 11.26 буквально такие: использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. Как упоминалось выше, полуприцеп относится к категории транспортных средств, то есть, он подпадает под административную норму, предусматривающую ответственность за каботаж.


Так как полуприцеп не оснащен двигателем, то он не может выполнить перевозку груза самостоятельно, в отсутствие тягача. Законодательство не раскрывает кто “главный” в паре “тягач — прицеп”, однако, совершенно точно относит полуприцепы к транспортным средствам. Поэтому использование полуприцепа с иностранными номерами в отсутствие договора аренды, оперативного управления и тому подобных является нарушением ст. 11.26 КоАП РФ.


Также следует отметить важность наличия у водителя путевого листа грузового автомобиля и договора аренды полуприцепа. Путевой лист обязан иметь и заполнять в установленном порядке каждый эксплуатант грузового транспорта. Если в этот путевой лист будут вписаны российский тягач и иностранный прицеп, у водителя, по крайней мере, имеются доводы для оспаривания постановления инспектора Ространснадзора или ГИБДД о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 административного кодекса. В отсутствие этих документов доводов становится меньше.


Задержание транспортного средства при нарушении ст. 11.26 КоАП РФ.


Статьей 27.13 предусмотрено, что в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством при выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства до момента уплаты административного штраф (напомним, что он составляет от 150 до 200 тысяч рублей и накладывается на водителя транспортного средства). При этом имеется оговорка о том, что задержание применяется в том случае, если если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации.


Оговорка, как видим, совершенно “резиновая”, ведь понятно, что любое транспортное средство, зарегистрированное в другом государстве, может выехать из России. Цель задержания транспортного средства — взимание штрафа с водителя, который совершал каботажную перевозку. При этом не ясно, что делать в ситуации, когда инспектор выявил нарушение, поместил транспортное средство, не принадлежащее водителю, на спецстоянку, а водитель штраф платить не торопится — машина не его, самого водителя никто не обязывает находиться рядом с автомобилем.


Казалось бы, что может быть проще — собственник транспортного средства может самостоятельно уплатить штраф и забрать свое имущество со штрафстоянки. Но в письме Минфина РФ от 21 мая 2018 г. № 23-01-06/34205 разъяснено, что обязанность по уплате штрафов, установленная КоАП РФ, возлагается именно на нарушителя, поэтому уплаченные другим лицом суммы в погашение штрафа должны быть возвращены плательщику. Так как административной ответственности за внутрироссийскую перевозку груза на автомобиле, зарегистрированном в другом государстве, подлежит исключительно водитель этого транспортного средства, то и уплату штрафа должен производить именно он. Как собственнику уплатить штраф за водителя законодательство не разъясняет. Возможно, это можно сделать при наличии доверенности от водителя, которой он уполномачивает другое лицо (физическое или юридическое) уплатить за него штраф, но и здесь возможны вариации.


Обжалование постановления по ст. 11.26 КоАП РФ.


В случае привлечения водителя к административной ответственности за незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов или пассажиров вы можете в течение 10 дней со дня получения постановления обжаловать его в суд или вышестоящему должностному лицу. Для успешного обжалования необходимо выявить нарушения, допущенные инспектором при составлении протокола об административном правонарушении.


Часто инспектор неверно устанавливает объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ, к примеру, не принимает во внимание наличие договора аренды транспортного средства. В любом случае, вот несколько рекомендаций для водителя, в отношении которого составляют протокол об административном правонарушении:


  1. При наличии путевого листа и договора аренды не соглашайтесь с вменяемым вам нарушением ст. 11.26 КоАП РФ. Помните, что согласно ч. 1 ст. 28.6 Кодекса об административных правонарушениях, при признании нарушения инспектор вынесет постановление без составления протокола. Указывать все обстоятельства, которые инспектор упустил (не приложил к материалам дела путевой лист и договор аренды и т. п.) следует именно в протоколе, а не в постановлении.
  2. Всегда внимательно знакомьтесь с протоколом. Если вас торопят — помните, что никаких сроков, отведенных на ознакомление с протоколом, не существует, то есть, формально вы можете его изучать хоть весь день, но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.
  3. Попросите инспектора предоставить для изучения все документы, которые перечислены в протоколе (свидетельства и сертификаты, рапорт и т. п.). В случае отказа напомните инспектору о ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, которая позволяет лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела.
  4. Если вы даете письменные пояснения, то очень внимательно выбирайте слова и выражения. “После остановки в Новосибирске я продолжил путь для завершения доставки груза в г. Екатеринбург” и “В городе Новосибирске я переночевал и продолжил доставку груза из г. Алма-Аты в г. Екатеринбург” — две совершенно разные фразы с совершенно разными смыслами. То же самое касается случая, когда инспектор записывает ваши показания и дает вам их на подпись. На фразу “Не придирайтесь, здесь написано то же самое, просто другими словами” следует уверенно и твердо отвечать “В объяснении я излагаю свои мысли и хочу, чтобы они были записаны именно так, как я считаю нужным”.
  5. Вы можете изложить свои замечания в протоколе. Не ознакомили со ст. 51 Конституции? Смело делайте об этом запись в протоколе. Инспектор не представился и не предъявил служебное удостоверение по вашему требованию? Не забудьте указать это.
    Свободные строки помечайте символом Z, чтобы после подписания протокола инспектор ничего не мог туда дописать.
  6. Если места для ваших пояснений в протоколе не хватает, просите у инспектора чистый лист и пишите свои пояснения на нем. Лист скрепляется с протоколом, на самом протоколе делается надпись “К протоколу подшит 1 (2, 3, 100) лист с пояснениями водителя”.

Более подробно о том, как вести себя при остановке грузового автомобиля сотрудником ГИБДД можете прочитать здесь.


Если вам нужна помощь при обжаловании постановления по ст. 11.26 КоАП РФ, можете смело обращаться за профессиональной юридической помощью. После изучения документов вы получите консультацию по поводу перспектив обжалования постановления о каботажной перевозке груза.

Добавить комментарий
Олег
Олег
Здравствуйте. Прошу разъяснить; Имеется юрлицо в РФ и его филиал в Беларуси. Автомобили с прицепами зарегистрированы на юрлицо Беларуси. Будет ли считаться каботажными перевозками работа этих авто в РФ, если водители с автомобилями направлены в командировку в российское юрлицо. Заранее благодарю. С уважением Олег Владиславович.
Комментировать
Обжалование постановлений по ст. 11.26 КоАП РФ

Профессиональный юрист в области транспортного права оспорит вынесенное постановление по делу об административном правонарушении за использование принадлежащих иностранным перевозчикам автотранспортных средств.