Жалоба на неплательщика в прокуратуру

“Нам не платят за перевозку, можно ли пожаловаться в прокуратуру?” — такой вопрос часто задают перевозчики. Если подойти к вопросу формально, то да, можно пожаловаться — ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” это позволяет. Но будет ли толк от такого обращения? Действительно ли прокуратура является тем органом, в который перевозчики должны обращаться при неоплате перевозки? Давайте разберемся.


Для начала следует разобраться с тем, какие функции выполняет прокуратура. Статья 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” определяет пределы полномочий этого органа государственной власти. Цитировать статью полностью не имеет смысла, но такой функции как “взыскание просроченной задолженности” или “контроль за исполнением денежных обязательств участников хозяйственной деятельности” за прокуратурой не закреплено.



Самый пытливый читатель может сказать: “Но вот же, в этой статье написано про возможность прокуратуры осуществлять уголовное преследование”, умолчав (потому что не дочитал) при этом о том, что эта функция прокуратуры распространяется исключительно на уголовно-процессуальные действия органов следствия и дознания (ст. 37 УПК РФ).


Что будет, если обратиться в прокуратуру с жалобой на отсутствие оплаты за перевозку?


Прокуратура в тридцатидневный срок пришлет стандартный ответ о том, что она не может заменять собой другие органы государственной власти РФ и либо перешлет жалобу в полицию для проверки на предмет совершения преступления или правонарушения, либо порекомендует обратиться в суд за защитой нарушенного права.


Предвосхищая вопрос: полиция не будет возбуждать уголовное дело, если в заявлении не будет действительно сильных аргументов и доводов в пользу того, что неплательщик изначально имел умысел не оплачивать перевозку. Следует отметить, что аргументы “больше 100500 кинутых”, “2000 отметок на форуме” и “не отвечают на звонки” к сильным не относятся:

  • количество неоплат не свидетельствует о наличии умысла — вашему заказчику самому могли не оплатить перевозку (был утрачен груз, его заказчик банально не платит и т.п.), а иметь финансовую подушку безопасности на такой случай законодательство не обязывает;
  • сообщения на форумах также не свидетельствуют о наличии умысла, так как из них следует только лишь то, что кто-то кому-то не платит. Причины неоплаты могут быть разными (см. выше);
  • утрата связи — вообще не аргумент. Строго говоря, законодательство предусматривает только один способ связи с организацией — по ее юридическому адресу. Звонки, электронная почта, ICQ, WhatsApp, Viber и прочие каналы связи используются сторонами только лишь для удобства. И даже если организация не получает (не забирает) с почты корреспонденцию это тоже не говорит о ее намерении не платить перевозчикам, а всего лишь свидетельствует о том, что организация не организовала свою работу таким образом, чтобы своевременно обеспечить получение почтовых отправлений.

А заявление о мошенничестве в полицию поможет?


Нет, так как долг возник из договора между двумя участниками предпринимательской деятельности. Споры, вытекающие из такой деятельности, должны рассматривать суды. Подробнее о том почему далеко не каждая неоплата к мошенничеству не имеет отношения можете прочитать здесь. Кроме того, у полиции есть статистика раскрываемости преступлений, которую каждое УВД должно держать на определенном уровне.


Возбуждение уголовного дела о мошенничестве означает, что имели место быть событие и состав преступления, следовательно, полиция должна раскрыть это преступление, наказать виновных, восстановить права пострадавших. На самом же деле это сделать практически невозможно в силу того, что под мошенничеством понимается умышленное присвоение чужого имущества, то есть, у неплательщика должен быть прямой умысел на совершение этого преступления.


Ответом на заявление будет отказ в возбуждении уголовного дела, который может быть мотивирован как угодно. Например, неплательщик может сообщить сотруднику полиции, что он никаких договоров не заключал и ни о каких долгах не знает.



Кстати, по вышеобозначенному отказу уголовное дело все же было возбуждено после жалобы в прокуратуру. Но там действительно были достаточно веские основания полагать, что неплательщик являлся мошенником.


Как доказать умысел на неоплату перевозки?


Есть три способа или, если будет угодно, метода:


  1. Неплательщик лично вам заявил о том, что платить он не собирается, у вас есть доказательство, достоверно подтверждающее его слова (диктофонная запись удовлетворительного качества, письмо за его подписью, электронное письмо).
  2. У вас есть минимум два свидетеля, готовые подтвердить, что они находились около мошенника и слышали, как он заявлял о том, что собирается кинуть перевозчиков с оплатой.
  3. На момент заключения договора у мошенника не было никакой реальной возможности оплатить оказанные услуги, он это осознавал и понимал, но все равно заключал сделку. Его дальнейшее поведение также однозначно указывало на то, что он не собирался платить (не предлагал заменить должника, не исполнял обязательство частично, не исполнял обязательство от имени третьего лица).

Как легко догадаться, редко у кого есть возможность предоставить полиции подобные доказательства, поэтому полиция, чтобы, в том числе, не портить статистику раскрываемости преступлений, предпочитает не возбуждать уголовное дело.


Ликвидация и банкротство организации.


Если неплательщик инициировал процедуру ликвидации или банкротства можно ли назвать его мошенником? Нет, нельзя. Он выполняет регистрационное действие, предусмотренное действующим законодательством. Законодательством предусмотрены случаи в которых участники (учредители) юридического лица обязаны объявить себя банкротами и начать соответствующую процедуру. И ликвидация, и банкротство предполагают создание реестра требований кредиторов и погашение им задолженности (в идеале полностью, в реальности — ее части).


“Но неплательщик мог заранее продумать такую схему по присвоению себе денег перевозчиков” — скажете вы и будете абсолютно правы. Мог. Но обвинение нельзя строить на догадках и предположениях, а доказать умысел крайне сложно.


Почему так много неплатежей в грузовых автоперевозках?


Ответ прост — отсутствие у перевозчиков воли и единых правил работы. Авансовая оплата услуг среди автоперевозчиков стала редкостью. Все перевозчики дают какие-то безумные отсрочки платежей, терпят просрочки, то есть, по сути, инвестируют в деятельность экспедиторов и грузовладельцев. Инвестирование производится как в форме предоставления беспроцентного кредита, так и в необходимости нести определенные затраты для выполнения перевозки — покупки топлива, оплаты Платона, выдаче водителю зарплаты и т.д.


Что получают перевозчики в обмен на это очень щедрое инвестирование? Может быть, размер ставки за перевозку зависит от величины отсрочки платежа? Или перевозчик, предоставляющий большую отсрочку, получает доступ к более коммерчески привлекательным направлениям?


Ответ всем известен.


Мнение о том, что никто не готов платить за перевозки предоплату — не более чем мнение. Если грузы полежат неделю-другую на складах, грузовладельцы будут вынуждены изменить свой подход к оплате перевозок. Для этого нужно достаточно большое по числу участников объединение перевозчиков, готовых отстаивать свои интересы.


Кстати, экспедиторы тоже нередко остаются без оплаты. Другое дело, что расходы на организацию перевозки и ее выполнение различаются на несколько порядков. Тем удивительнее, что перевозчики, рискуя много больше экспедиторов, легко соглашаются сыграть в рулетку.


Как взыскивать долги за перевозки?


Способ один — обращаться в суд. Другое дело, что исполнить судебное решение удается не всегда (согласно данных ведомственной статистики ФССП за 1 полугодие 2019 года исполнено лишь 15,25% решений арбитражных судов, причем, 65% решений были исполнены должниками добровольно после возбуждения исполнительного производства). И здесь проблема не в работе службы судебных приставов, как воскликнут перевозчики, столкнувшихся с этой ситуацией, а в отсутствии у перевозчиков должной осмотрительности при выборе заказчиков.


Самой популярной в России организационно-правовой формой предприятия является ООО — общество с ограниченной ответственностью.


Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Президиума от 25 мая 2010 года № 15658/09 отметил, что при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности должны оцениваться не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения.


Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность всем своим имуществом (ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”). Участники (учредители) несут ответственность по долгам ООО только в том случае, если причиной неоплат явились их недобросовестные или неразумные действия. Указанные обстоятельства могут быть установлены только в рамках банкротного производства. Отдельно отмечено, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты не несут ответственности по долгам коммерческих организаций.



Часто ли перевозчики требуют от экспедиторов — ООО без имущества — бухгалтерскую отчетность? Или поручительство от директора и учредителей экспедитора? Не часто? Тогда не стоит пенять на зеркало, когда оказывается, что взять с должника нечего. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а значит, заключая высокорискованные сделки, перевозчики должны осознавать все возможные негативные последствия.


Например, почему кредитные ставки в микрофинансовых организациях и банках отличаются в несколько раз? Потому что банки до выдачи кредита проверяют потенциального заемщика, а МФО выдают займы всем подряд. Но кредит в банке можно взять под 25%, а микрокредит выдают под 200% годовых. Получается, что оплачивая кредит, добросовестный плательщик платит за себя и немного “за того парня”, в то время как отдавая долг в МФО заемщик платит и за себя, и еще за двух-трех неплательщиков.


Возвращаясь к теме грузоперевозок хочется спросить: как перевозчики оценивают риски неисполнения финансовых обязательств контрагентами? Как обычно, никак. Ведь у перевозчиков в абсолютном большинстве случаев даже нет собственных тарифов на оказываемые услуги (подробнее об этом я писал здесь). А если нет тарифов, то нет и заложенного в тариф риска неплатежей.


Именно поэтому до обращения в суд перевозчик должен оценить возможность исполнения судебного решения. Опытный юрист всегда готов помочь с оценкой шансов на успешное фактические взыскание долга.