Хартия АТС

Прозрачность бизнеса, равноправие всех участников отрасли, одинаковые условия для всех — к этому стремятся не все, но многие участники рынка грузовых автоперевозок. Основная претензия к “серым” и “черным” перевозчикам это применение различных схем так называемой оптимизации налогообложения за счет чего такие перевозчики получают конкурентное преимущество перед “белыми”. И действительно, именно государство должно обеспечивать равные условия для бизнеса всем участникам рынка. Для этого должны реально работать механизмы сбора налогов, трудовые инспекции, правоохранительные органы и прочие исполнительные органы государственной власти.


Многие небольшие перевозчики применяют в своей деятельности единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который позволяет, что уж греха таить, обналичивать средства. Однако, начиная с 2021 года этот налоговый режим прекратит свое существование (ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 г. № 178-ФЗ), следовательно, все перевозчики будут платить налоги соразмерно полученным доходам.


У большинства грузовладельцев существует проблема возмещения НДС из-за нерадивых экспедиторов и перевозчиков, применяющих ОСНО. В защиту этих участников рынка Общественная палата РФ придумала сначала Хартию АПК, а сейчас — Хартию АТС. Что это такое? Разберем в этой статье.



Внимание! Вы находитесь на сайте юриста по транспортному праву, который не имеет никакого отношения к Хартии АТС. Вопросы по поводу функционирования Хартии АТС к моему ведению не относятся.


Общественная палата Российской Федерации.


Для начала надо понимать что такое ОП РФ. Впервые слышите такое название? Не удивляйтесь и не расстраивайтесь — примерно половина граждан России не знает о существовании Общественной палаты (источник — опросы ВЦИОМ и Левада-центра). Вообще, Общественная палата — консультативно-совещательный орган, финансируемый из наших налогов и существующий с 2005 года. ОП РФ должна быть независимой и непредвзятой, но любому понятно, что кто за девушку платит, тот ее и танцует. Другими словами, невозможно заниматься критикой государственной политики, находясь при этом на полном государственном финансировании.


Хартия АТС — целиком и полностью продукт Общественной палаты Российской Федерации. Для привлечения участников Хартии широко привлекаются инспекции Федеральной налоговой службы.


Что из себя представляет Хартия АТС.


Подписывая Хартию перевозчик или экспедитор обещает следовать принципам fair play (честной игры) — не использовать оптимизацию налогообложения, платить “Платон”, официально трудоустраивать всех работников и платить им “белую” зарплату, сообщать в Экспертный совет Хартии АТС ставшими ему известными сведениями о нарушении законодательства другими участниками рынка грузоперевозок.


Кроме того, все подписавшие Хартию плательщики НДС соглашаются добровольно раскрывать свою налоговую тайну путем направления в свою ИФНС соответствующего заявления по форме утвержденной Приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, а также сообщать членам Экспертного совета Хартии АТС информацию о способах получения налоговых вычетов, превышающих 70% от суммы начисленного налога.


У подписантов Хартии есть и другие обязанности, которые они обязуются выполнять при подписании Заявления о присоединении к Хартии (документ по состоянию на 22.10.2019 г.).


Хартия АТС с юридической точки зрения.


Так как присоединение к Хартии создает для перевозчика или экспедитора определенные обязанности, это является сделкой. Понуждение к заключению сделки недопустимо (абз. 2 ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Однако же, перевозчикам и экспедиторам поступают звонки, в которых собеседник, представляясь инспектором ИФНС, сообщает о необходимости присоединения к Хартии АТС.


Следует упомянуть о старшей сестре предмета этой статьи — Хартии АПК (та же история, только для перевозчиков сельскохозяйственных грузов). Перевозчики получали устрашающего вида документы, составленные с использованием канцеляризмов, применяемых органами государственной власти, гласящими о необходимости вступления в Хартию АПК. В случае отказа от подписания заявления о вступлении в Хартию АПК перевозчику грозили проведением налоговой проверки.



Однако никакого нарушения в рассылаемых письмах нет — оно содержит лишь просьбу, а не требование или распоряжение.


Обязанность подписать Хартию АТС.


Такой обязанности ни у кого нет. Каждый сам для себя решает — нужно ему это участвовать в этом сомнительном мероприятии или нет. С учетом того, что никаких выгод от подписания Хартии перевозчик или экспедитор не получают (см. ниже), стимулов это делать вообще не остается.


Кстати, по сообщениям некоторых перевозчиков, звонящие им люди, представляющиеся инспекторами ИФНС, доводят до них ложную информацию о том, что теперь подписание Хартии АПК является обязательным условием. Это ложь — никакой обязанности вступать в ряды членов Хартии АПК как не было, так и нет.


Что дает вступление в Хартию АТС перевозчику или экспедитору?


Это важный вопрос, который Общественная палата была обязана продумать и проработать. Действительно, какой смысл вступать в Хартию, если она не дает никаких преимуществ?


И действительно, для участников рынка грузоперевозок нет никаких преференций и выгод от присоединения к Хартии АТС. Эта Хартия нужна исключительно для защиты крупного бизнеса от повышенных налоговых рисков, связанных с неуплатой экспедиторами (в первую очередь) и перевозчиками (во вторую очередь) налога на добавленную стоимость.


Результаты работы Хартии АТС.


Сайт Хартии АТС заработал 11 июля 2019 года. С этого же дня начался активный набор участников Хартии. Каковы же результаты работы за 4 месяца? Приведу два скриншота с сайта Хартии по состоянию на 11 ноября 2019 года:



Как видим, за 4 месяца к Хартии присоединилось аж 662 участника. Комментировать этот "результат" как-то даже неприлично.



Пустующий раздел "Партнеры" красноречивее любых слов.


Как выйти из Хартии АТС?


Это вопрос на который нет ответа (хотелось бы верить, что он появится). В заявлении на присоединение к Хартии АТС порядок выхода из нее буквально следующий: “Любой участник Хартии вправе выйти из данной Хартии по любым причинам, для чего участник, ранее ее подписавший, информирует всех участников данной Хартии о своем решении через Экспертный совет Хартии”.


При этом найти координаты Экспертного совета Хартии, равно как узнать личности членов Экспертного совета, не представляется возможным. Имеющийся на сайте Хартии АТС раздел "Инициативная группа" ясности не приносит.



Что будет если не выполнять условия Хартии АТС?


Ничего не будет. Санкции за нарушения не предусмотрены. Теоретически любой участник Хартии АТС может потребовать от нарушителя возместить убытки, причиненные неисполнением правил ведения бизнеса, но это очень фантастический вариант, который трудно реализовать с юридической точки зрения.

Добавить комментарий
танкист
танкист
все что в Росси делают только для большого бизнеса а малый и средний бизнес убить а хартия атс это инструмент который убивает и нарушает семейный кодекс рф
Комментировать