Ответственность водителя

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.


Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).


Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.


Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?


Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.



Сделать это не получится по трем причинам:


  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?


Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.


Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?


Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.


Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.


Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия “водитель”, однако, присутствует профессия “экспедитор”.


Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?


Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.


Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?


Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.


Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.


Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?


Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.


Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.


При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.


Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?



Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.



Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.


Должна ли у водителя быть медицинская книжка?


Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.


Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.


Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Добавить комментарий
Михаил
Михаил
Работал водителем экспедитором по найму без договора, перед выездом в рейс проверил все технические параметры и соответствие с гос. номером, всё соответствовало, не ПРОВЕРИЛ ВИН номер, в Канске был остановлен сотрудником ГИБДД и при проверке выяснилось, что ВИН номер не соответствует документам и гос номеру ,данный автомобиль был снят с учёта и переоформлен на ИП, но я этого не знал и убедился только когда сотрудник показал мне видео списанного авто, и только тогда я согласился, что данный факт имел место быть и мне вменяют в вину ,что ОБЯЗАННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ перед выездом обязательно должен проверить ВИН номер на соответствие, путевой лист не выдавался только маршрутная карта, вчём нарушение водителя и обязан ли он проводить сверку с ВИНом, попал под статью лишение прав за управление автомобиле за заведомо известно что номера подложные?
Комментировать
Михаил
Михаил
моя электронка sosna_mikhail@mail.ru тел.89089773399
Аноним
Аноним
Здравствуйте. Я устраиваюсь водителем по гпх, как самозанятый на арендованном грузовм автомобиле у того же работодателя. Стоит ли мне оформить страховку ответственности перевозчика и в каких случаях ко мне могут быть требования возмещения в порядке суброгации, как к водителю в том же лице? Возможно мне оформить страховку перевозчика или осаго, которая защитиот, как водителя о повреждения груза в случае дтп по моей вине?
Комментировать
Евгений
Евгений
Здравствуйте, перевозил груз Ёлки, попал в ДТП, две ёлки пострадали ущерб 280 тыс руб, работодатель груз не застраховал. По трудовому договору я материально ответственный. Должен ли я возместить ущерб. Страхование груза оговаривалось изначально на собеседовании, но не прописано в договоре. Официальная зп 21 тыс руб. ДТП из-за погодных условий.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Добрый день. Отвечаю по порядку.

1. Чтобы быть материально ответственным лицом вы должны быть трудоустроены как водитель-экспедитор и подписать дополнительное соглашение о полной материальной ответственности к трудовому договору. Такого соглашения нет или вы трудоустроены как водитель, то ваша ответственность ограничена среднемесячным заработком (ст. 241 Трудового кодекса РФ).

2. Страхование груза для вас не имеет значения, т.к. при наличии оснований (ваша вина в дорожно-транспортном происшествии плюс дополнительное соглашение о полной материальной ответственности) страховая компания обратится к вам с требованием возместить выплаченное вашему работодателю страховое возмещение в порядке суброгации. Проще говоря, вы будете должны не своему работодателю, а страховой компании, которая попытается забрать потраченные деньги с виновника ДТП.

Могу вам порекомендовать в случае получения от работодателя требования о возмещении ущерба обратиться к юристу в месте вашего жительства, чтобы разработать тактику защиты от неосновательного (если оно неосновательное) требования.
Игорь
Игорь
Здраствуйте.
Ситуация такая. При перевозке, переезде с одной квартиры на другую, в кузове а/м " "Газель" опрокинусь стиральная машина, в результате чего она перестала работать и мастер по ремонту оценил ущерб. Стиральная машина не была закреплена.
Водитель оказывал услуги по перевозке на личном а\м через службу грузового такси.
Никаких договоров об оказании услуг между водителем и заказчиком нет и не было.
В отделе качества службы такси сказали что могут сделать акт об оказании услуги
В сервисе по ремонту бытовой техники сказали, что могут сделать акт о повреждении и о стоимости ремонта.
Насколько оправдано идти в суд и каковы шансы возместить ущерб?
Заранее спасибо!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Игорь.

В суде вам будет нужно доказать причинно-следственную связь между перевозкой и повреждением стиральной машины; говоря проще, нужно будет доказать, что стиральная машина была повреждена именно в ходе перевозки.

Упаковкой и закреплением груза по общему правилу занимается грузоотправитель (ч. ч. 8, 9 ст. 11 Устава автомобильного транспорта), то есть, эта обязанность, обычно, если иного не предусмотрено договором, возлагается на того, кто предъявляет груз к перевозке.

Теперь по поводу документов, которые вам могут представить: акт об оказании услуги от службы такси и акт о повреждении с калькуляцией стоимости ремонта. Эти документы подтвердят факт перевозки, факт повреждения и установят размер ущерба, но не позволят утверждать, что повреждение груза произошло при перевозке, ведь перевозчик принимал груз без проверки его работоспособности и выявления внутренних дефектов.

При этом нужно учитывать, что ваш иск будет рассматриваться в суде общей юрисдикции, где свидетельские показания играют бОльшую роль, нежели в арбитражном процессе. Если вероятность, что свидетельские показания членов семьи о том, что стиральная машина исправно работала сыграют решающую роль.
ИП Иванова О,Н,
ИП Иванова О,Н,
Добрый день! Поставка некачественного товара, передача от поставщика груза транспортной компании и при приемке составлен акт о браке моего покупателя с водителем. Видио и фото материал педставлен поставщику, акт о браке с сылкой на документ поставки. Поставщик ссылается на пункт договора, в котором прописано, что если обнаружен брак, должны пригласить представителя поставщика. Вопрос как мне не показать своего покупателя поставщику и могу ли я переадресовать груз поставщику ,не принимая его документально, так как лужи в мешках, явный брак. Водителя нанимала я, он у поставщика расписался в получении товара, не проверив его.
Комментировать
Нарушения
Нарушения
Добрый день. ИП работает по договору с ООО, перевозит груз. Сотрудники ООО поймали водителя на краже, его задержала полиция.. Документы на перевозку подписаны водителем. Водитель работает неофициально. Что грозит ИП?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте. ИП, как перевозчик по отношению к ООО, несёт гражданскую ответственность за сохранность принятого к перевозке груза. Совершение водителем преступления не освобождает перевозчика от ответственности. Пример можете прочитать здесь: https://gruzconsult.ru/posts/4273688

Рекомендую не откладывать в долгий ящик и обратиться к юристу за консультацией, чтобы понять перспективы судебных разбирательств, не допустить излишнего взыскания.