О создании реестра перевозчиков

В настоящее время рассматривается законопроект № 639949-7 о создании реестра перевозчиков. Краткая выжимка законопроекта:

  • все перевозчики и лица, выполняющие перевозки для собственных нужд (за исключением физических лиц, перевозящих личные и семейные грузы) должны быть внесены в реестры, формируемые Торгово-промышленной палатой;
  • внесение в реестры платное;
  • перевозчики должны соответствовать критериям профессиональной надежности, компетентности и финансовой состоятельности.

В качестве целей законопроекта авторы декларируют:

  • снижение присутствия на рынке нелегальных перевозчиков;
  • обеспечение надлежащего государственного транспортного надзора и статистического наблюдения за деятельностью грузового автомобильного транспорта всех форм собственности;
  • формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг;
  • повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом.

Удастся ли законопроекту стать обязательным к исполнению законом?


Одно можно сказать с уверенностью — в том виде, в котором законопроект внесен на общественное обсуждение, он законом не станет. Это однозначно следует из заключения Правительства РФ от 16 октября 2018 года № 8443п-П9 на данный законопроект. В частности, в заключении указано, что:

  • введение реестров и обязательность присутствия в них для осуществления коммерческих перевозок или перевозок для собственных нужд по сути является скрытой формой лицензирования;
  • Торгово-промышленная палата России вправе вести только негосударственные реестры, в то время как законопроектом предусматривается формирование именно государственного реестра;
  • сведения из реестров содержат персональные данные, которые не подлежат раскрытию в силу ФЗ “О персональных данных”.

Однако, общая тенденция на ужесточение законодательства, регулирующего автоперевозки, наблюдается вполне отчетливо, поэтому вероятность превращения законопроекта в закон весьма высока.


Теперь, когда мы имеем общее представление о законопроекте, давайте разберем его более детально.


Кого это касается.


Законопроект коснется всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на балансе автотранспорт. При этом не важна цель перевозок — извлечение финансовой выгоды в виде оплаты услуг, либо перевозка собственных грузов. Из буквального толкования текста законопроекта по состоянию на дату подготовки этой статьи следует, что эти две категории эксплуатантов грузовых автомобилей будут подавать сведения о себе в различные реестры — соответственно целям использования автотранспорта.


Государственные реестры.


Законопроект предусматривает создание двух государственных реестров — коммерческих перевозчиков (выполняющих перевозки грузов за плату) и перевозчиков для собственных нужд (торгово-промышленные предприятия, имеющие свой автопарк). Ведение реестров предполагается поручить Торгово-промышленной палате РФ, при этом права торгово-промышленных палат прямо указаны в статье 12 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”. Согласно подпункту “н” части 1 указанной статьи за торгово-промышленными палатами закрепляется право вести только негосударственные реестры.


Законопроектом предусмотрено, что ТПП РФ вправе возложить отдельные полномочия по ведению реестров на подведомственное государственное учреждение. О каком учреждении идет речь не совсем ясно — Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией и подведомственных госучреждений не имеет.


Реестры ведутся на бумажных носителях и дублируются в электронном виде. При наличии расхождений в сведениях приоритетными считаются сведения из бумажного реестра.


Для включения в реестр необходимо подать заявление (лично, заказным письмом, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью). ТПП в течение трех дней должно принять решение о внесении перевозчика в реестр. В текущей редакции законопроекта речь идет о трех календарных днях, что делает практически невозможным проявление даже минимальной внимательности при рассмотрении заявления и приложенных документов. Из этого следует, что либо решение будет приниматься по формальным основаниям, исходя из наличия приложенных к заявлению всех приложений, либо в законопроект будет внесено изменение, которым срок рассмотрения заявления составит 3 рабочих дня.


Плата за внесение в реестр.


Эксплуатанты грузового транспорта включаются в реестры отнюдь не безвозмездно. Законопроект предусматривает, что за внесение сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестры взимается плата, размер которой устанавливает ТПП РФ.


В текущей редакции законопроекта взимание платы предусмотрено только за включение в соответствующий реестр, изменение сведений в нем производится бесплатно.


Требования к коммерческим перевозчикам.


Их три: профессиональные надежность и компетентность, а также финансовая состоятельность.


Профессиональная надежность перевозчика.


Определяется отсутствием у руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя непогашенной или не снятой судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства или безопасности дорожного движения. Таким образом, фактически дополняется перечень ограничений регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных ч. 4 ст. 22.1 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Такое ограничение устанавливается косвенно, путем фактической невозможности осуществления перевозок в коммерческих целях.


Отсутствие судимостей у руководителя перевозчик подтверждает соответствующей справкой, которую можно получить в территориальном органе МВД.


Профессиональная компетентность перевозчика.


Определяется наличием в штате транспортного предприятия хотя бы одного ответственного специалиста, имеющего соответствующее свидетельство. Выдача свидетельства производится образовательными учреждениями, согласованными с ТПП РФ, на основании:

  • сдачи квалификационного экзамена, к которому можно подготовиться как в учреждении (за плату), так и самостоятельно;
  • аттестации — для лица, имеющего опыт руководящей работы в транспортной компании более 5 лет.

Свидетельство выдается на 5 лет, после чего специалист должен пройти процедуру сдачи экзамена или аттестации повторно. Выдача и замена пришедшего в негодность свидетельства осуществляется (опять же) за плату. Должность специалиста может совмещать руководитель транспортного предприятия. Специалист может работать в нескольких организациях одновременно — законопроект прямо это разрешает.


Основаниями для лишения специалиста свидетельства являются судебное решение или совершение специалистом двух или более за год административных правонарушений, аналогичных тем, которые предусмотрены для исключения перевозчика из реестра.


Финансовая состоятельность перевозчика.


Подтверждается наличием имущества на сумму 500 тысяч рублей (если у перевозчика одна машина) плюс 200 тысяч рублей на второе и последующие транспортные средства. Прицепы и полуприцепы являются самостоятельными транспортными средствами, поэтому владельцы автопоездов должны иметь в собственности имущество стоимостью не менее 700 тысяч рублей (сами транспортные средства также включаются в это имущество). Имущество можно заменить независимой (обычно банковской) гарантией. Подтверждением факта наличия имущества или независимой гарантии является финансовая справка.


Кроме того, коммерческий перевозчик должен своевременно уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджеты всех уровней, что подтверждается справкой инспекции ФНС перевозчика (КНД 1120101).


Требование к перевозчикам грузов для собственных нужд.


Оно одно — наличие подтверждение профессиональной компетенции, то есть, наличие в штате хотя бы одного специалиста с действующим свидетельством. Необходимость в подтверждении профессиональной надежности и финансовой состоятельности такого перевозчика отсутствует по очевидным причинам.


Если грузовладелец доставляет товары собственным автотранспортом в одном направлении, а в обратном направлении берет попутные грузы, он должен регистрироваться в обоих реестрах, так как в таком случае он выступает в обеих ролях.


Основания для исключения из реестра.


Их несколько:

  1. Подача перевозчиком заявления об исключении из реестра.
  2. Исключение на основании решения суда.
  3. Поступление в ТПП сведений об инициированной процедуре банкротства или ликвидации перевозчика.
  4. Привлечение руководителя юридического лица или предпринимателя к уголовной ответственности за экономические, экологические, трудовые преступления, а также уголовные преступления в сфере безопасности дорожного движения.
  5. Предоставление перевозчиком недостоверных сведений о себе.
  6. Совершение перевозчиком в год более одного одного из следующих административных правонарушений:
  • несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ);
  • выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22 КоАП РФ);
  • эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ);
  • нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 КоАП РФ);
  • нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8 КоАП РФ);
  • нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 11.15.1 КоАП РФ);
  • управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (тахографы, ст. 11.23 КоАП РФ);
  • незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров (каботаж, ст. 11.26 КоАП РФ);
  • нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров (ст. 11.32 КоАП РФ);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (ст. 12.1-12.21 КоАП РФ);
  • нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАП РФ);
  • нарушение правил перевозки опасных грузов (ст. 12.21.2 КоАП РФ);
  • несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Платон, ст. 12.21.3 КоАП РФ);
  • грубые нарушения ПДД (ст. 12.24-12.28 КоАП РФ);
  • выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб (ст. 12.31 КоАП РФ);
  • нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП РФ);
  • допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения (ст. 12.32.1 КоАП РФ);
  • повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33 КоАП РФ);
  • несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст 12.34 КоАП РФ);
  • нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства (ст. 12.36.1 КоАП РФ);
  • несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 12.37 КоАП РФ);
  • грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);
  • нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 15.33 КоАП РФ);
  • невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании о размещении в сети "Интернет" информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования (ст 15.33.1 КоАП РФ);
  • нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ст 15.33.2 КоАП РФ);
  • сокрытие страхового случая (ст. 15.34 КоАП РФ);
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ);
  • несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

ТПП в течение трех дней извещает перевозчика о вынесенном решении об аннулировании решения о включении в реестр. Обжаловать решение можно по общим основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Так как ТПП РФ является негосударственной организацией, то обжаловать решение эффективнее всего в суде.


Изменение в порядке заполнении транспортной накладной.


Законопроект предусматривает, что 10-ой графе транспортной накладной должен быть указан перевозчик, владеющий транспортным средством. Если грузоотправитель укажет в накладной перевозчика, не внесенного в реестр, либо экспедитора, ему будет грозить административная ответственность (в настоящее время такая ответственность не установлена, поэтому потребуется внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях). Сбудется давняя мечта перевозчиков: теперь они будут “напрямую” возить грузы от крупных грузовладельцев — Coca-Cola, Тандер и т.п.


Впрочем, рассчитывать на возможность взыскания оплаты непосредственно с грузоотправителя перевозчикам не стоит — Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 г. № 26 (п. 28) уже прояснил, что фактический перевозчик может требовать оплату только от того, с кем он заключил договор (чаще всего с экспедитором).


Для чего нужен законопроект (мнение).


Начиная с 2014 года наметился отчетливый тренд на усиление государственного надзора и контроля за автоперевозками, ужесточение административных наказаний за правонарушения, создание для автоперевозчиков условий, при которых оказываемые ими услуги будут дорожать (не в последнюю очередь за счет уменьшения количества перевозчиков). В то же время РЖД активно лоббирует принятие изменений в Устав железнодорожного транспорта, которым уменьшаются штрафы как для железнодорожных перевозчиков, так и для грузовладельцев, отправляющих грузы по железной дороге. Последнее повышает коммерческую привлекательность железнодорожных перевозок для крупных грузовладельцев.


Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы сопоставить эти факты и увидеть конечную цель всех изменений законодательства, регулирующего перевозки грузов — создание для автоперевозчиков дискриминационных условий, в которых грузовладельцам будет выгоднее возить грузы по железной дороге. Главные преимущества автоперевозок — относительная дешевизна услуг, возможность доставки от двери до двери и возможность грузовладельцам диктовать перевозчикам свои условия договоров — будут нивелироваться и грузовладельцы будут отдавать все большее предпочтение железнодорожным перевозкам.


Относительно легко и безболезненно к новым условиям (если законопроект станет законом) приспособятся крупные перевозчики с автопарком от нескольких десятков автомобилей. Крупные игроки (ДЛ Транс, Сельта и т.д.) получат дополнительные преимущества за счет снижения конкуренции на рынке автоперевозок, выраженные как в возможности повышения тарифов на свои услуги, так и в ужесточении договоров на перевозку грузов.