Появление тахографов пришлось на 60-ые годы XX века в период бурного роста автомобильных грузовых перевозок в Европе. Владельцы транспортных компаний желали контролировать работу наёмных водителей, в частности, время в пути, скорость движения и пройденный километраж. Так как в основе первых тахографов был часовой механизм, их выпуском занимались фирмы по производству часов.
1 июля 1970 года было принято Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Целью соглашения было развитие и улучшение международных грузовых и пассажирских автоперевозок, повышение безопасности дорожного движения, регламентация некоторых условий труда в автопредприятиях, осуществляющих международные перевозки, выработка мер для реализации этих задач. Всего в текст ЕСТР было внесено 6 поправок.
Шло время и тахографы стали выполнять дополнительные функции. Сегодня их установка на транспортные средства преследует цели повышения безопасности дорожного движения, контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха и, как следствие, обеспечение честной конкуренции на рынке пассажирских и грузовых автоперевозок. Показания тахографа могут быть использованы в суде в качестве доказательств наличия или отсутствия вины.
Тахографы в Российской Федерации.
В настоящий момент в России на транспортные средства, осуществляющие перевозку грузов и пассажиров, устанавливаются два вида тахографов:
- удовлетворяющие требованиям Соглашения ЕСТР (такие тахографы обязательно должны быть установлены на автомобилях, выполняющих международные перевозки);
- с блоком СКЗИ (средство криптозащиты информации). Требования к таким тахографам устанавливаются Приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 (приказ 36), а сроки и порядок оснащения транспортных средств — Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273 (приказ 273).
Приказом 273 устанавливаются следующие сроки оснащения транспортных средств тахографами:
Транспортные средства категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов |
до 1 апреля 2014 |
Автобусы категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров |
до 1 июля 2014 |
Транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок |
до 1 июля 2014 |
Транспортные средства категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным |
до 1 сентября 2014 |
Транспортные средства категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным. |
до 1 апреля 2015 |
Транспортные средства категорий N2 , N3 , M2 и M3 , оснащенные организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.) |
до 1 января 2018 |
Транспортные средства категорий N2 , N3 , M2 и M3 , оснащенные мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 |
до 1 января 2018 |
Категории транспортных средств установлены Приложением № 2 приказа 36:
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).
Транспортные средства, на которые не требуется устанавливать тахографы с блоком СКЗИ.
Приложением № 2 к Приказу № 36 предусмотрено, что для ряда транспортных средств оснащение их тахографами, соответствующими требованиям этого приказа, не требуется. Приказом Минтранса от 30.01.2018 года № 35 в Приказ № 36 были внесены изменения. Применительно к грузовым автоперевозчикам относится одна позиция из этого списка: транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. № 158 “Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок”, оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).
Ранее действующее исключение (находящиеся в эксплуатации автобусы с числом мест более 20 и грузовые автотранспортные средства с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, оснащенные до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 922 “О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом”) более не действительно.
Существуют некоторые нюансы, которые следует знать перевозчикам. Так, при эксплуатации транспортного средства с карточкой допуска к международным перевозкам путевой лист грузового автомобиля должен быть выдан той же организацией, которая является владельцем карточки допуска. Передача удостоверения другому российскому перевозчику, а также карточек допуска для использования транспортного средства, не принадлежащего владельцу указанного удостоверения либо переданного им во владение другому лицу, запрещается (п. 17 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2001 г. № 730 “Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок”). При обнаружении такого нарушения сотрудник ГИБДД или Ространснадзора обязан изъять карточку допуска у водителя. К перевозчику, согласно п. 20 Положения, могут быть применены следующие меры: предупреждение, приостановление действия удостоверения на срок до 6 месяцев, либо аннулирование удостоверения допуска.
Допущенные к установке тахографы.
Реестр моделей тахографов, допущенных для установки на транспортные средства в РФ, опубликован на сайте Федерального бюджетного учреждения “Агентство автомобильного транспорта” (ФБУ “Росавтотранс”). По состоянию на момент опубликования настоящей статьи в перечень включены 8 моделей:
Порядковый номер записи |
Наименование модели тахографа |
Номер версии программного обеспечения тахографа |
Наименование организации-изготовителя |
Адрес организации-изготовителя тахографа |
1 |
"ШТРИХ-ТахоRUS" SM 10042.00.00-13 |
Основная плата: V 1172, Дополнительная плата: V 112; Основная плата: v.1174, Дополнительная плата: v.114 |
ООО "НТЦ "Измеритель" |
115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, стр. 4 |
2 |
"КАСБИ DT-20M" |
v.02.00; v.02.01 |
АО "КЗТА" |
248002, г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 141 |
3 |
"Меркурий ТА-001" |
v.1.03.0106; v.1.04.0138 |
ООО "АСТОР ТРЕЙД" |
105484, г. Москва, ул. 16-я Парковая, д. 26 |
4 |
"DTCO 3283" |
v.01.00.10; v.10.10 |
ООО "Континентал Аутомотив РУС" |
111033, г. Москва, ул. Золоторожский вал, д. 34, стр. 6 |
5 |
"ТЦА-02НК" |
v.2.52; v.03.03 |
ЗАО "Измеритель-авто" |
214020, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5 |
6 |
"Drive 5" |
v.1.03.1698; v.1.03.3280 |
ООО "ПОС система"; ООО "АТОЛ ДРАЙВ" |
117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 35, этаж 3, ком. №13; 115477, г. Москва, ул. Кантемировская, д. 59А |
7 |
"ШТРИХ-ТахоRUS" SM 100.42.00.00.14 |
Основная плата: v.1370, Дополнительная плата: v.310; Основная плата: v.1372, Дополнительная плата: v.312 |
ООО "НТЦ "Измеритель" |
115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, стр. 4 |
8 |
"EFAS V2 RUS" |
v.01.02, v.01.03 |
ООО "ИНТЕЛЛИК РУС" |
238310, Калининградская обл., Гурьевский район, посёлок М. Исаково, ул. Мелиоративная, д. 7 |
Карты для тахографов.
Цифровые тахографы фиксируют получаемую информацию на карту водителя. Главное отличие цифрового тахографа от аналогового — невозможность подделки фиксируемых данных. Для этого все данные шифруются с помощью криптоалгоритмов, устойчивых ко взлому. Водитель, приступая к выполнению перевозки, вставляет в тахограф свою индивидуальную карту водителя, на которую записывается вся информация.
Помимо карты водителя существуют карты предприятия, карты мастерской и карты контролёра. Их выдачу и выпуск в России на настоящий момент осуществляют 3 организации: ОАО “РусТахонет”, ООО “РусАвтоКарт” и ООО “Е22”.
Если карта тахографа потеряна, перестала считываться или получила повреждения.
Предположим, грузовой автомобиль выехал в рейс по России и случилась неприятность — карта тахографа перестала считываться или водитель ее потерял. В этом случае владелец транспортного средства в течение трех дней обязан уведомить о произошедшем организацию, выдавшую карту, Информирование производится любым доступным способом: по почте, телефону, факсу. Организация, выдающая карты, обязана в пятидневный срок выдать новую карту для тахографа. При этом у водителя транспортного средства есть 15 дней для того, чтобы вернуться за новой картой.
Несмотря на то, что п. 23 Приказа Минтранса России от 21.05.2012 года № 145 “Об утверждении Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах” предусматривает и более продолжительный период, в течение которого можно управлять транспортным средством без карточки тахографа, не рекомендуется превышать этот срок. Кроме того, у водителя должен быть документ от организации, выдающей карты тахографов (хотя бы в виде фотографии на телефоне) об утере (повреждении) карты.
Режим труда и отдыха водителя.
Как говорилось выше, одной из основных задач оснащения транспортных средств тахографами является снижение аварийности и повышение безопасности дорожного движения. Во многом безопасность на автотранспорте зависит от соблюдения водителем режима труда и отдыха. Понятно, что у уставшего, не выспавшегося водителя замедлена реакция и снижено внимание. из-за чего повышается вероятность возникновения аварийной ситуации.
В России режим труда и отдыха регулируется Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (приказ 15).
В соответствии с пунктом 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Пунктом 10 Приказа определяется, что в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
В пункте 15 Приказе устанавливается, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из пункта 16 Положения следует, что время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
Раздел III Приказа 15 устанавливает порядок и продолжительность перерывов в работе и отдыха водителей. Используются следующие понятия:
- перерыв для отдыха и питания — не менее 30 минут, но не более 2 часов при 8-часовой рабочей смене, либо два перерыва аналогичной продолжительности при длительности рабочей смены более 8 часов;
- ежедневный (междусменный) отдых — вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
- еженедельный непрерывный отдых — должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Мнение судов о необходимости установки тахографов с СКЗИ.
Необходимость установки тахографов с блоком СКЗИ (средство криптозащиты информации) пытались оспорить в судебном порядке несколько раз. Предлагаю рассмотреть два решения судов.
Решение Арбитражного суда Магаданской области по делу № А37-66/2016.
ПАО “Магаданэнерго” обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании выданного местным УГАДН в ходе проведения плановой выездной проверки предписания о необходимости замены установленных на транспортных средствах предприятия тахографов на тахографы с блоком СКЗИ. ПАО “Магаданэнерго” установило на свои автомобили тахографы немецкого производства, соответствующие требованиям Технического регламента “О безопасности колесных транспортных средств”.
Блока СКЗИ в этих тахографах, разумеется, не было.
Суд в своем решении (кстати, весьма подробном и качественно мотивированном) установил, что постановления Правительства РФ, также как и приказы Минтранса, не могут противоречить ФЗ “О техническом регулировании”, но могут носить рекомендательный характер.
Далее суд отметил, что использование тахографов с блоком СКЗИ не является обязательным, тем самым отменив выданное предписание.
Также суд не преминул отметить, что само предписание составлено из рук вон плохо — в тексте не конкретизировано нарушение, не даны указания по его устранению.
Суд, исследовав материалы дела, решил удовлетворить требования ПАО “Магаданэнерго” и отменить предписание УГАДН по Магаданской области в части необходимости замены тахографов на устройства с СКЗИ.
12 сентября 2016 года Шестой арбитражный апелляционный суд отменил принятое решение. В мотивировочной части решения коллегия апелляционного суда указала на то, что порядок оснащения транспортных средств согласован Минтрансом с ФСБ и МВД, он является правовым актом, имеющим юридическую силу.
Апелляционный суд также указал на то, что на требования Приказа Минтранса России № 36 не распространяется действие Закона о техническом регулировании.
Кроме того, суд уточнил, что сама по себе надпись “тахограф” и наличие сертификата соответствия не делает некое устройство тахографов в том понимании, которое вкладывается в это понятие российским законодательством.
Суд постановил, что решение Арбитражного суда Магаданской области подлежит отмене.
ПАО “Магаданэнерго” обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, который оставил постановление апелляционного суда без изменения. Мотивировочную часть пятистраничного постановления кассационного суда можно коротко изложить в двух абзацах:
Не согласившись с этим постановлением ПАО “Магаданэнерго” обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. Дело не было рассмотрено по существу. Определением от 23 мая 2017 года дело не было передано на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда. Мотивировано это было тем, что приказ Минтранса № 36 не отменен и действует на всей территории РФ, следовательно, является обязательным для исполнения.
Решение Верховного Суда РФ по делу № АКПИ16-370
ООО “Сокор-логистика” обратилось в Верховный Суд России с административным иском о признании недействующим приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 348.
ООО “Сокор-логистика” в исковом заявлении потребовало признать недействующим Приказ Минтранса РФ от 2 декабря 2015 года № 348, обосновывая свои требования ростом затрат на переоснащение транспортных средств предприятия.
Судя по всему, юрист ООО “Сокор-логистика” читал решение Арбитражного суда Магаданской области по делу № А37-66/2016, поскольку он также ссылался на то, что положения оспариваемого приказа, как и Порядок оснащения транспортных средств тахографами, носит рекомендательный характер.
Верховный суд справедливо указал, что сам по себе приказ Минтранса № 348 не устанавливает требований к тахографам, а лишь изменяет сроки оснащения тахографами транспортных средств, ранее установленные другими приказами Минтранса.
Далее суд сослался на проведенную Министерством экономического развития РФ оценку (экспертизу), которая показала, что оснащение транспортных средств тахографами оказало положительный эффект на транспортную отрасль страны.
В результате ООО “Сокор-логистика” получило закономерный отказ в удовлетворении заявленных в административном иске требований.
Вывод.
Суды РФ признали, что нормативные акты, устанавливающие необходимость применения тахографов с СКЗИ, законны и подлежат применению на всей территории РФ.
Ответственность и штрафы.
За несоблюдение законодательства об оснащении транспортных средств тахографами предусмотрена административная ответственность. Ответственность распространяется на водителя и лицо, ответственное за выпуск на линию транспортного средства. В соответствии с пунктом 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Статья 11.23 Кодекса об административных правонарушениях:
- Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. - Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Следует обратить особое внимание, что штрафуется любое передвижение транспортного средства, которое должно быть оснащено тахографом — хоть с грузом, хоть без него.
Ещё одним важным моментом является то, что до 1 ноября 2019 года юридическое лицо (организация) не несёт ответственности за неоснащение транспортного средства тахографом или за несоблюдение водителем режима труда и отдыха.
С 1 ноября 2019 года Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 216-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" устанавливается ответственность юридических лиц за выпуск автомобиля без тахографа на линию и за нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 20 до 50 тысяч рублей.
Скачать приказы Министерства Транспорта и перевод на русский язык Соглашения ЕСТР можно на нашем сайте, щёлкнув на значке документа.