Система взимания платы Платон — вопросы и ответы

Логотип ПлатонаСистема взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн “Платон” — так официально называется известное, наверное, каждому нашему соотечественнику изобретение, позволяющее зарабатывать деньги на наследии СССР — автодорогах. Идея не была целиком и полностью рождена в России, а была “позаимствована” из европейских стран, в которых транзитные (!) грузовики платят в казну государства, по дорогам которого они движутся, плату за содержание этих самых дорог. Логика очень проста: транзитные грузовики не везут груз в/из страну, следовательно, не приносит в бюджет страны ни одного евроцента, при этом дорогу грузовики эксплуатируют и постепенно разрушают. Понятно, что чинить дороги за свой счёт никто не хочет, поэтому плата за проезд, повторимся, транзитных грузовиков, взимается государством.


В России доля транзитных грузовых автомобилей, движущихся по её территории, ничтожно мала. Российские автовладельцы платят транспортный налог, исчисляемый из мощности двигателя автомобиля, платят топливный акциз, часть которого отчисляется на ремонт, содержание и строительство новых дорог. Зачем нужен ещё один сбор — вопрос риторический, но что есть, то есть.


Основные понятия и суть Платона.


У системы взимания платы (СВП) очень простая концепция:

  • все транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн должны делать взносы в ООО “РТ-Инвест Транспортные Системы” (ОГРН 1147746841340, одним из участников этого ООО является Ротенберг Игорь Аркадьевич — сын Аркадия Романовича Ротенберга, российского олигарха);
  • для уплаты взносов необходимо зарегистрироваться на сайте РТИТС, там же расположен личный кабинет пользователя системы Платон;
  • оплата производится за фактически пройденные километры, на момент написания этой статьи она составляет 1,9 руб/км (постановление Правительства РФ от 24 марта 2017 г. № 330);
  • за уклонение от уплаты взноса предусмотрена административная ответственность в размере 5000 рублей, за повторное нарушение сумма штрафа составит 10000 рублей.

Контроль соблюдения законодательства в сфере внесения оплаты в счёт возмещения вреда автомобильным дорогам производится с помощью стационарных объектов (дорожных рамок с системой фото- видеофиксации правонарушений), мобильных постов контроля (автомобили с фиксирующей аппаратурой и символикой “Платон”), а также инспекторами ГИБДД и Ространснадзора.


Основанием для требования уплаты взносов в РТИТС является ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.


Административная ответственность за неоплату взносов в Платон.


При неоплате взносов в систему Платон следует административное наказание в виде штрафа, предусмотренное ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За первое нарушение штраф составит 5000 рублей, за повторное — в два раза больше, 10000 рублей.


Если правонарушение было зафиксировано автоматическими средствами, повторная фиксация нарушений камерами не будет приводить к назначению штрафа в течение суток, с момента обнаружения первого правонарушения.


Административное наказание назначается собственнику (владельцу) транспортного средства. Если автомобиль принадлежит иностранному перевозчику, штраф накладывается на его водителя.


В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, при неоплате Платона транспортное средство, принадлежащее иностранным перевозчикам, собственникам или владельцам, может быть задержано до уплаты административного штрафа. К сожалению, в некоторых регионах инспектора Ространснадзора задерживают до уплаты штрафа все транспортные средства, в том числе и принадлежащие российским собственникам. Такое задержание неправомерно и может рассматриваться как превышение инспектором должностных полномочий (ст. 286 Уголовного кодекса РФ). Это очень важно — за невнесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн можно задерживать только те транспортные средства, которые принадлежат иностранным юридическим лицам.


Однако, поведение инспектора можно понять. Оспаривание постановления об административном задержании транспортного средства займёт довольно длительное время. Всё это время автомобиль будет простаивать, не принося владельцу прибыль. Конечно, упущенную прибыль можно будет взыскать, но взыскание затянется на длительный срок. А инспектор предлагает оплатить 50% от штрафа прямо на месте, присылает доверенность, которой перевозчик управомочивает водителя уплачивать штрафы от лица перевозчика. Сервис, однако!


Уплата штрафа по ст. 12.21.3 КоАП РФ не лишает перевозчика права обратиться в правоохранительные органы с заявлением о превышении инспектором должностных полномочий. К заявлению необходимо приложить протокол о задержании транспортного средства.


Кроме того вы можете вызвать наряд полиции для составления административного протокола по ст. 12.35 КРФоАП в отношении сотрудника ГИБДД или Ространснадзора, которые незаконно задержали транспортное средство российского перевозчика за нарушение ст. 12.21.3 КРФоАП.


Взыскание невнесенных платежей.


Уплата административного штрафа не освобождает пользователя системы “Платон” от необходимости уплаты ранее не внесенного сбора. Последовательность действий ООО “РТИТС” в таком случае стандартная — должнику направляется досудебная претензия, затем, в случае отказа от ее удовлетворения или неполного удовлетворения оператор обращается в суд с иском о взыскании задолженности.

Пример претензии по поводу неуплаты сбора за движение по дорогам общего пользования

По искам о взыскании невнесенных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, применяется общий срок исковой давности, составляющий 3 года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).


Следует отметить, что хоть обязанность по возмещению вреда установлена федеральным законодательством, существуют обстоятельства, которые могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Обращайтесь к профессиональным юристам, они помогут.



Кто уполномочен взыскивать штрафы за "Платон".


Начиная с 8 июля 2018 года уполномоченным органом по взиманию штрафов за неоплату "Платона" является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Федеральным законом от 27 июня 2018 года № 154-ФЗ в ст. ст. 23.3, 23.36 КРФоАП были внесены изменения, которыми эти полномочия были переданы от органов внутренних дел (полиции) к ФСНСТ. Следует отметить, что сразу после этого нововведения собственники грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн стали получать большое количество постановлений о правонарушениях, предусмотренных ст. 12.21.3 КРФоАП, зафиксированных автоматизированными средствами.


Администрирование штрафов происходит в федеральном Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора, расположенном в Твери. Этот Центр, в отличии от аналогичных ЦАФАПов ГИБДД, обслуживает всю страну, а не отдельный регион.


Доступ к базе данных ГИБДД и обмен сведениями о собственниках транспортных средств, не вносящих плату в СВП “Платон”, а также доступ к информации с камер видеофиксации происходит через систему межведомственного взаимодействия Ространснадзора (номер паспорта СМВ — ФС-7711185), которая была введена в действие 10 ноября 2011 года. Создание системы обошлось в 1,555 млн. рублей, ее модернизация в 2012 году — 1,416 млн. рублей.


Владельцы грузовиков знали, что если не зарегистрироваться в системе, штрафы за неуплату “Платона” при фиксации нарушений автоматическими камерами не будут приходить. Знали об этом и в руководстве оператора СВП “Платон”.


Пока администратором штрафов по ст. 12.21.3 КоАП РФ было МВД РФ, случаи получения собственниками грузовиков “писем счастья” были крайне редкими. ГИБДД и оператор системы “Платон” не смогли наладить взаимодействие и обмен данными на должном уровне, у ГИБДД не было необходимых ресурсов (технических, человеческих) для обработки сведений с камер автоматической фиксации правонарушений. С июля 2018 года проблема была решена, путем делегирования этих полномочий Ространснадзору.


Как обжаловать штраф за неуплату "Платона"?


К сожалению, бывает так, что штрафы по ст. 12.21.3 КоАП РФ приходят перевозчикам, которые добросовестно вносят плату, либо арендодателям большегрузных транспортных средств. Обжаловать постановление можно обратившись в орган Ространснадзора лично либо направив туда письменную жалобу, а также в электронном виде.


На сайте системы "Платон" в разделе "Штрафы" имеется ссылка для обжалования постановлений в электронном виде.



К сожалению, ссылка "битая" и ведет на несуществующую страницу сайта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.



Сложно сказать, что мешает ООО "РТИТС" поправить ссылку на своем сайте — я неоднократно обращался с соответствующим запросом, который остался без ответа. Это корректная ссылка на электронную форму обращения в Ространснадзор.


В любом случае, я бы не рекомендовал обжаловать административные штрафы таким образом — он не предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях. 


Также с жалобой на постановление об административном правонарушении можно обратиться в суд. Жалоба должна быть направлена на бумажном носителе. Электронное обращение в суд с жалобой на постановление об административном правонарушении через систему ГАС "Правосудие" не допускается (см. решение ВС РФ от 27.09.2018 г. № 53-ААД18-10).


В жалобе следует кратко и содержательно изложить обстоятельства, которые служат основанием для освобождения лица от административной ответственности по ст. 12.21.3 КоАП РФ, приложить к ней подтверждающие доводы документы.