Статьи о перевозках

Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Постановлением от 21.12.2020 г. № 2200 Правительство Российской Федерации сделало всем перевозчикам и экспедиторам сюрприз, приняв новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (ППГАТ). Они начали действовать с 01 января 2021 года, то есть, сразу после новогодних каникул. Прежние Правила перевозки грузов (Постановление Правительства от 15.04.2011 г. № 272) утратили силу. Целями принятия новых ППГАТ, согласно пояснительной записке к законопроекту, были:

  • реализация механизма “регуляторной гильотины”;
  • законодательное регулирование электронного документооборота в грузовых автомобильных перевозках;
  • смягчение требований к предъявляемым водителем грузового автомобиля перевозочным документам.

От себя отмечу (в пояснительной записке об этом не упомянуто), что дополнительной целью введения новых ППГАТ стало ужесточение налогового администрирования товародвижения по территории России путем внесения блока изменений в форму транспортной накладной и запуска информационной системы сведений из электронных перевозочных документов.


Новые Правила перевозки грузов будут действовать до 01 января 2027 года, что достаточно необычно для российского законотворчества — подзаконным актам редко устанавливаются сроки окончания их действия. Впрочем, ничто не мешает отдельным постановлением продлить срок действия обновленных ППГАТ или вовсе убрать ограничение срока их действия.

Минимальная осмотрительность при выборе контрагента

До заключения заявки на перевозку груза следует задать себе два простых вопроса:

  • Что будет, если мне не оплатят перевозку?
  • Смогу ли я получить деньги за перевозку принудительно?

Эти вопросы являются ключевыми при оценке рисков неоплаты за перевозку. Для оценки платежеспособности контрагента обычно применяется словосочетание “должная осмотрительность”, но сложившаяся в грузоперевозках ситуация не позволяет применять его в том смысле, который вкладывается в это понятие. Если строго подходить к оценке рисков, то подавляющее большинство заказчиков-экспедиторов не сможет пройти по показателям благонадежности ввиду отсутствия у них ликвидных активов, за исключением долговых обязательств их клиентов (причем, эти активы не всегда “хорошие” — часто они являются сомнительными ко взысканию) и вам попросту не с кем будет работать.


Одной из причин большого количества неоплаченных перевозок является крайне низкий порог вхождения в бизнес для экспедиторов — достаточно зарегистрировать ООО, иметь компьютер или смартфон, зарегистрироваться в АвтоТрансИнфо. Этим пользуются как мошенники, так и условно добросовестные компании, у которых возникли финансовые проблемы.

Актуальные проблемы грузоперевозок из-за COVID-19

Широкое распространение коронавирусной инфекции и введенные ограничительные меры, направленные на сохранение здоровья населения России, не могли не сказаться на бизнесе в целом и логистике в частности. Грузовладельцы, экспедиторы и перевозчики — практически одномоментно были вынуждены меняться и приспосабливаться к ограничениям, вводимым властями страны и регионов.


Как следствие, возникли новые проблемы, у всех участников логистической цепочки появились новые вопросы касательно действий в условиях карантина. В этой статье речь пойдет о наиболее острых проблемах, с которыми столкнулись сейчас и, что немаловажно, столкнутся позже многие экспедиторы, грузовладельцы и перевозчики. Коронавирус не вечен, с приходом тепла и выработкой иммунитета ограничения будут сняты, жизнь потечет как прежде. Но последствия совершенных в этот непростой период действий, возможно, придется расхлебывать долгие годы.


Так как на этом сайте информация предназначена для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, анализа указов президента и прочих правовых актов с позиции правомерности и конституционности не будет.

Тонкости оплаты перевозки груза

В автомобильных грузоперевозках практически все услуги оказываются перевозчиками и экспедиторами с отсрочкой оплаты. Сделка считается завершенной (закрытой) после получения оплаты за перевозку. Многие перевозчики, увидев поступление платежа, расслабляются и считают, что эта перевозка выполнена успешно и про нее можно забыть. Однако, к сожалению, это не всегда так — иногда перевозчик спустя год получает требование возвратить неосновательное обогащение.


Есть и другая, противоположная ситуация — после выполнения перевозки клиенту поступает электронное письмо или просто SMS с просьбой произвести оплату другому юридическому лицу или предпринимателю. Заказчик оплачивает, а через некоторое время перевозчик, с которым заключен договор, спрашивает: “Когда будет оплата?”. Другая разновидность оплаты не тому лицу — перечисление денег с карты на карту.


В этой статье будут разобраны именно эти ситуации, ведь важно не только оплатить, но и оплатить надлежащему кредитору. Кредитору, в свою очередь, важно получить оплату с “правильного” должника.

Можно ли избежать неоплаты перевозки

Можно ли на 100% подстраховаться от риска неоплаты? Попробуем разобраться. Для начала надо разделить способы неоплаты — либо заказчик не оспаривает (подтверждает либо не заявляет претензий) оказание услуги надлежащим образом и просто не платит, либо заказчик начинает по надуманным причинам затягивать либо отказываться оплатить перевозку полностью или частично.


В подавляющем большинстве случаев задолженность за оказанные надлежащим образом услуги следует взыскивать в судебном порядке. Обращаться в правоохранительные органы следует только в том случае, если заказчик прямо и открыто заявляет, что деньги у него есть, но платить он не будет. Во всех остальных случаях вам придет отказ в возбуждении уголовного дела с указанием на возможность обращения в суд за защитой нарушенного права.

Контрактование в автомобильных грузоперевозках

Перевозки грузов обычно выполняются по заявкам, которые экспедитор или перевозчик получает незадолго — два-три дня — до даты погрузки. Такой порядок позволяет гибко регулировать цены в зависимости от соотношения спроса и предложения на транспорт, корректировать сроки погрузок и разгрузок, решать трудности и устранять несостыковки, которые могут произойти при планировании отгрузок. Однако, для крупных грузовладельцев гораздо практичнее и экономически выгоднее выделить постоянные направления в логистической цепи поставок и перемещения своих грузов, чтобы заключить с перевозчиком или экспедитором контракт на доставку постоянных партий грузов. В этом случае грузовладелец получает бесперебойную подачу транспорта под свои грузы, твердые цены, не подверженные сезонным колебаниям, а перевозчик или экспедитор бронируют себе объем загрузок по фиксированным ставкам. Кстати, объем отгрузок не гарантируется и может изменяться в любую сторону. Обычно грузовладелец подстраховывается и указывает возможное уменьшение объема отгрузок на 50%, а увеличение — на 20%.


Контрактование выгодно исключительно для грузовладельца — он определяет условия на которых заключается контракт, и эти условия далеко не мягкие для перевозчика, при этом не гарантируя более-менее стабильных объемов. В статье мы разберемся в правовых аспектах контрактования в грузоперевозках и определим основные риски при заключении контракта.

Сдача груза на СВХ

При перевозке груза могут возникнуть самые различные ситуации. К сожалению, длительные простои транспорта на выгрузке встречаются намного чаще, чем этого хотелось бы перевозчикам, ведь простаивание транспортного средства на выгрузке это не только недополученная прибыль от рейсов, которые можно было бы выполнить, но и прямые расходы: зарплата водителю, амортизация автомобиля, кредитные или лизинговые платежи и так далее. И когда простой затягивается перевозчик начинает задумываться над тем как решить эту проблему.


XXI век — век информации. Интернет сделал возможным получать и распространять нужную информацию за несколько минут. На форумах и других интернет-ресурсах то и дело появляются истории о том, что решить проблему отказа получателя от приема груза можно просто и элегантно, сдав груз на склад временного хранения (СВХ). Кое-где проскакивает информация из разряда “я сдал и моя проблема тут же решилась — перевозку оплатили, долго извинялись, упрашивали дать доверенность для получения груза со склада”. Сложно сказать сколько общего с действительностью имеют эти бравурные истории. Возможно, так оно и было, но практика показывает, что если за такого перевозчика-шантажиста всерьез принимается профессиональный юрист, у него не то что не остается никаких шансов на получение оплаты за перевозку, но и он остается должен значительные суммы своему заказчику.

Форс-мажор в грузоперевозках

Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор — то, на что любят ссылаться и перевозчики, и экспедиторы с грузовладельцами как на основание, которое, по их мнению, должно освободить их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Является ли любое неожиданное событие форс-мажором? Как отличить непреодолимую силу от обычных обстоятельств, которые можно предотвратить или устранить? Будет ли считаться в суде то или иное обстоятельство форс-мажором и где проходит та самая грань, за которой начинаются “высшие силы” (а это буквальный перевод с французского force majeure)? Прочитав статью вы узнаете все ответы на эти вопросы.

Хартия АТС

Прозрачность бизнеса, равноправие всех участников отрасли, одинаковые условия для всех — к этому стремятся не все, но многие участники рынка грузовых автоперевозок. Основная претензия к “серым” и “черным” перевозчикам это применение различных схем так называемой оптимизации налогообложения за счет чего такие перевозчики получают конкурентное преимущество перед “белыми”. И действительно, именно государство должно обеспечивать равные условия для бизнеса всем участникам рынка. Для этого должны реально работать механизмы сбора налогов, трудовые инспекции, правоохранительные органы и прочие исполнительные органы государственной власти.


Многие небольшие перевозчики применяют в своей деятельности единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который позволяет, что уж греха таить, обналичивать средства. Однако, начиная с 2021 года этот налоговый режим прекратит свое существование (ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 г. № 178-ФЗ), следовательно, все перевозчики будут платить налоги соразмерно полученным доходам.


У большинства грузовладельцев существует проблема возмещения НДС из-за нерадивых экспедиторов и перевозчиков, применяющих ОСНО. В защиту этих участников рынка Общественная палата РФ придумала сначала Хартию АПК, а сейчас — Хартию АТС. Что это такое? Разберем в этой статье.


Ответственность водителя

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.


Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).


Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Обжалование постановлений по ст. 12.21.1 КоАП РФ

На сайте размещено огромное количество статей и материалов, касающихся различных ситуаций, с которыми сталкиваются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. К сожалению, не все ситуации можно решить путем переговоров или деловой переписки, часть из них требует разрешения в суде. Профессиональный юрист по грузоперевозкам готов оказать квалифицированную помощь, в том числе и по обжалованию постановлений о перегрузе или негабарите.