Тонкости оплаты перевозки груза

В автомобильных грузоперевозках практически все услуги оказываются перевозчиками и экспедиторами с отсрочкой оплаты. Сделка считается завершенной (закрытой) после получения оплаты за перевозку. Многие перевозчики, увидев поступление платежа, расслабляются и считают, что эта перевозка выполнена успешно и про нее можно забыть. Однако, к сожалению, это не всегда так — иногда перевозчик спустя год получает требование возвратить неосновательное обогащение.


Есть и другая, противоположная ситуация — после выполнения перевозки клиенту поступает электронное письмо или просто SMS с просьбой произвести оплату другому юридическому лицу или предпринимателю. Заказчик оплачивает, а через некоторое время перевозчик, с которым заключен договор, спрашивает: “Когда будет оплата?”. Другая разновидность оплаты не тому лицу — перечисление денег с карты на карту.


В этой статье будут разобраны именно эти ситуации, ведь важно не только оплатить, но и оплатить надлежащему кредитору. Кредитору, в свою очередь, важно получить оплату с “правильного” должника.


Получение оплаты от третьего лица.


Многие перевозчики, получив оплату за перевозку, пусть и от третьего лица, считают, что на этом все закончилось и больше нет причин волноваться. Однако же, причины есть. Дело в том, что обязанности по договору возникают исключительно у сторон этого договора. Для третьих лиц никаких обязанностей нет и быть не может (ст. 308 Гражданского кодекса РФ).


Действующим законодательством предусмотрено, что кредитор обязан принять исполнение обязательства от третьего лица, если должником такая обязанность возложена на третье лицо, либо допущена просрочка его исполнения (ст. 313 ГК РФ). При этом, исполняя обязанности по оплате долга, третье лицо либо должник обязаны каким-то образом указать, что оплата производится за другое лицо (должника). Это можно сделать, например, так:

  • максимально точно указать в платежном поручении назначение платежа, позволяющим однозначно отождествить его с должником и тем обязательством, за которое производится оплата. Например: “Оплата перевозки груза по маршруту г. Москва — г. Нижний Новгород по заявке от 01.01.2020 года № 5; за ООО “МегаЛогистик”;
  • направить кредитору сопроводительное письмо, в котором указать, что обязательство по оплате исполнено третьим лицом с указанием не только наименования, но и хотя бы одного идентифицирующего реквизита (ИНН, ОГРН).

Можно заранее оговорить, что оплата будет произведена от третьего лица. Например, в графе “Условия оплаты” заявки указать: “Оплата будет произведена в полном объеме третьим лицом — ООО “ЛогистикЛэнд”, ИНН 001234567”. Перевозчик, подписывая такую заявку, соглашается с тем, что обязательство по оплате возлагается должником на третье лицо и в силу закона обязан принять такое исполнение (ч. 1 ст. 313 ГК РФ).


Важное примечание: если оплата по заявке не будет произведена, то перевозчик вправе требовать оплату от должника (заказчика), а не от третьего лица, указанного в заявке.


Чем грозит получение оплаты от третьего лица без надлежащего уведомления о том, что она была произведена за должника?


Если коротко, то потерей этих денег плюс взысканием процентов за пользование чужими средствами. Процесс по возврату средств происходит в порядке ст. 1102 ГК РФ (обязанность возвратить неосновательное обогащение), начисление процентов происходит в порядке статьей 1107 и 395 ГК РФ. В ст. 1107 ГК РФ под моментом, с которого начисляются проценты за пользование денежными средствами, понимается время, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. Таким временем, в частности, следует считать представление приобретателю банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусмотренном банковскими правилами и договором банковского счета.


Вариант с инициированием возврата уплаченных за перевозку денежных средств возможен в силу разных сроков исковой давности. Для споров, вытекающих из договора перевозки или транспортной экспедиции этот срок является специальным и составляет 1 год, в то время как для исков о взыскании неосновательного обогащения применяется общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Это значит, что если требование о возврате неосновательного обогащения поступит перевозчику через полтора года после оплаты, у перевозчика не будет возможности в судебном порядке взыскать долг у надлежащего должника.


Такие схемы (по крайней мере в настоящее время) не получили широкого распространения у мошенников. Это объясняется тем, что для мошенников не приемлема игра “в долгую”, их цель — быстро получить максимум денег и залечь на дно. Однако же, нельзя скидывать со счетов, что директор компании-экспедитора, у которой дела идут совсем не важно, решит поправить пошатнувшееся финансовое положение таким образом. А если компания, производившая оплаты по долгам третьих лиц, будет проходить процедуру банкротства, конкурсный управляющий однозначно оспорит все эти сделки в суде — это его прямая обязанность.


Оплата на другие банковские реквизиты.


Здесь мошенники работают гораздо активнее. Схема в основном одна и та же: после выполнения перевозки на электронную почту заказчика поступает электронное письмо (иногда просто текстовое, иногда в виде скана с печатью и подписью), в котором перевозчик просит либо оплатить долг другому лицу, либо отправить оплату на карту. Эти письма составляются с использованием техник социальной инженерии, поэтому на них периодически клюют и отправляют оплату на новые реквизиты или карту.


Мне сложно судить кто это делает — мошенники, взламывающие электронные адреса, либо сами перевозчики, решившие таким образом увеличить доходность бизнеса. Доказать факт мошенничества в таком случае затруднительно, особенно, если мошенник обладает хотя бы элементарными представлениями об идентификации в Интернете и знает как подменить IP и MAC адреса. Суммы в таких случаях обычно невелики, уголовные дела по таким событиям возбуждаются относительно редко (кроме того, само по себе возбуждение уголовного дела не означает его раскрытия).


Я неоднократно участвовал в судах по таким спорам и во всех случаях побеждал — суд обязывал заказчика, оплатившего третьему лицу, произвести оплату надлежащему кредитору, то есть тому, с кем был заключен договор. Одно из таких дел вошло в обзор судебной практики Верховного Суда РФ.




Дело № А66-6400/2019

Оплата с карты на карту.


Не часто, но встречающееся в заявках условие о том, что оплата будет произведена на банковскую карту, грозит неприятностями и должнику, и получателю.


Риск должника (заказчика перевозки): если заказчиком перевозки, в соответствии с договором, является юридическое лицо, то обязанность по оплате возникает именно у этого юридического лица. Оплата с карты физического лица другому физическому лицу (особенно если перевозчиком по договору также является юридическое лицо) не означает, что обязанность по оплате услуг исполнена.


В этом случае у заказчика возникает риск получения требования об оплате долга за оказанные услуги по перевозке груза.


Риск получателя платежа (перевозчика): держатель банковской карты — отправитель платежа — вправе потребовать возврата средств в порядке ст. 1102 ГК РФ и процентов за пользование чужими средствами. Срок исковой давности по таким требованиям — 3 года. Потребовать задолженность у заказчика в судебном порядке перевозчик вправе только в течение 1 года (плюс 1 месяц).


Чтобы избежать этих рисков в договоре (заявке) необходимо предусмотреть условие о том, что оплата производится переводом с карты на карту, указать номера, реквизиты и держателей карт отправителя и получателя. При отправлении и получении платежа следует сверить соответственно получателя и отправителя средств. Не лишним будет уточнить адрес регистрации получателя платежа, чтобы, в случае непредвиденных обстоятельств, иметь возможность оперативно обратиться с требованием о возврате неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.


При этом необходимо учитывать два момента:


  1. Все договоры банков с держателями карт предусматривают запрет вести предпринимательскую деятельность посредством банковских карт. Если банк узнает об этом, карта будет заблокирована, а для получения остатка средств придется являться в отделение банка-эмитента и давать объяснения по поводу происхождения средств на карте и целей их расходования по ранее проведенным операциям.

    Банк может получить сведения из любого источника. Например, о нарушении могут сообщить ваши конкуренты.
  2. При большом количестве переводов с карты на карту, особенно разным получателям, в различные регионы и тем более за рубеж, вы можете попасть под действие 115-ФЗ (антиотмывочный закон). В этом случае ваши счета во всех кредитных организациях будут заблокированы. Увлекательные многодневные беседы с сотрудниками банка, нотариальное заверение всех имеющихся уставных документов, предоставление договоров и первичных документов по каждой операции — вот неполный перечень ожидающих вас приключений.

Оплата водителю на погрузке или на выгрузке.


Отходящий в прошлое, но еще встречающийся способ оплаты перевозок — наличкой в руки водителю. Единственный риск (сейчас не рассматриваем налоговые риски — это слишком обширная тема), который может возникнуть — обвинение в том, что водителю не дали обещанные деньги, и, как следствие, требование оплаты задолженности. Этот риск легко нивелируется выдачей расходного кассового ордера (РКО) либо получением (отбором) расписки в получении средств с собственноручной записью водителя о том, что он (ФИО, установочные данные) получил определенную сумму за выполнение перевозки по конкретному маршруту. Учтите, что правильнее использовать РКО.


Обратите внимание, что покидание водителем места погрузки или разгрузки, где ему, согласно договора, должны выдать деньги, не является доказательством или признаком получения средств. Аналогично отсутствие заявления водителя в полицию или (реальный случай) службу безопасности торгово-рыночного комплекса также не означает, что деньги водителем были получены.


Дело № А72-9345/2019


Помните, что в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ “О бухгалтерском учете” каждый факт хозяйственной деятельности должен быть оформлен учетным документом. При переходе спора в судебную плоскость суд обязательно потребует предоставить письменное доказательство передачи водителю денежных средств в оговоренном количестве. При отсутствии такого доказательства шансов на благополучный исход рассмотрения дела немного.


Оплата горюче-смазочными и расходными материалам.


Такой способ оплаты грузоперевозок требует особого согласования и оформления. Если вы решили расплатиться с перевозчиком топливом или, например, автошинами и перевозчик не против такой формы оплаты, обратитесь к юристу для подготовки соответствующего дополнительного соглашения к договору.


В одностороннем порядке изменить порядок оплаты нельзя (ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ). Любое предложение должно быть одобрено кредитором (перевозчиком), оформлено с соблюдением требований законодательства, и лишь после этого исполнено. Нарушение порядка изменения оплаты услуг по перевозке грузов (как и оплаты любых других товаров или услуг) сопряжено с риском повторной оплаты, но уже в порядке, согласованным сторонами в договоре или заявке — деньгами.


В качестве примера можно привести дело № А56-101301/2019. Выдержки из судебного решения приведены ниже.




Причиной понесения дополнительных расходов ответчика (заказчика) стала элементарная экономия на юристе, который помог бы оформить новый порядок оплаты оказанных услуг надлежащим образом. Это еще раз демонстрирует — лучше платить своему юристу, чем чужому.


Необходимо сохранять доказательства выполнения перевозок.


Если вы получили оплату от своего заказчика, не расслабляйтесь раньше времени — ее могут потребовать обратно и, если у вас не будет доказательств выполнения перевозки, то попытка может закончиться неудачно для перевозчика. Поэтому обязательно сохраняйте хотя бы скан-копии транспортных накладных с отметками получателя о приеме груза.


Обязанность хранить первичные документы не менее пяти лет установлена статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Это еще одна причина, по которой перевозчику и экспедитору следует сохранять транспортные накладные.


Итоги.


  1. Pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться). Это касается всего, о чем договорились стороны, в том числе, и способов оплаты.
  2. Если по каким-то причинам необходимо изменить способ оплаты или плательщика, проконсультируйтесь с юристом. Много времени это не займет, зато может сэкономить ваши деньги.
  3. Все соглашения должны заключаться в письменной форме. Устные договоренности (за редким исключением) не могут быть доказаны в суде.
  4. Обязательно храните транспортные накладные, подтверждающие выполнение перевозок в течение минимум 3 лет. Хранить можно подлинники, копии или скан-копии.