Актуальные проблемы грузоперевозок из-за COVID-19

Широкое распространение коронавирусной инфекции и введенные ограничительные меры, направленные на сохранение здоровья населения России, не могли не сказаться на бизнесе в целом и логистике в частности. Грузовладельцы, экспедиторы и перевозчики — практически одномоментно были вынуждены меняться и приспосабливаться к ограничениям, вводимым властями страны и регионов.


Как следствие, возникли новые проблемы, у всех участников логистической цепочки появились новые вопросы касательно действий в условиях карантина. В этой статье речь пойдет о наиболее острых проблемах, с которыми столкнулись сейчас и, что немаловажно, столкнутся позже многие экспедиторы, грузовладельцы и перевозчики. Коронавирус не вечен, с приходом тепла и выработкой иммунитета ограничения будут сняты, жизнь потечет как прежде. Но последствия совершенных в этот непростой период действий, возможно, придется расхлебывать долгие годы.


Так как на этом сайте информация предназначена для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, анализа указов президента и прочих правовых актов с позиции правомерности и конституционности не будет.


Правовые основания изменений.


Когда стало очевидно, что коронавирусная инфекция проникла на территорию России и есть реальная опасность ее широкого распространения, президент РФ выступил с обращением к гражданам, в котором объявил неделю с 30 марта по 03 апреля нерабочей с сохранением заработной платы за сотрудниками (целиком и полностью выплачиваемую работодателями). Также был опубликован Указ Президента РФ от 25.03.2020 г. № 206 (далее — Указ № 206).


В соответствии с пп. “в” п. 2 Указа № 206 его действие не распространяется на сотрудников организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости. Правительство РФ выпустило распоряжение от 27.03.2020 г. № 762-р, в котором конкретизированы такие организации.



К ним, помимо прочих, относятся транспортные и логистические организации.



Этим же Распоряжением был установлен рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, состоящий из 23 позиций. В основном это товары для профилактики и замедления распространения инфекции, самые необходимые детские товары, топливо и предметы личной гигиены.


2 апреля президент повторно обратился к нации. Нерабочие дни с сохранением заработной платы были продлены до 30 апреля 2020 года. Указ Президента от 02 апреля 2020 года № 239 (далее — Указ № 239) дал возможность главам регионов устанавливать ограничения движения транспорта и граждан. При этом подпунктом “в” пункта 2 Указа № 239 особо оговорено, что ограничения не могут касаться движения транспорта, выполняющего межрегиональные перевозки.


Следует особо отметить, что Указом № 239 не конкретизирован вид перевозок — грузовые или пассажирские, то есть, межрегиональные перевозки должны выполняться без каких-либо ограничений в регионах.


Подпунктом “в” пункта 4 Указа № 239 по-прежнему предусмотрено, что его действие не распространяется на работников и организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости.



Министерство промышленности и торговли направило главам регионов письма с просьбой не чинить препятствия грузовикам, выполняющим межрегиональные перевозки продуктов питания и товаров первой необходимости; об этом сообщили СМИ. Минпромторг подтвердил отправку таких писем губернаторам.



UPD от 06.04.2020 г.


Премьер-министр РФ на совещании с вице-премьерами напомнил, что недопустимо чинить препятствия перевозчикам, вводить пропуска и т.п. Губернатор Краснодарского края отменил транзитные пропуска синего цвета заблаговременно — 05 апреля.



Однако, власти регионов, воспринявшие слова президента Путина о необходимости проявлять самостоятельность, продолжают различными способами контролировать перемещение грузовиков. Например, власти Москвы и Московской области в середине апреля ввели цифровые пропуска, получить которые можно посредством интернет-сервиса, по телефону или через SMS. Сложно сказать насколько эти меры помогли в сдерживании распространения вирусной инфекции. Минпромторг подготовил письмо от 27.04.2020 г. № ЕВ-29401/15, в котором просил власти регионов не препятствовать передвижению фур между регионами.



Форс-мажор или нет?


Указы № 206 и 239 не вводят режим чрезвычайного положения. Более того, они даже не вводят всероссийского карантина, а лишь объявляют довольно продолжительный период выходными днями. При этом Трудовой кодекс РФ предусматривает, что работники могут работать в свои выходные и нерабочие праздничные дни, причем, устанавливать им надбавки за это далеко не всегда обязательно.


Под форс-мажором в российском праве понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, наступление которых не зависит от воли сторон, их действие распространяется на других участников гражданского оборота, действующих в аналогичных обстоятельствах (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7).


Отвечает ли вспышка коронавирусной инфекции обоим этим условиям? С одной стороны да. Действия властей (особенно местных) накладывают весьма существенные ограничения: граждане ограничиваются в свободе перемещения, ряд организаций обязаны прекратить на период ограничения свою деятельность. Подписан указ о кредитных каникулах. Другими словами, все действия и обстоятельства свидетельствуют о наступлении чрезвычайного происшествия, распространяющего свое действие на большое количество граждан.


С другой стороны, режим чрезвычайного положения в России не введен, то есть, говорить о применении универсального форс-мажора нельзя. Каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в котором одна из сторон ссылается на наступление форс-мажора, должен быть доказан соответствующими доказательствами. Чаще всего в качестве такого доказательства безусловно принимается заключение о форс-мажоре, которое выдается региональной Торгово-промышленной палатой.


И наконец следует отметить, что Указы № 206 и 239 отдельно выделяют транспортно-логистическую отрасль как сферу деятельности, не подлежащую наложению на нее ограничений. Минпромторг также указывает на недопустимость учинения препятствий грузоперевозчикам. Это означает, что формальных оснований говорить о том, что законодательно на участников рынка межрегиональных грузоперевозок продуктов питания и товаров первой необходимости, нет. То, что реальное положение дел может идти вразрез с тем, что написано в указах, законах и постановлениях — не является основанием для применения последствий наступления обстоятельств непреодолимой силы.


Позиция Верховного Суда РФ.


21 апреля 2020 года Верховный Суд РФ опубликовал Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1.


Верховный Суд, в частности отметил, что само по себе введение режима повышенной готовности или карантина не является универсальным форс-мажором. В каждом конкретном случае должник, не исполнивший обязательство или исполнивший его с просрочкой, должен доказать, что причиной тому стали ограничительные меры, введенные властями страны или региона.



ВС РФ очередной раз напомнил, что отсутствие у должника денег не является форс-мажором. Однако, если на отсутствие денег повлияли ограничительные меры и должник это докажет, то он получает право на отсрочку исполнения обязательства на период действия обстоятельств непреодолимой силы. Проценты, штрафы и пени за просрочку в это время не начисляются. Неисполнение обязательств контрагентами (например, неоплата перевозок экспедитора клиентом) не может быть признана форс-мажором в силу прямого указания на то закона (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).



Деятельность транспортных и логистических организаций Указом № 239 не приостановлена, поэтому прежде чем ссылаться на вспышку коронавируса как на обстоятельство, освобождающее вас (экспедитора, грузовладельца или перевозчика) от ответственности за нарушение обязательств, лучше много раз подумать и тщательно все взвесить.



Грядущий вал неоплат перевозок.


Экономика до и после эпидемии COVID-19 — две разные экономики. По умеренным прогнозам экономистов каждое четырнадцатое предприятие или предприниматель прекратят свою деятельность в ближайшие 3 месяца, и речь идет не только о микробизнесе, но и о вполне себе предприятиях, которые доросли до продаж своих товаров партиями по 20 и более тонн.


Падает покупательская способность населения. Указами № 206 и 239 за работниками сохранена заработная плата, но откуда взять на нее деньги, если у бизнеса минимум месяц не будет выручки? Откуда взять оплату бармену, официанту, горничной, продавцу мебельного магазина, сотруднику кинотеатра? Мало написать, что сотрудникам все нерабочие дни должна выплачиваться зарплата, надо показать откуда брать на это средства. Как в бородатом анекдоте “из тумбочки” не получится, увы.


Это не может не сказаться на финансовой устойчивости всего бизнеса страны. Падение покупательской способности граждан сказывается на розничном ритейле, который сейчас в основном представлен гигантами — Тандер, X5 Retail Group, Окей Лоджистикс, Metro, Ашан. Снижение выручки у них приведет к возникновению задержек оплаты поставленной продукции поставщикам. Те, в свою очередь, не смогут рассчитаться со своими поставщиками и экспедиторскими компаниями. Экспедиторы не имеют финансовых запасов для оплаты выполненных перевозок транспортным предприятиям.


Что в этой ситуации можно сделать?


Из-за дефицита транспорта возникла благоприятная почва для повышения ставок на перевозки. Однако, перевозчики должны помнить — сейчас главное не виртуальные деньги, которые им обещает ООО без имущества в далеком или недалеком будущем, а сам факт наличия этих денег (честно заработанных) на своем счету. Через пару месяцев вам будет все равно сколько вам должны — 100 тысяч или 5 миллионов, вас будет волновать вопрос получения хоть каких-то денег для оплаты топлива и запчастей.


Именно поэтому целесообразнее было бы требовать оплату своих услуг авансом. Это вынужденная мера, которая позволит вашему бизнесу выйти из эпидемии с меньшими потерями и остаться на плаву. Шансы получить свои деньги через суд, начатый через 3-4 месяца, будут минимальны.


Если у вас сейчас есть неоплаченные перевозки, начинайте взыскание долгов по ним немедленно. Это даст вам шанс получить свои деньги.


Пример.


Реальный пример письма, в котором экспедитор уведомляет о том, что оплаты переносятся на неопределнный срок, приведен ниже. Раскрывать организацию, которая написала это письмо, не имеет смысла: такие письма сейчас массово рассылаются многими, поэтому "знать врага в лицо" не получится.


Как видим, директор ссылается на введенные указом президента нерабочие дни как на основание для отсрочки оплаты на неопределенный срок. При этом договором предусмотрена отсрочка платежа, исчисляемая банковскими днями. Банки продолжают работать, в том числе осуществлять расчетно-кассовое обслуживание предприятий и индивидуальных предпринимателей, поэтому ссылка на введенные нерабочие дни не состоятельна.


Отказ получателя принимать груз и длительные простои на выгрузках.


Стало происходить все больше случаев отказа грузополучателей от выгрузки автомобилей, ссылаясь на отсутствие работников, поломки погрузочно-разгрузочных механизмов и т.п.


Порядок действий в этом случае ничем не отличается от обычного — уведомляете, запрашиваете переадресовку, ждете 2 часа, возвращаете груз отправителю с предварительным письменным уведомлением. Разумеется, перед этим следует ознакомиться с условиями заключенного договора, которым может быть установлен иной порядок действий в такой ситуации.


Стоит ли ждать и верить тому, что “вот-вот, сегодня точно разгрузят, мы уже позвонили, нам сказали, что это точно”, которое вы слышите уже пятый день подряд? Нет. Простаивая на месте, вы теряете свои деньги. Именно деньги, а не обещания, позволят вам выдержать случившийся кризис, не разориться и продолжить деятельность с новыми силами и еще большей уверенностью в будущем.


В кризисный момент следует быть особенно щепетильными ко всем вопросам, в том числе, и к обязательствам ваших контрагентов. Помните, что за нарушением обязательств вас вряд ли пожалеют и войдут в положение. Бизнес — удел сильных, способных отстоять свои интересы.


Сдача груза на СВХ.


Если вас не разгружают, передавать груз на склад временного хранения по-прежнему нельзя, так как действия перевозчика в этом случае прямо предусмотрены Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов. Отступать от этого порядка можно только в случае, если есть исключительные обстоятельства, при которых сдача груза на СВХ будет выгодна всем, в первую очередь вашему клиенту, либо если иной порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза предусмотрен договором.


Документирование всех действий, происходящих после отказа получателя от приема груза, обязательно. Любые переговоры должны вестись письменно (электронная переписка допускается). Не выполняйте никаких устных указаний кого бы то ни было.


Сдав груз на СВХ, вы рискуете получить требование о возмещении стоимости груза по истечении 30 дней после плановой даты выгрузки. Чтобы этого избежать следует правильно вести документооборот, уведомлять всех заинтересованных лиц о предпринимаемых действиях и последствиях. И, конечно же, все действия должны быть строго в рамках закона. Любая самодеятельность может быть наказуема.


Вместо заключения.


Ограничения, связанные с эпидемией COVID-19, продлятся минимум до конца апреля. Эта статья будет дополняться актуальной информацией.


Мойте руки, соблюдайте правила личной гигиены, не болейте, берегите себя и близких!