Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор — то, на что любят ссылаться и перевозчики, и экспедиторы с грузовладельцами как на основание, которое, по их мнению, должно освободить их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Является ли любое неожиданное событие форс-мажором? Как отличить непреодолимую силу от обычных обстоятельств, которые можно предотвратить или устранить? Будет ли считаться в суде то или иное обстоятельство форс-мажором и где проходит та самая грань, за которой начинаются “высшие силы” (а это буквальный перевод с французского force majeure)? Прочитав статью вы узнаете все ответы на эти вопросы.
Определение обстоятельств непреодолимой силы.
В Гражданском кодексе Российской Федерации об обстоятельствах непреодолимой силы упомянуто всего два раза: в статьях 202 и 401. Статья 202 Гражданского кодекса РФ устанавливает случаи, в которых срок пропуска исковой давности прерывается, и форс-мажорные обстоятельства к ним относятся. Намного больший интерес для нас представляет 401-ая статья ГК РФ, в которой дано определение обстоятельствам непреодолимой силы — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. № 7 дал более развернутое толкование этому понятию:
- Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
- Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
- Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Если сказать короче, то к форс-мажору относится что-то редкое, невероятно сильное и распространяющееся на всех и каждого, кто оказался бы в месте действия этих обстоятельств. В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы обычно относятся наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы, а также военные действия и эпидемии.
В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта также имеется ссылка на форс-мажор как на обстоятельство, освобождающее перевозчика и грузовладельца от ответственности за неисполнение обязательств, но без конкретизации таких обстоятельств (ст. 36 Устава).
Ввиду отсутствия в законодательстве сколь угодно полного перечня таких обстоятельств, рекомендуется включать его в договоры перевозки или транспортной экспедиции.
Далее разберем наиболее часто встречающиеся обстоятельства, которые перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы ошибочно относят к форс-мажорным.
Поломка автомобиля.
Пожалуй, самое часто встречаемое заблуждение среди перевозчиков. Запомните, поломка автомобиля не является форс-мажором — нет никаких признаков чрезвычайности и неотвратимости в том, что полетела коробка передач или сгорела проводка. Это частный случай, относящийся к предпринимательскому риску перевозчика. Более того, перевозчик может устранить это последствие простым заключением договора с другим перевозчиком, который заменит его и доставит груз.
Некоторые перевозчики ссылаются на то, что не могли найти запчасти, чтобы выполнить перевозку груза как на форс-мажорное обстоятельство. Это не так — отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров законодательно не является обстоятельством непреодолимой силы.
Хищение груза.
Не является форс-мажором хищение в любой форме (грабеж, кража, разбой) перевозимого груза из автомобиля при его перевозке. Перевозчики нередко ошибочно пытаются представить действия третьих лиц и совершенное ими преступление как обстоятельство непреодолимой силы. Суды давно выработали позицию по этому вопросу: риск хищения груза в результате противоправных действий является разумно предвидимым, следовательно, перевозчик обязан учитывать это при осуществлении своей деятельности. Например, перевозчик может застраховать свою ответственность или нанять охрану.
И, конечно же, никаких признаков форс-мажора в хищении груза при перевозке нет.
Дорожно-транспортное происшествие.
Дорожная авария с участием автомобиля, перевозящего груз или следующего на погрузку, не является обстоятельством непреодолимой силы, даже если виновником ДТП был другой водитель. С бытовой точки зрения участие в ДТП является непредсказуемым обстоятельством, но в юридическом понимании эксплуатация транспортных средств на автодорогах общего пользования подразумевает повышенный риск аварий, который является разумно предвидимым и устраняемым путем страхования ответственности перевозчика. Поэтому ссылаться на отсутствие вины перевозчика в повреждении груза в результате ДТП либо оправдывать опоздание на погрузку или выгрузку вследствие дорожной аварии бессмысленно.
Не лишним будет упомянуть, что если вы были признаны пострадавшим в ДТП, то можете предъявить регрессное требование к владельцу транспортного средства - виновника происшествия. Рекомендуется обратиться к юристу для анализа ситуации и определения стратегии взыскания убытков.
Нехватка денег на топливо.
Притянутая за уши причина, но в практике были и такие случаи, когда перевозчик ссылался на отсутствие денег для заправки автомобиля дизельным топливом как на форс-мажор. Разумеется, это никаким форс-мажором не является, более того, законодательно установлено, что отсутствие у должника необходимых денежных средств не является обстоятельством непреодолимой силы.
Возгорание автомобиля.
Возгорание — следствие частного случая технической неисправности транспортного средства либо противоправных действий третьих лиц. Если при возгорании автомобиля сгорел и перевозимый груз, перевозчик несет за него полную ответственность, без каких-либо оговорок.
Исключением будет экстраординарный случай возгорания (например, при попадании автомобиля в зону внезапно начавшегося стихийного лесного пожара) — здесь действительно воздействие на груз и автомобиль оказала непреодолимая и чрезвычайная сила.
Поломка линии по выпуску продукции.
Грузовладельцы не отстают от перевозчиков в умении называть что угодно обстоятельством непреодолимой силы и нередко приравнивают техническую неисправность на своем производстве к форс-мажору, что, разумеется, неверно. Риск грузовладельца, не имеющего нужного запаса готовой продукции к моменту прибытия автомобиля на погрузку относится к его предпринимательскому риску.
Сложные погодные условия.
Например, просрочка доставки груза из-за резкого похолодания и обледенения дороги, экстремальных ливней, сильного ветра и т.д. Здесь есть некоторый простор для творчества. Учитывая, что погодные условия оцениваются судом, а если говорить конкретнее — судьей, здесь следует запастись большим количеством аргументов в пользу того, что конкретное погодное явление — аномальное. Также важно принимать во внимание, что перевозчик является профессиональным предпринимателем, который обязан предпринимать все меры осмотрительности и заботливости.
Но есть исключения. Например, снег в июле в Краснодаре — аномалия настолько редкая, что мало кому придет в голову специально смотреть прогноз погоды на предмет настолько резкого понижения температуры. И если МЧС не выпускало никаких предупреждений, то вполне можно предположить, что такое погодное явление относится к форс-мажору, не позволившему доставить груз вовремя.
В то же время, например, заморозки в Иркутской области в октябре — обыденное явление, перевозчик обязан предусмотреть такую возможность и при согласовании срока доставки: а) изучить прогноз погоды; б) согласовать срок доставки с учетом возможных затруднений.
Внезапное отсутствие дороги.
Россия — большая страна. Бывает так, что перевозчик не может доставить груз получателю из-за того, что неожиданно дорога заканчивается. Форс-мажор ли это? Обычно нет. Суды указывают на то, что перевозчик до заключения договора обязан проверить наличие технической возможности доставки груза в место выгрузки, благо сейчас с этим нет проблем — карты, навигаторы и спутниковые снимки позволяют ознакомиться с дорожной инфраструктурой на всем пути следования.
Если перевозчик не проверил возможность доставки груза получателю, он обязан предпринять меры по обеспечению сохранности груза и запросить переадресовку. Бросать груз на дороге нельзя (см. например дело № А19-3998/2014)!
Разрыв контракта с грузополучателем.
Договорные отношения продавца и покупателя, несмотря на всю задокументированность и регламентированность договорами, контрактами и дополнительными соглашениями к ним, нередко зависят от общения двух-трех человек (например, менеджера по продажам и закупщика). И если взаимодействие этих людей начинает хромать, вполне возможен разрыв контракта между продавцом и покупателем. Событие весьма неприятное, и перевозчик тоже может пострадать из-за того, что несколько человек не смогли найти общий язык.
Из-за расторжения контракта ранее запланированные перевозки могут отмениться и грузоотправитель может заявить о форс-мажоре. На самом деле разрыв договорных отношений с покупателем не имеет ничего общего с обстоятельствами непреодолимой силы. Законом прямо предусмотрено, что нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не является обстоятельством непреодолимой силы.