d

Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Постановлением от 21.12.2020 г. № 2200 Правительство Российской Федерации сделало всем перевозчикам и экспедиторам сюрприз, приняв новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (ППГАТ). Они начали действовать с 01 января 2021 года, то есть, сразу после новогодних каникул. Прежние Правила перевозки грузов (Постановление Правительства от 15.04.2011 г. № 272) утратили силу. Целями принятия новых ППГАТ, согласно пояснительной записке к законопроекту, были:

  • реализация механизма “регуляторной гильотины”;
  • законодательное регулирование электронного документооборота в грузовых автомобильных перевозках;
  • смягчение требований к предъявляемым водителем грузового автомобиля перевозочным документам.

От себя отмечу (в пояснительной записке об этом не упомянуто), что дополнительной целью введения новых ППГАТ стало ужесточение налогового администрирования товародвижения по территории России путем внесения блока изменений в форму транспортной накладной и запуска информационной системы сведений из электронных перевозочных документов.


Новые Правила перевозки грузов будут действовать до 01 января 2027 года, что достаточно необычно для российского законотворчества — подзаконным актам редко устанавливаются сроки окончания их действия. Впрочем, ничто не мешает отдельным постановлением продлить срок действия обновленных ППГАТ или вовсе убрать ограничение срока их действия.


В чьих интересах новый документ?


Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.


Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.


Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.


Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.


При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.


Основные изменения в Правилах перевозки грузов 2021 года.


На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Электронный документооборот в грузовых автоперевозках.


Прогресс и технологическое развитие позволяет если не полностью отказаться, то по крайней мере сильно сократить необходимость использования бумаги для формирования перевозочных документов. Использование систем электронного документооборота делает перевозку как хозяйственную операцию субъекта предпринимательской деятельности объективно прозрачнее, позволяя перевозчику (а не только водителю) видеть транспортную накладную в режиме реального времени. В свою очередь это дает возможность контролировать содержание транспортной накладной и, при необходимости, вносить в нее необходимые сведения со стороны перевозчика. При использовании бумажных транспортных накладных это зачастую было невозможно — со стороны перевозчика накладную видел только водитель, который не заинтересован в точном и правильном оформлении основного перевозочного документа.


Сам по себе электронный документооборот с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей заметно упрощает доказывание факта заключения договора перевозки, не позволяет вносить в провозные документы сведения “задним числом” и в некоторой мере упрощает перевозчику его деятельность. Однако, особенности российского бизнеса по перевозке грузов нивелируют все эти положительные моменты — никто не отменяет звонок сотрудника грузоотправителя с требованием не вносить никакие изменения в транспортную накладную, а не то “сегодня же разрываем контракт”. Дико и примитивно, но это реалии современного бизнеса в России.


Сведения из систем обмена электронными перевозочными документами передаются в государственную систему, которая будет сравнивать товаро- и грузооборот предприятий. Расхождение в показателях будет поводом для проведения налоговой проверки. Кроме того, при интеграции с АСК НДС-2, электронные перевозочные документы позволят фискальным органам точнее и быстрее выявлять налоговые разрывы и, как следствие, повышать собираемость налогов.


Обязательные реквизиты заявки на перевозку груза.


В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов - в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.


Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.


Переадресовка груза при использовании электронного документооборота.


Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.


Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.


Новый раздел об организации электронного документооборота в грузоперевозках.


В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.


Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.


Обновленная форма транспортной накладной.


ППГАТ установили обновленную форму транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам).


Изменены графы 1 и 2 транспортной накладной — теперь грузоотправители и грузополучатели не делятся на юридические и физические лица. При этом в графе “Грузоотправитель” добавлен чекбокс “Является экспедитором”. Ставить отметку в этом чекбоксе следует, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет транспортную накладную (редко применяется, но иногда встречается). В этом случае экспедитор заполняет новую графу 1а “Клиент (Заказчик организации перевозки)”, в которой указывает сведения о грузовладельце.

В графу 6 было внесено изменение — теперь в ней указывается лицо, от которого забирается груз (фактический грузоотправитель, производящий погрузку). Это нововведение, вероятно, позволит грузоотправителю-поставщику не нести ответственность за выявленное ГИБДД либо Ространснадзором несоблюдение массы и нагрузок на ось транспортного средства. Кроме того, сведения из этой строки позволят государственным органам точнее идентифицировать наименование фактического отправителя, что бывает затруднено, например, в случае отгрузки со склада, производящего обработку грузов нескольких клиентов.

Внесены изменения в 11-ую графу транспортной накладной — теперь в ней следует указывать вид владения транспортным средством: на праве собственности, аренды или лизинга.

Это, на мой взгляд, самое спорное, с точки зрения возможности реализации и согласования с Уставом автомобильного транспорта, нововведение. В силу ст. 2¹³ Устава перевозчиком является то лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз надлежащему получателю. В законе не содержится указания о том, что перевозчик должен оказывать услуги принадлежащими ему транспортными средствами.


Транспортная накладная, по общему правилу, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). При составлении транспортной накладной грузоотправитель указывает в 10-ой графе сведения о перевозчике, с которым у него заключен договор, даже если договор заключен с экспедитором. Верховный Суд РФ считает, что такой экспедитор исполняет функции договорного перевозчика (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).


Не совсем ясно каким образом грузоотправитель будет указывать вид владения транспортным средством, если оно не принадлежит экспедитору на правах собственности, аренды или лизинга. Кроме того, не предусмотрена ситуация в которой груз перевозится автопоездом с разными владельцами и основаниями владения тягачом и прицепом. Мне представляется, что грузовладельцы будут оставлять этот раздел пустым — как раньше оставляли незаполненным раздел “Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы”.

В новой транспортной накладной этот раздел претерпел визуальные изменения. Кроме того, эта графа поменялась местами с графой “Подписи сторон”.


Выводы.


Изменений, вносящих коренные изменения в Правила перевозки грузов, не произошло. Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2021 года в отрасли внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.

Отзывы
Добавить отзыв
Антон
Антон
Спасибо за разъяснения. Пока в интернете мало достоверной информации. Есть пара вопросов. 1. На сколько законно оставлять пустым пункт с Типов владения? Как я понимаю сотрудники ГИБДД не будут на него смотреть, а будут смотреть проверяющие органы уже после осуществления перевозки? 2. Ответственность за несоблюдение массы/нагрузки на ось теперь перекладывается на склад с которого производилась отгрузка. Например на склад поставщика. Если мы получаем товар на условиях самовывоза со склада поставщика то в пункте 6 в качестве Лица от которого забирается груз кто должен быть указан. Поставщик может отказаться ставить свою подпись, чтобы в последствии не нести ответственность за несоблюдение требований ГИБДД. 3. Если цепочка не просто Экспедитор-Перевозчик, а например Экспедитор-Экспедитор-Перевозчик кто указывается в пунктах 1, 1а, 10?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Антон! Попытаюсь ответить на ваши вопросы. Сразу отмечу, что правоприменительной практики в настоящий момент вообще нет, поэтому сказать как будет в жизни весьма затруднительно.

1. Незаполнение типа владения транспортным средством не является сколь угодно серьезным нарушением, влекущим для грузоотправителя, экспедитора или перевозчика какие-либо негативные последствия. Как мне представляется, максимум что может сделать инспектор ГИБДД — выписать водителю штраф по ст. 12.21 КоАП РФ (500 рублей). Для фискальных органов отсутствие сведений о типе владения транспортным средством также не является налоговым или административным нарушением (самое близкое, что могут попытаться "натянуть на глобус" налоговики — ст. 15.11 КоАП РФ).

2. Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность не грузоотправителя, а лица, производящего погрузку в транспортное средство. При передаче товара на условиях самовывоза грузоотправитель и лицо, от которого забирается груз, тождественны — это поставщик. Новшество в 6-ой графе транспортной накладной нужно для следующей ситуации: есть склад, обрабатывающий грузы нескольких клиентов (фулфилмент-оператор). В этом случае в графе 1 будет указан клиент (фактический поставщик продукции), а в 6-ой — склад. Такое указание действительно позволяет устранить вину грузоотправителя (фактического поставщика) при выявлении нарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

3. Случаев, когда транспортную накладную оформляет экспедитор, в России не так уж и много. В любом случае, транспортная накладная на каждую партию груза оформляется только одна (минимум в трёх экземплярах). Очевидно, что давать водителю на погрузке 2, 3... 10 транспортных накладных (от каждого экспедитора в цепочке) никто не будет — её выдаст первый экспедитор, который укажет себя в качестве грузоотправителя в графе 1, своего клиента (не обязательно отправителя — им может быть и получатель) в графе 1а, и лицо, с которым первый экспедитор заключил договор перевозки, в графе 10.

Надеюсь, я смог ответить на ваши вопросы :-)
Антон
Антон
Спасибо большое за подробный ответ! Еще обратил внимание, что в новой форме ТН есть необходимость в пункте 10 указывать ИНН водителя. Это то зачем интересно? Дичь какая-то. Неужели за это тоже будут штрафовать?
Антон Смородников
Антон Смородников
ИНН водителя нужен для ФНС. Будет проще отслеживать серые и черные зарплаты.
Антон
Антон
Спасибо!
#металлобазапермь
#металлобазапермь
Спасибо за пост!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Рад помочь!