Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Постановлением от 21.12.2020 г. № 2200 Правительство Российской Федерации сделало всем перевозчикам и экспедиторам сюрприз, приняв новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (ППГАТ). Они начали действовать с 01 января 2021 года, то есть, сразу после новогодних каникул. Прежние Правила перевозки грузов (Постановление Правительства от 15.04.2011 г. № 272) утратили силу. Целями принятия новых ППГАТ, согласно пояснительной записке к законопроекту, были:

  • реализация механизма “регуляторной гильотины”;
  • законодательное регулирование электронного документооборота в грузовых автомобильных перевозках;
  • смягчение требований к предъявляемым водителем грузового автомобиля перевозочным документам.

От себя отмечу (в пояснительной записке об этом не упомянуто), что дополнительной целью введения новых ППГАТ стало ужесточение налогового администрирования товародвижения по территории России путем внесения блока изменений в форму транспортной накладной и запуска информационной системы сведений из электронных перевозочных документов.


Новые Правила перевозки грузов будут действовать до 01 января 2027 года, что достаточно необычно для российского законотворчества — подзаконным актам редко устанавливаются сроки окончания их действия. Впрочем, ничто не мешает отдельным постановлением продлить срок действия обновленных ППГАТ или вовсе убрать ограничение срока их действия.


Следующая статья о новых Правилах перевозки грузов.


В чьих интересах новый документ?


Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.


Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.


Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.


Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.


При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.


Основные изменения в Правилах перевозки грузов 2021 года.


На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Электронный документооборот в грузовых автоперевозках.


Прогресс и технологическое развитие позволяет если не полностью отказаться, то по крайней мере сильно сократить необходимость использования бумаги для формирования перевозочных документов. Использование систем электронного документооборота делает перевозку как хозяйственную операцию субъекта предпринимательской деятельности объективно прозрачнее, позволяя перевозчику (а не только водителю) видеть транспортную накладную в режиме реального времени. В свою очередь это дает возможность контролировать содержание транспортной накладной и, при необходимости, вносить в нее необходимые сведения со стороны перевозчика. При использовании бумажных транспортных накладных это зачастую было невозможно — со стороны перевозчика накладную видел только водитель, который не заинтересован в точном и правильном оформлении основного перевозочного документа.


Сам по себе электронный документооборот с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей заметно упрощает доказывание факта заключения договора перевозки, не позволяет вносить в провозные документы сведения “задним числом” и в некоторой мере упрощает перевозчику его деятельность. Однако, особенности российского бизнеса по перевозке грузов нивелируют все эти положительные моменты — никто не отменяет звонок сотрудника грузоотправителя с требованием не вносить никакие изменения в транспортную накладную, а не то “сегодня же разрываем контракт”. Дико и примитивно, но это реалии современного бизнеса в России.


Сведения из систем обмена электронными перевозочными документами передаются в государственную систему, которая будет сравнивать товаро- и грузооборот предприятий. Расхождение в показателях будет поводом для проведения налоговой проверки. Кроме того, при интеграции с АСК НДС-2, электронные перевозочные документы позволят фискальным органам точнее и быстрее выявлять налоговые разрывы и, как следствие, повышать собираемость налогов.


Водитель обязан иметь правоотношения с перевозчиком.


Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).


Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.


Обязательные реквизиты заявки на перевозку груза.


В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов - в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.


Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.


Переадресовка груза при использовании электронного документооборота.


Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.


Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.


Новый раздел об организации электронного документооборота в грузоперевозках.


В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.


Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.


Обновленная форма транспортной накладной.


ППГАТ установили обновленную форму транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам).


Подробнее о заполнении транспортных накладных


Изменены графы 1 и 2 транспортной накладной — теперь грузоотправители и грузополучатели не делятся на юридические и физические лица. При этом в графе “Грузоотправитель” добавлен чекбокс “Является экспедитором”. Ставить отметку в этом чекбоксе следует, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет транспортную накладную (редко применяется, но иногда встречается). В этом случае экспедитор заполняет новую графу 1а “Клиент (Заказчик организации перевозки)”, в которой указывает сведения о грузовладельце.

В графу 6 было внесено изменение — теперь в ней указывается лицо, от которого забирается груз (фактический грузоотправитель, производящий погрузку). Это нововведение, вероятно, позволит грузоотправителю-поставщику не нести ответственность за выявленное ГИБДД либо Ространснадзором несоблюдение массы и нагрузок на ось транспортного средства. Кроме того, сведения из этой строки позволят государственным органам точнее идентифицировать наименование фактического отправителя, что бывает затруднено, например, в случае отгрузки со склада, производящего обработку грузов нескольких клиентов.

Новшеством стала необходимость указывать в 10-ой графе накладной ИНН водителя — раньше это не требовалось.


Внесены изменения в 11-ую графу транспортной накладной — теперь в ней следует указывать вид владения транспортным средством: на праве собственности, аренды или лизинга.


С введением понятия “водитель” в 6-ом пункте ППГАТ, которым теперь может являться лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях, правила заполнения 10-ой и 11-ой граф транспортной накладной меняются. Теперь в них должен быть указан владелец транспортного средства, которым выполняется перевозка груза. Владение возможно на праве собственности, аренды, оперативного управления и т.д. Если перевозка выполняется автопоездом, в составе которого тягач и прицеп принадлежит разным лицам, указывать тип владения следует в отношении тягача.


Ранее законом не была установлена обязанность указывать в качестве перевозчика владельца транспорта, так как в силу ст. 2¹³ Устава перевозчиком является то лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз надлежащему получателю. В Уставе автомобильного транспорта по-прежнему не содержится указания на то, что перевозчик должен оказывать услуги принадлежащими ему транспортными средствами.


Транспортная накладная, по общему правилу, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). При составлении транспортной накладной грузоотправитель указывает в 10-ой графе сведения о перевозчике. Ранее таким перевозчиком могло выступать лицо, с которым грузовладелец заключил договор на оказание транспортных услуг, что не противоречило п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26. Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом меняют правила заполнения 10-ой графы транспортной накладной, содержащей сведения о перевозчике.


В новой транспортной накладной этот раздел претерпел визуальные изменения. Кроме того, эта графа поменялась местами с графой “Подписи сторон”.


Можно ли использовать старую форму транспортной накладной?


Федеральная налоговая служба в Письме от 15 апреля 2021 года № СД-4-3/5182@ учла, что обновленная форма транспортной накладной была утверждена в самом конце 2020 года, и многие грузовладельцы и иные стороны договора перевозки не имели достаточно времени для адаптации к изменениям, в связи с чем разрешила подтверждать понесение расходов на перевозку грузов с помощью старой формы транспортных накладных, действовавшей до 31 декабря 2020 года. При этом является обязательным наличие договора перевозки.


Фискальное ведомство не уточнило срок переходного периода. По моему мнению, с учетом принципа разумности, он не может длиться более одного календарного года.


Выводы.


Министерство транспорта внесло коренные изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2021 года в отрасли, скорее всего, внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать — уже без должных на то оснований — в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.


Однако, с 1 января 2022 года должна заработать государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов, сведения из которой фискальные органы будут получать напрямую, без истребования документов у участвующих в перевозке лиц. Налоговые инспектора будут требовать обоснования указания в транспортной накладной экспедитора качестве перевозчика. К этому стоит заранее подготовиться и согласовать с грузовладельцами новый порядок заполнения транспортной накладной.

Добавить комментарий
Юрий
Юрий
депутатов надо разогнать по регионам хватит штаны прошаркивать и деньги наши получать
Комментировать
Юлия
Юлия
Добрый день.Нигде не могу найти информацию. А именно, является ли заявка -заказ , обязательным документом для грузоперевозчика. Какую ответственность несет грузоперевозчик и заказчик, если они не обмениваются заяквами
Комментировать
Кристина
Кристина
Антон, добрый день!
Прошу Вас, помогите, пожалуйста, прояснить один вопрос. Появились споры с Грузополучателем о принятии нашей транспортной накладной только по одному пункту, а именно:
ТН выписана 12.04.21 (дата указана в шапке бланка), УПД выписан также 12.04.21
В п.6 транспортной накладной "дата подачи транспортного средства и дата фактического прибытия" указано число 13.04.21.
Грузополучатель конечно расписался в получении груза и в УПД и в ТН, но отказывается принимать к акцепту данные первичные бухгалтерские документы, заставляя нас перевыставлять УПД на 13 число и исправлять ТН также на 13 число.
Правомерно ли это? и если нет, то порекомендуйте пожалуйста ссылки на законодательные документы МинФин или МинТранс
Заранее Вас благодарю
Комментировать
Андрей
Андрей
непонятно почему авто не может выехать 12 числа а приехать к грузополучателю 13 чмсла. Авто могло выехать 12 , поломаться, полдня чиниться и приехать 13. илиавто приехало 12, а там отключили электричество и авто 12 не смогли разгрузить и.т.д. и перед кем хотите соблюсти правильность, вопрос бы имел место если даты в разных налоговых периодах да и то все уже давно решено продавец списывает по дате убытия груза, покупатель ставит на учет по дате оприходования товаров.
Юлия
Юлия
Антон, здравствуйте!
По поводу заполнения ТРН Экспедитором возникло несколько вопросов.
В своих разъяснениях вы пишете, что указывать Экспедитора как Грузоотправителя и ставить отметку в чекбоксе "Является Экспедитором" следует, если Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет ТРН".
Однако это справедливо для ситуаций, когда помимо организации доставки Экспедитор предоставляет услуги складского хранения и груз отправляется из терминала Экспедитора, чтобы Экспедитор был в состоянии корректно заполнить Раздел 3 ТРН, указав там необходимые сведения о грузе.
Вместе с тем, большинство договоров транспортной экспедиции не обязывают Экспедитора оформлять ТРН (это обязанность Грузоотправителя), Экспедитор лишь организует доставку груза собственными силами либо с привлечением третьих лиц (фактических перевозчиков).
Кроме того, законодательно разница между Экспедитором и Перевозчиком не сводится к тому, что Перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку исключительно собственными транспортными средствами, а Экспедитор - привлеченными (это же подтверждает и судебная практика). ГК РФ, равно как и УАТ РФ не содержат ограничений для Перевозчика по привлечению третьих лиц. Тот факт, что Перевозчик привлек третье лицо (фактического перевозчика) для организации доставки груза от своего имени не делает его автоматически Экспедитором, и наоборот, по логике законодателя (в частности, ГК РФ, а Правила перевозок как законодательный акт меньшей юридической силы не может ему противоречить).

Вопросы в связи с этим следующие:
1) Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции от собственного имени организует доставку груза с привлечением третьих лиц (фактических перевозчиков) без обязанности оформления ТРН и без отгрузки груза из собственного терминала, насколько вообще корректно приравнивать Экспедитора к Грузоотправителю и указывать его в Разделе 1 транспортной накладной?
2) Если у грузовладельца заключен договор перевозки, а не транспортной экспедиции, означает ли это, что Перевозчик не может осуществить перевозку от собственного имени с привлечением третьего лица и указать себя в разделе 11 транспортной накладной (что идет в разрез с положениями Главы 40 во взаимосвязи со ст. 313 ГК РФ)? То есть в этом случае по логике новых Правил перевозок грузов он будет считаться Экспедитором и обязан указывать себя в разделе 1 Транспортной накладной, а в Разделе 11 привлеченного фактического Перевозчика?
3) Если по условиям договора транспортной экспедиции перевозка груза осуществляется Экспедитором от собственного имени без обязанности оформлять ТРН, то по какой причине недопустимо указать себя как Перевозчика груза в разделе 11 Транспортной накладной при том, что Глава 40 ГК РФ не содержит запрета для Перевозчика по привлечению третьих лиц? (Грузовладелец в любом случае указывает в Разделе 11 Экспедитора как лицо, у которого с ним заключен соответствующий договор).
Комментировать
Анна С.
Анна С.
Здравствуйте. Огромное спасибо за статью. У меня возник следующий вопрос.
Как быть если Наша компания отправляет товар в Калининград контейнером. Экспедитор, привлекая стороннего перевозчика, отвозит контейнер в терминал, а оттуда контейнер водным транспортом отправляется в Калининград. Во 2 гр. указан грузополучатель в Калининграде как в товарной накладной. В 7 графе указан терминал, где перевозчиком был сдан груз. Корректно ли такое заполнение?
Комментировать
Елена
Елена
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, никак не могу разобраться в новой форме ТН. Если мы грузоотправитель нанимает перевозчика, что доставить груз покупателю, то в 1а мы ставим себя или нет?
И пункт является экспедитором, когда ставить галочку? Если мы доставляем груз своим транспортном покупателю бесплатно, мы прописываем это в договоре поставки, что груз доставляем покупателю сами, то мы экспедитор или нет? Что вообще значит этот пункт и кто ставит там галочку? Не очень ясно. Помогите разобраться, пожалуйста)
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Елена. По контексту вопроса вы являетесь продавцом (поставщиком).

1. Если грузоотправитель заключает договор перевозки (вторая сторона — владелец транспортного средства, водитель имеет трудовые или гражданско-правовые отношения с этим владельцем, а предметом договора является исключительно сохранная доставка груза получателю), то отношений, квалифицируемых как договор транспортной экспедиции, не возникает. В этом случае в графе 1 "Грузоотправитель" вы указываете себя, чекбокс "Является экспедитором" не отмечаете, графу 1а "Клиент..." не заполняете, в 10-ой графе указываете перевозчика, с которым заключен договор.

2. Транспортная накладная должна быть выдана во всех случаях, когда заключается договор перевозки. То что вы включаете в цену товара стоимость доставки не означает, что договор перевозки не заключается. Более того, Минфин считает (а ФНС является его подразделением, поэтому прислушаться к "мнению" необходимо), что при доставке груза силами грузоотправителя все равно происходит согласование сроков и места доставки, то есть, согласуются существенные условия договора перевозки, следовательно, должна быть выдана транспортная накладная.
Елена
Елена
Спасибо большое, что все подробно мне объяснили, очень Вам благодарна, Антон)
А можно ещё вопрос, только по ТТН и ТН.
Вот в ТТН есть пункт с грузом следуют документы, я прописываю УПД, сертификат, вет свидетельство, указывают ли туда ТН или не нужно, она не входит в этот список? И в ТН указывают в пункте 4 ТТН с номером и датой? Или достаточно указывать УПД с номером и датой и вет свидетельство и сертификат. Глупый кончено вопрос, но все же хотелось бы понять указывать или нет.
Антон Смородников
Антон Смородников
Указывать следующие с грузом документы совершенно не обязательно. Это иногда может сыграть роль, например, в споре о взыскании стоимости утраченного груза, если из транспортной накладной эта стоимость не ясна. К примеру, в договоре и транспортной накладной стоимость груза не указана, а товарная накладная или УПД (с ценами) не содержат сведений, позволяющие однозначно отождествить перевозимый груз с ТМЦ, указанными в них. В этом случае указание в ТТН и ТрН сведений о следующих с грузом документах поможет в дальнейшем разрешить спор в пользу экспедитора или грузовладельца (неустановленность размера ущерба является одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требованиий).
Елена
Елена
Спасибо большое за разъяснение, решила спросить, так как щас могут придраться к чему угодно, поэтому решила уточнить у Вас, спасибо ещё раз)
Дмитрий
Дмитрий
Антон, интересная статья, спасибо! А что вы думаете про такую ситуацию. Мы, агент по закупке товаров (внутри холдинга), принципалы -наши заказчики по всей России, мы приобретаем товары у разных поставщиков и с привлечением экспедиторов доставляем им. По смыслу мы должны быть указаны в 1а, но вопрос в том кто там будет расписываться (при отгрузке мы не присутствуем, грузоотправителем/грузополучателем не являемся). Теоретически можно дать доверенности экспедиторам, но как то странно на мой взгляд получается. И вообще, вот эта пометка *(при необходимости)* в пункте 1а на ваш взгляд, что означает, что он заполняется всегда, когда привлечен экспедитор или, что он заполняется или не заполняется на усмотрение сторон сделки?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Дмитрий. Закон больше "заточен" под электронный обмен перевозочными документами — при таком порядке формирования и выдачи транспортной накладной проблем вообще не предвидится (кроме, конечно, человеческого фактора). Пока самым оптимальным выходом будет выдача доверенности на право подписания транспортной накладной за экспедитора.
Татьяна
Татьяна
Доброго времени суток! Пожалуйста, подскажите, как быть теперь с ответственностью грузоотправителя (он же выступает - Экспедитором). За что он будет отвечать? Согласно нормам Устава автомобильного транспорта, грузоотправитель обязан ответить за крепление груза, за погрузку груза в автотранспортное средство, за перегруз? Или это ответственность не грузоотправителя? Сориентируйте по нормам законодательства. Спасибо!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Татьяна. Этот вопрос очень спорный и дискуссионный. Думаю, что Минтранс выпустит соответствующие разъяснения по этому поводу. В настоящий момент, руководствуясь системным толкованием права, ответственность несет экспедитор.
Надежда
Надежда
Добрый день. Мы являемся транспортной компанией, для своих клиентов мы ставим свой транспорт и привлеченный. Вопрос в следующем, что мы должны проставить в п.11 (тип владения), если ставим привлеченный транспорт?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Надежда. Если для перевозки груза используется транспорт, которым ваша организация не владеет на праве собственности, аренды или лизинга, указывать вашу организацию в качестве перевозчика нельзя. Транспортная накладная должна быть заполнена следующим образом:

- ваша организация — в графе 1 "Грузоотправитель", в чекбоксе "Является экспедитором" проставлена отметка;
- ваш клиент — в графе 1а "Клиент...";
- перевозчик (владелец транспорта, имеющий трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем) — в графе 10 "Перевозчик".
Николай
Николай
Добрый день. Мы купили товар у одной компании, и продали его другой компании, которая попросила нас доставить этот груз до завода, куда в свою очередь они его реализовали. Мы нанимаем транспорт, и везет этот груз от своего поставщика, до клиента компании которой мы продали груз. Кто в этом случает является грузоотправителем, кто грузополучателем? Кто будет подписывать ТН?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Николай. Вы оставляли комментарий к статье, а также направляли обращение через форму обратной связи. Ввиду того, что ситуация более подробно описана в обращении, ответ был направлен вам на электронную почту.
Безымянный.jpg
Андрей
Андрей
Грузоотправитель Ваша Компания
Лицо выдавшее груз Поставщик кого Вы купили товар ( и адрес продавца где Вдали груз)
Перевозчик - кого Вы наняли
Грузополучатель юр лицо кому ЮрЛицо кому Ваш покупатель(клиент) реализовал товар. в графе 7 фактический адрес завода. Т.е грухополучатель всегда фактич юр лицо кто принимает груз(товар)
Все остальные нюансы должны быть расписаны в УПД
женя
женя
можно ли перевозить товар по накладным,,заказ клиета,,без ттн.
Давид
Давид
Приложенный пример вообще не закрыл тему. У Вас там фигурируют компании А-Б-В-Г ил А-Б-Г?
Или там компанию Б путают с компанией В. Экспедитор путается с Грузоотправителем, и не уточняется - кто НА КАКОМ ЭТАПЕ собственник! Термины "пляшут"!
Тут надо делать таблицу с вариантами - т.к. их не менее 16....
Тамара
Тамара
Добрый день, Антон!
Спасибо большое за статью!
Мы являемся компанией по производству и продаже стройматериалов. Своим клиентам, а также на свои склады, мы доставляем товар, привлекая транспортные компании, с которыми у нас заключены договора транспортной экспедиции. Подскажите, пожалуйста, кто же ставит отметки в пункте 15? Слева грузоотправитель (либо экспедитор), а справа всегда фактический перевозчик? А водитель является уполномоченным лицом перевозчика?
Пункт 16 заполняется при необходимости. А когда наступает эта необходимость?
И ещё момент. Насколько обязательно указывать ИНН водителя? Как убедить/заставить непосредственных перевозчиков предоставить эти данные, на что ссылаться? Столкнулась с тем, что часть перевозчиков отказываются предоставлять ИНН водителей, объясняя тем, что это необязательная к заполнению информация. Хотя по факту этим объяснением они прикрывают тот факт, что водители никак не оформлены.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Тамара!

1. В 15-ой графе подписи ставят уполномоченные лица от грузоотправителя и перевозчика. Таким лицом может быть кто угодно, чьи полномочия надлежащим образом удостоверены (проще говоря, это право дается исходя из должностных обязанностей или доверенности). Если у водителя есть соответствующая доверенность, то он может поставить подпись.

По поводу того, какой перевозчик (договорный или фактический) может ставить подпись: пока нет разъяснений полномочных органов государственной власти однозначно утверждать не возьмусь. Но по смыслу всех изменений в ППГАТ 2021 в транспортной накладной должен фигурировать фактический перевозчик; подробнее здесь: https://gruzconsult.ru/articles/perezagruzka-v-gruzcoperevozkah

2. Необходимость заполнения 16-ой графы транспортной накладной может быть вызвана соглашением сторон (перевозчика и грузоотправителя, продавца и покупателя) о порядке заполнения первичных документов в порядке абз. 2 ч. 1 ст. 434 ГК РФ.

3. Пока не ясно какие санкции будут применяться фискальными органами при отсутствии каких-то реквизитов в транспортной накладной, соответствующие запросы направлены в профильные министерства и ведомства. После получения ответов я обязательно дополню материалы на сайте. В любом случае вы можете самостоятельно узнать ИНН любого физического лица по его паспортным данным в специализированном сервисе ФНС: https://service.nalog.ru/inn.do
Софья
Софья
Добрый день, Антон! Благодарю за подробные разъяснения. Пожалуй, на данный момент, это наиболее полный и действенный разбор ситуации. Хотела бы услышать Ваше мнение относительно заполнения в частности раздела 16 транспортной накладной.
Ситуация(речь идет о юридических лицах) - с нашего склада отгружаем товар Покупателю, заказчик перевозки Покупатель. Данные о перевозчике Покупатель нам предоставил. Всё заполнили. А вот в п.16 слева в графе "Полное наименование организации плательщика (грузоотправителя)…." кого указать? Плательщика (наш Покупатель, заказчик перевозки)? или нас (грузоотправитель)? Ниже подпись вроде как однозначно наша (грузоотправитель).
Вот и возник вопрос - если указать и там, и там нас (грузоотправителя), то где вообще в транспортной накладной будет фигурировать Покупатель в роли заказчика перевозки?
Если указать Покупателя в качестве плательщика, что мне лично нравится, то логично ли, что под этими данными будет стоять подпись грузоотправителя?
И для чего именно в этом пункте 16 нужна подпись грузоотправителя, она же уже есть выше в п.15?
Мне кажется, было бы логично, что п.16 должен быть предназначен именно для оформления отношений между заказчиком перевозки и перевозчиком. И если бы в подписи п.16 слева присутствовали бы слова "....плательщика (грузоотправителя)….", аналогично строке выше, вопроса бы для меня не было. Огромное спасибо заранее за ответ.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Софья! Попробую ответить на ваши вопросы :-)

1. В графе 16 указывается плательщик за транспортные услуги. В вашем случае это ваш покупатель (грузополучатель). Далее следует подпись лица, ответственного оформление факта хозяйственной жизнь, чаще всего таким лицом является главный бухгалтер.

2. Покупатель будет фигурировать в случае, если договором между ним и экспедитором будет предусмотрена обязанность последнего оформить и выдать транспортную накладную. В этом случае грузоотправителем будет экспедитор, а ваш покупатель будет фигурировать в графе 1а накладной. Более подробно об этом я написал в продолжении этой статьи: https://gruzconsult.ru/articles/perezagruzka-v-gruzcoperevozkah

3. Логика в данном случае (по крайней мере, до внесения изменений в форму транспортной накладной) не при чем. Как юрист, имеющий достаточно большой опыт участия в судах, заявляю это с полной уверенностью. По моему мнению это связано с той формулировкой, которая применена в ч. 1 ст. 785 ГК РФ, из которой следует, что плательщиком за перевозку является грузоотправитель.

4. Неоднократное дублирование подписей сторон в транспортной накладной у меня, также как и у вас, вызывает ряд вопросов. В международной транспортной накладной (CMR) такого нет и ничего, все как-то живут и не жалуются...

5 (и самое главное). Вы можете вообще не заполнять 16-ую графу транспортной накладной потому что в ней написано: "при необходимости". Такая необходимость может быть вызвана соглашением сторон (перевозчика и грузоотправителя, продавца и покупателя) о порядке заполнения первичных документов в порядке абз. 2 ч. 1 ст. 434 ГК РФ.
Андрей
Андрей
когда заказчик перевозки Ваш покупатель и вывозит со склада продавца
грузоотправитель Юрлицо это ваш покупатель
Ваша компания лицо выдавшее груз
Перевозчик кого нанял покупатель
Грузополучатель юр Лицо Ваш покупатель
и с полем 16 никаких проблем. Так же Важно что в УПД грузоотправилель Грузополучатель и их адреса должны совпадать с транспортной накладной - вот об этом сейчас никто не говорит ( хотя это и до 2021 года так было) , но ввиду возросшей значимости Тр накладной с точки зрения ФНС, неясно как на такие расхождения будут теперь реагировать.

подпись в графе 16 (грузоотправителя) это окончательная подпись закрывающая все вопросы
по перевозке
что груз отправили, все доп расходы согласованы, банковские реквизиты правильные.
Фериде Мустафаева
Фериде Мустафаева
Добрый день! Подскажите пожалуйста , когда грузоотправитель и грузополучатель одно лицо кто подписывается в п 6 , если лицо от которого забираем груз, завод производитель . и еще вопрос при каких условиях ставят подписи в п 6 и п 7 Перевозчик ?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Фериде. Законом не запрещено перевозить грузы между складами одной и той же организации (осуществлять межскладское перемещение). В 6-ой и 7-ой графах транспортной накладной ставят подписи лица, соответственно, отпускающие и принимающие груз. Вполне возможно, что это будет одно и то же лицо (например, когда передает и принимает груз один специалист, который специально прибывает на выгрузку для проверки состояния груза после перевозки).

Перевозчик (уполномоченное лицо) ставит подпись в графах 6 и 7 транспортной накладной при необходимости — это указано в подписи к соответствующим строкам этих граф. Например, если стороны согласовали такую необходимость в договоре (абз. 2 ч. 1 ст. 434 ГК РФ).
Фериде Мустафаева
Фериде Мустафаева
в данной ситуации у нас не межскладское перемещение , а вывоз продукции от поставщика , момент перехода права собственности на складе поставщика , они отказываются ставить свои печати и подписи на ТрН, доставка за наш счет и мы привлекаем перевозчиков
Спасибо
Антон Смородников
Антон Смородников
Почему не межскладское перемещение, если вы написали: "... грузоотправитель и грузополучатель одно лицо"? Это как раз межскладское перемещение в пределах одного юридического лица.

По поводу отказа поставщика ставить печати в транспортной накладной: действительно такая ситуация возможна. Минфин в письмах от 17 августа 2011 г. №03-03-06/1/492 и №03-03-06/1/500 рассматривал эту ситуацию и пришел к выводу, что если покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя (то есть, происходит самовывоз), то услуги по перевозке груза не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

Рекомендую письменно известить поставщика о том, что вывоз груза производится не вашим транспортом, то есть, вы заключаете договор перевозки с транспортной компанией. Подтверждением заключения договора перевозки является транспортная накладная (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Андрей
Андрей
Если перевозчик наемное авто то тогда тр накладная так
Грузоотправитель Ваше юр лицо
Лицо выдавшее груз Завод производитель
Перевозчик кого Вы наняли
грузополучатель Ваше Юр лицо.

случай когда вывозите собственным транспортом
то Транспортная накладная не оформляется, факт передачи товара оформляется или УПД или Торг12. Основанием для превозки в этом случае только пуутевой лист.
Вопрос становиться сложным собственный транспорт и УПД(Торг12) оформляют электронным образом, но наверное этот нюанс должен быть описан в доп соклашении об ЭДО
Константин Пе
Константин Пе
Добрый день, Антон!
Требуется ли проставление печатей/штампов в ТН? Бухгалтерия требует, клиент отказывается проставлять печать в графе 6.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Константин. Строго говоря, проставление оттисков печатей в транспортной накладной не требуется, достаточно подписи и расшифровки лица, передавшего груз перевозчику. Подозреваю, что такие действия грузоотправителя связаны с желанием избежать административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ за превышение общей массы или допустимых осевых нагрузок при погрузке транспортного средства.

Эта проблема решается созданием карточки образцов подписей лиц, имеющих право подписывать документы от лица вашего клиента. Такая карточка позволит "прикрыться" от требований фискальных и иных органов в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
Константин
Константин
Как данные изменения коснутся международных перевозок? Для них предусмотрен свой бланк ТТН и он утвержден на межгосударственном уровне. Т.е. эти же пункты теперь нужно вносить и в CMR?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Международные перевозки не регулируются Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов РФ, а применяется КДПГ (ч. 4 ст. 15 Конституции, ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ, ч. 3 ст. 1 Устава автомобильного транспорта).
Мария
Мария
Добрый день!
Статья очень полезная, спасибо!
Подскажите, пожалуйста, если наша компания является экспедитором, те привлекаем третьих лиц для выполнения перевозки, как нам корректно заполнить графу 10 и 11?
если в 10 графе мы указываем своё ООО в качестве перевозчика, поскольку у нас с грузоотправителем заключён прямой договор это допустимо? Для клиентов важно, чтобы там было указано наше наименование.

К 11 графе по хорошему мы не имеем никакого отношения, тк транспорт привлечённых и не ясно как ее корректно заполнить.
Также выходит, что у нас нет никаких правовых отношений с водителем, а вы пишете что у перевозчика они обязательно должны быть.

Буду признательна за ответ!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Мария, спасибо. Про обязательное наличие трудовых или гражданско-правовых отношений перевозчика и водителя пишу не я, а законодатель :-)

По существу мне видится два варианта заполнения транспортной накладной в вашей ситуации:

1. Вы выдаете транспортную накладную. В этом случае в 1-ой графе вы указываете свою организацию, в графе 1а указываете своего клиента, в 10-ой графе — перевозчика.
2. Вы заключаете с грузовладельцем агентский договор. В этом случае транспортную накладную выдает грузоотправитель, указывая в 10-ой графе фактического перевозчика.
Фериде Мустафаева
Фериде Мустафаева
Добрый день, помогите пожалуйста разобраться ! мы осуществляем перевозку клиенту от поставщика привлекая перевозчиков. т. е ставим отметку "являемся экспедитором" и указываем себя как Грузоотправитель ?. Тогда в п. 16 "Организация плательщика (грузоотправителя ) тоже указываем себя, но заказчиком организации перевозки является наш клиен ? . в п. 6 в строке Перевозчик (уполномоченное лицо) при необходимости тоже мы ? или в строке Грузоотправителя наша подпись ?
и Где должны стоять печати и подписи поставщика груза ( лицо от которого забираем груз)?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Фериде. В 16-ой графе указывайте свою организацию в качестве плательщика, в строке "должность, подпись, расшифровка подписи Перевозчика (уполномоченного лица) при необходимости" ставит подпись уполномоченный представитель перевозчика, указанной в 10-ой графе — обычно это водитель, если соответствующее условие предусмотрено договором.

Печать (если быть точным, то отметки) поставщика должна стоять в 6-ой графе транспортной накладной.
Фериде Мустафаева
Фериде Мустафаева
Спасибо
Анастасия
Анастасия
Здравствуйте.
Мы доставляем товар покупателю транспортной компанией. Отвозим им до терминала нанятым нами экспедитором. Как в таком случае заполнить правильно ТН?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Анастасия. В 1-ой графе в качестве грузоотправителя фигурируете вы, в качестве грузополучателя — транспортная компания, которая по факту приемки груза ставит в 7-ой графе транспортной накладной отметку.
Иван
Иван
Какие пункты обязательны к заполнению где-нибудь это указано? В частности стоимость можно указать как "В соответствии с условиями договора"?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Иван. Оставление без заполнения граф транспортной накладной создает самостоятельные риски для различных участников перевозки. К примеру, если в накладной не заполнена стоимость перевозки и в договоре она тоже не обозначена, для перевозчика будут созданы дополнительные трудности при доказывании взыскиваемой провозной платы (придется руководствоваться частью 3 статьи 424 ГК РФ и исходить из среднерыночной цены). Те же трудности могут возникнуть и у плательщика за транспортные услуги при обосновании уплаченной суммы в ИФНС.

Другой пример: указание в 10-ой графе неверных сведений о перевозчике. В этом случае налоговая инспекция может усмотреть неверное исчисление налогов и привлечь участников цепочки к ответственности.
Анна
Анна
1. как я могу указывать ИНН водителя, если он не дает согласие на указание его персональных данных?
2. п. 11 Тип владения ТС: нанимая транспортную компанию, где грузоотправитель должен взять данную информацию и для чего она грузоотправителю?
3. что прописывать в п. 16 стоимость услуг, если стоимость доставки просчитывается только с учетом выгруженного объема(налив)
Комментировать
Юлия
Юлия
Анна,
1 - ИНН не относится к персональным данным
2 - включите в заявку перевозчику как обязательный к заполнению пункт). Грузоотправителю эта инфа совсем не нужна, она нужна контролирующим органам)
3 - думаю можно прописать "согласно договору/заявке"
Марина
Марина
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, если склад хранения отпускает перевозчику. У склада договор хранения с Заказчиком. У перевозчика договор перевозки с Заказчиком. Кто в этой ситуации должен выписывать ТН и кто будет грузоотправителем?
Комментировать
Анна Эдлойт
Анна Эдлойт
Отправитель - склад по поручению Заказчика (полагаю, что в договоре хранения предусмотрена обязанность склада выдавать груз по поручению Заказчика указанному им лицу, в данном случае - перевозчику).
Марина
Марина
А ТН в итоге кто должен выписать ?
Дмитрий.
Дмитрий.
Добрый день. Остались вопросы по заполнению п.1 и 1а. В случае если грузоотправитель и поставщик товара совпадают, при этом поставщик заключил договор на условиях доставки товара покупателю, однако поставщик собственным транспортом не обладает и заключил договор перевозки груза с третьим лицом, причем данный договор не является договором транспортной экспедиции в понимании гражданского кодекса. Каким образом заполнять данные разделы?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте. В данном случае имеет место "классический" договор перевозки, каким он является в понимании ст. 784 Гражданского кодекса РФ. В графе 1 указываются наименование и реквизиты грузоотправителя (поставщика), графа 1А остается без заполнения.
Ленар
Ленар
Добрый день.

Подскажите пожалуйста, что надо писать по пункту 7? Особенно в заполнении заявки меня интересует?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте. Вопрос не совсем понятен. Могли бы сформулировать его иначе?
Анна Эдлойт
Анна Эдлойт
Антон, Вы говорите: "Антон Смородников 22 января 2021, 15:03

Здравствуйте, Анна. Сложившая судебная практика давно разрешила этот вопрос. Иски об утрате груза к фактическим перевозчикам прекрасно довлетворяются, невзирая на содержание графы 10 транспортной накладной".
Очень интересно. По моему мнению даже удивительно. Можете, пожалуйста, назвать номер дела? Я считаю такое оформление документов огромным риском экспедитора. Почему Вы не соглашаетесь с тем, что правильно указать в ТН именно фактического перевозчика с "припиской", что он действует по поручению экспедитора?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Анна, здравствуйте. Например, дело № А40-142660/2019.
Анна Эдлойт
Анна Эдлойт
Антон, в деле, номер которого Вы указали (А40-142660/2019) ничего в подтверждение Вашей позиции не содержится. Скорее напротив...
Антон Смородников
Антон Смородников
Да, Анна, действительно написал неверную информацию. Посмотрите решение по делу № А63-18249/2017.
Роман
Роман
Антон, добрый день!
Очень полезная статья - смог найти ответы на многие вопросы
В данном случае рассматривается что в процессу участвуют: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель.
Прошу помочь с ответами
1. Как применять в работе Заявку на перевозку груза есть Грузоотправитель и Перевозчик - одно и тоже юр.лицо. Мы должны сами себе выписать такой документ? или можно им не пользоваться и применять только транспортные накладные?
2. Мы часто доставляем товары физическим лицам, обязательно ли указывать ИНН физического лица получателя товара?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Роман. По поводу первого вопроса: если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т (Письмо Минфина РФ от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499).

Со вторым вопросом также нет проблем: да, в новой форме накладной указывать ИНН необходимо. Узнать свой ИНН можно в соответствующем сервисе на сайте ФНС РФ.
Любовь
Любовь
Антон, доброе утро!

Дополнительно к ранее заданному вопросу по п. 6, прошу разъяснить порядок оформления п. 16 "Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)" - при дополненной новой формулировке (при необходимости), а также в каком случае подписи и каких лиц, ответственных за оформление факта хозяйственной жизни, необходимо указать в п.16?
Так как п. 10 ППГАТ указано, что транспортная накладная составляется в 3 экземплярах соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, а стоимость услуг может сформироваться после окончания перевозки (что и указано в п. 16 (заполняется после окончания перевозки)), а в расчете стоимости оказываемых услуг водитель не будет принимать участие, каким образом во всех трех экземплярах должна быть проставлена стоимость и подписи лиц, ответственных за оформление факта хозяйственной жизни не ясно.
Первый экземпляр транспортной накладной остается у грузоотправителя (он не имеет отметок грузополучателя и, например, стоимости).
Второй и третий экземпляр едут с водителем, грузополучатель (который, в том числе, может не являться заказчиком перевозки) оставляет себе свой экземпляр (при этом в нем также может быть не указана стоимость), а водитель забирает третий экземпляр с отметками грузополучателя и передает его в автопредприятие, где специалист уже может произвести расчеты и внести данные о стоимости перевозки, однако этот экземпляр транспортной накладной – это экземпляр автопредприятия.
Специалистами КонсультантПлюс уже составлены как образцы заполнения транспортных накладных 2021 с указанием стоимостных показателей и подписью водителя в указанных пунктах, а также выданы разъяснения, что данный пункт обязателен к заполнению, в том числе и с выделенной суммой НДС (ранее письмом ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-15/15570@ допускалась возможность оставления данного поля незаполненным при составлении иных первичных учетных документов (УПД, актов и пр)).
Прошу пояснить,
1) каким образом, в соответствии с ППГАТ, заказчик перевозки, не являющийся грузополучателем, должен получить на транспортной накладной отметки грузополучателя и таксировку при применении трех экземпляров транспортной накладной. Ранее использовавшаяся схема, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", с 4мя экземплярами ТТН и проставлением тарификации на третьем и четвертом экземпляре представляется более логичной.
2) Возможно ли указать в п.16. вместо стоимостных показателей «по Договору..,» (при этом к транспортной накладной будет составлен акт оказанных услуг, отвечающий ст.9 ФЗ"О бухгалтерском учете" )
3) Необходимо ли заполнять графы п. 16 - должность, подпись, расшифровка подписи лиц, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни, при формулировке «По Договору»;
4) Кто может проставлять свою подпись?
Спасибо за Ваш ответ.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Любовь.

Заданные вами вопросы относятся скорее к сферам бухгалтерского и налогового учета. С этими вопросами рекомендую вам обратиться к тем специалистам, которые специализируются на соответствующих областях права.
Любовь
Любовь
Антон, добрый день!

Спасибо за Ваш ответ. Дождемся мнения налогового и финансового ведомств по пункту стоимости в транспортной накладной.

В связи с тем, что механизм оформления трех экземпляров транспортной накладной все же относится к сфере транспорта, и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом составляются отраслевыми специалистами, хотелось бы услышать Ваше мнение, как Вы видите движение этих трех экземпляров транспортной накладной, указанных в ППГАТ.

Если Грузоотправитель (Заказчик перевозки=Плательщик) выписывает три экземпляра транспортной накладной, после погрузки автомобиля оставляет себе один экземпляр с отметками водителя о приеме груза для перевозки, а два экземпляра передает водителю, которые после оказания услуг по транспортировке, остаются у грузополучателя и автопредприятия, грузоотправитель не должен иметь экземпляр с отметками грузополучателя?
Ирина
Ирина
Здравствуйте! Вопрос по графам 1, 2, 1а, 6, 7 и 10. Не совсем понятно заполнение. Буду рада, если поможете разобраться. Оптовая компания (О) поручила Экспедитору (Э) организовать международную перевозку разными видами транспорта последний в цепочке - автоконтейнеровоз, сам экспедитор в ней не участвует, нанимает Третьих лиц (Т). Выгрузка из контейнера осуществляется на нашем складе.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Ирина. При международной перевозке не применяются внутрироссийские транспортные накладные и правила перевозки грузов, а используется CMR и КДПГ.
Екатерина
Екатерина
Антон, а как быть в том случае если контейнер перевозчик забирает на территории РФ, т.е контейнер доставили из-за границы на территорию РФ на склад для дальнейшей отправки по РФ. И кто должен оформлять ТН?
Любовь
Любовь
Добрый день, Антон!

Также, как и у многих, возникают вопросы по заполнению п.6 «Сдача груза» в случае, когда Покупатель на условиях самовывоза от Поставщика привлекает по Договору перевозки Перевозчика.
В УАТиГНЭТ и ППГАТ «отсутствует определение «Лицо, от которого забирается груз».
В указанных нормативных документах Перевозчиком подается ТС Грузоотправителю, который производит взвешивание груза, его маркировку, погрузку, участвует в оформлении и т.д. (УАТиГНЭТ п. 4. ст. 8, п. 1. ст. 10, п. 2. ст. 10, п. 3. ст. 10, п. 2. ст. 11, п.4. ст. 11, п. 5. ст. 11, п. 8. ст. 11; ППГАТ № 220: (п. 27, п. 33, 52, 53, 54, 55 и пр.).
Согласно УАТиГНЭТ Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Ранее финансовое и налоговое ведомства неоднократно давали разъяснения, что при самовывозе товаров покупателем посредством привлечения сторонней организации, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную.
В случае самовывоза товара от Поставщика силами привлеченного Покупателем Перевозчика, который приезжает к Поставщику с доверенностью Покупателя на получение товарно-материальных ценностей по форме М-2, а в обязанности Поставщика входит погрузка ТМЦ в автотранспортное средство, поданное Покупателем, Грузоотправитель (Заказчик перевозки, он же Покупатель) не находится на территории Поставщика, не осуществляет взвешивание, маркировку грузовых мест и погрузку. Путевой лист для внесения необходимых отметок также предъявляется не Грузоотправителю (Покупателю), а Поставщику.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность лица, осуществившего погрузку в транспортное средство, однако как УАТиГНЭТ, так и ППГАТ используют термин только Грузоотправителя, а не лица, осуществившего погрузку.

Прошу разъяснить, если
"Лицо, от которого забирается груз" - Поставщик, который проставляет подпись и отметки о времени прибытия/убытия, массе, груза и количестве мест в ТН, то на основании каких норм закона он это должен делать?

Некоторые Поставщики, также изучив новые правила, приходят к мнению, что если в разделе «1. Грузоотправитель» указан в качестве грузоотправителя-экспедитор, то в поле «Лицо, от которого забирается груз» указываются данные фактического грузоотправителя (Клиента – Заказчика перевозки, либо его склада отгрузки).

Заранее спасибо за Ваш ответ.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Любовь.

Сначала хотелось заметить, что это совершенно ненормальная ситуация, когда налоговый учет становится главнее Гражданского кодекса РФ. Задача фискальных органов не только в том, чтобы заниматься сбором налогов, но и в том, чтобы создавать для бизнеса прозрачные и удобные условия для роста — тогда доходы бизнеса будут больше, а размер уплачиваемых налогов больше.

Теперь к вашему вопросу. Отсутствие в законодательстве понятия "Лицо, от которого забирается груз" означает, что следует руководствоваться общеупотребительным смыслом слов, входящих в понятие, с учетом контекста, в котором оно применяется. Смысл фразы "Лицо, от которого забирается груз" вряд ли допускает двойное толкование, которое можно неверно интерпретировать — это организация, предприниматель или гражданин, которое передает материальные объекты перевозчику для доставки.

Я уже направил запросы в ведомства, которые могут прояснить смысл некоторых нововведений, в том числе в Министерство финансов РФ, Министерство транспорта РФ, Ространснадзор и прочие. После получения ответов статья будет дополнена.
Любовь
Любовь
Антон, доброе утро!

Большое спасибо за Ваш ответ.
К сожалению, в настоящее время к Правилам не издаются Инструкции (по аналогии с утратившей силу Инструкцией "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" от 30.11.1983), что порождает вопросы.
Очень ждем дополнения статьи по получению Вами ответов от ведомств.
Еще раз огромное спасибо
Антон Смородников
Антон Смородников
Рад помочь!
Фериде
Фериде
Мы тоже будем ждать разъяснений
Елена
Елена
Добрый день.
"Согласно УАТиГНЭТ Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Ранее финансовое и налоговое ведомства неоднократно давали разъяснения, что при самовывозе товаров покупателем посредством привлечения сторонней организации, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную.
В случае самовывоза товара от Поставщика силами привлеченного Покупателем Перевозчика, который приезжает к Поставщику с доверенностью Покупателя на получение товарно-материальных ценностей по форме М-2, а в обязанности Поставщика входит погрузка ТМЦ в автотранспортное средство, поданное Покупателем, Грузоотправитель (Заказчик перевозки, он же Покупатель) не находится на территории Поставщика, не осуществляет взвешивание, маркировку грузовых мест и погрузку. Путевой лист для внесения необходимых отметок также предъявляется не Грузоотправителю (Покупателю), а Поставщику.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность лица, осуществившего погрузку в транспортное средство, однако как УАТиГНЭТ, так и ППГАТ используют термин только Грузоотправителя, а не лица, осуществившего погрузку."
Исходя из Вашего абзаца, кого указывать в данном случае в п.1 и п.1а?
Спасибо.
Дарья
Дарья
Добрый день Антон!
Прошу разъяснить как необходимо оформлять ТН в следующих ситуациях:
1. Мы компания грузовладелец, следовательно в гр. 1 (грузоотправитель) указываются наши реквизиты. Далее, есть компания, которая оказывает нам (грузоотправителю) транспортно-экспедиционные услуги (далее ТК), данные в гр. 10 и 11 ТН заполняются сотрудником грузоотправителя на основании данных предоставленных ТК. И есть склад с которого производятся отгрузки в адрес контрагентов грузовладельца, склад ответственного хранения, верно мы понимаем что в таком случае необходимо указывать в гр. 6 данные склада? Если мы верно понимаем, то в гр.6 ТН должен быть проставлен штамп склада?

2. Ситуация: ООО "Ромашка" - владелец груза, который находится в контейнере в порту, например ООО "Терминал". ООО "ТК" - транспортно-экспедиционная компания которая экспедирует данный контейнер из порта по поручению ООО "Ромашка". Это случай когда ТН оформляет как раз экспедитор ООО "ТК". В таком случае в графе 1, необходимо указывать ООО "ТК", а в гр.1а указывается ООО "Ромашка", верно? Один из наших экспедиторов например до 21-го года указывал в гр.1: ООО "Терминал" по поручению ООО "ТК", на наш взгляд это было не совсем корректно...
Далее, в графе 6 необходимо указывать данные терминала на котором находится контейнер? Значит ли это то, что в гр. 6 должен быть штамп ООО "Терминал"? Или это не обязательно?

Буду признательна за обратную связь.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Дарья!

1. По поводу указания наименования перевозчика в 10-ой графе транспортной накладной: в силу подпункта 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под перевозчиком понимается лицо, обязавшееся доставить груз надлежащему получателю. Ни одним нормативным или подзаконном актом не установлено, что перевозчик обязан сделать это: а) собственными силами; б) с использованием принадлежащего ему транспорта. Поэтому, если у вас заключен договор перевозки либо транспортной экспедиции, из которого вытекает, что предметом договора является доставка груза, в качестве перевозчика следует указывать лицо, с которым у вас заключен договор. Экспедитор может исполнять обязанности перевозчика, это прямо предусмотрено законодательством (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

2. Касательно заполнения графы 6 транспортной накладной: в вашем случае в ней следует указать наименование и прочие реквизиты лица, от которого фактически происходит забор груза (склада). Печати и штампы в накладной вообще не обязательны — обязанность ставить их убрали после первых изменений к Правилам перевозки грузов 2011 года. В транспортной накладной, утвержденной Приложением № 4 к Правилам перевозки грузов автотранспортом 2021 года не предусмотрены места для простановки оттисков печатей.

3. Относительно заполнения графы 1а накладной: в описанной вами ситуации с Ромашками и Терминалами да, именно так и следует заполнять транспортную накладную — ООО "ТК" (графа 1) грузоотправитель, ООО "Ромашка" (графа 1а) клиент. Но если договором между Ромашкой и Терминалом предусмотрена обязанность последнего доставить груз, то оформлением накладной занимается Терминал (либо третье лицо, которому Терминал это доверит самостоятельным договором).

В графе 6 нужно указать Терминал, так как получение груза происходит от него.
Дарья
Дарья
Антон, спасибо большое за разъяснения.
Остались правда ещё вопросы.
Если рассматривать ситуацию с экспедированием контейнера из порта (я описывала ранее) на склад ответственного хранения, в графе 2 ТН, чьи реквизиты необходимо указывать? Фактического держателя груза (Ромашка) или склада ответ.хранения?

И возвращаясь к вопросу экспедирования из порта контейнера...прямого договора между Ромашкой и Терминалом нет. Поскольку договор предусмотрен между Терминалом и ТК. Поэтому оформлением ТН занимается ТК.
Антон Смородников
Антон Смородников
Следует указать то лицо, которое будет проставлять отметку о приеме груза в 7-ой графе транспортной накладной. Здесь речь идет уже не о бухгалтерском и налоговом учете, а о возможности подтверждения перевозчиком факта получения груза надлежащим получателем. Если во 2-ой графе ТН грузополучателем указано ООО "Ромашка", а в 7-ой графе стоит отметка о приеме груза от ООО "Склад ответственного хранения", встает вопрос об утрате груза при перевозке — ведь перевозчик обязан передать груз лицу, указанному в транспортной накладной (ч. 1 ст. 15 УАТиГНЭТ).
Дарья
Дарья
Антон, спасибо большое!
Анна Эдлойт
Анна Эдлойт
Антон, огромное спасибо за ценные разъяснения! Но в одном не могу согласиться. Вы написали: ". По поводу указания наименования перевозчика в 10-ой графе транспортной накладной: в силу подпункта 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под перевозчиком понимается лицо, обязавшееся доставить груз надлежащему получателю. Ни одним нормативным или подзаконном актом не установлено, что перевозчик обязан сделать это: а) собственными силами; б) с использованием принадлежащего ему транспорта. Поэтому, если у вас заключен договор перевозки либо транспортной экспедиции, из которого вытекает, что предметом договора является доставка груза, в качестве перевозчика следует указывать лицо, с которым у вас заключен договор. Экспедитор может исполнять обязанности перевозчика, это прямо предусмотрено законодательством (ч. 2 ст. 801 ГК РФ)" . Допустим, я как раз такой Экспедитор, привлек для перевозки фактического перевозчика. Груз был утрачен во время перевозки. На основании каких документов я предъявлю требование фактическому перевозчику? В транспортной накладной - документе, подтверждающем заключение договора перевозки, нет никакого упоминания о фактическом перевозчике. Я все-таки считаю, что в ТН должен быть указан фактический перевозки с пометкой "По поручению ____________", указав Экспедитора, привлекшего его к выполнению этой перевозки.
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Анна. Сложившая судебная практика давно разрешила этот вопрос. Иски об утрате груза к фактическим перевозчикам прекрасно удовлетворяются, невзирая на содержание графы 10 транспортной накладной.
Елена
Елена
по ситуации 2, у нас подобный случай, но с наземным автотранспортом, но ТК GTD отказывается себя в транспортной накладной указывать в графе 1, ссылаясь на правила предоставления экспедиторских услуг п.2 и 3
как в этом случае быть?
pravila-teu-utv-prikazom-ot-10112020-g-1_page-0013.jpg
pravila-teu-utv-prikazom-ot-10112020-g-1_page-0004.jpg
pravila-teu-utv-prikazom-ot-10112020-g-1_page-0005.jpg
pravila-teu-utv-prikazom-ot-10112020-g-1_page-0006.jpg
pravila-teu-utv-prikazom-ot-10112020-g-1_page-0012.jpg
Антон
Антон
Спасибо за разъяснения. Пока в интернете мало достоверной информации. Есть пара вопросов. 1. На сколько законно оставлять пустым пункт с Типов владения? Как я понимаю сотрудники ГИБДД не будут на него смотреть, а будут смотреть проверяющие органы уже после осуществления перевозки? 2. Ответственность за несоблюдение массы/нагрузки на ось теперь перекладывается на склад с которого производилась отгрузка. Например на склад поставщика. Если мы получаем товар на условиях самовывоза со склада поставщика то в пункте 6 в качестве Лица от которого забирается груз кто должен быть указан. Поставщик может отказаться ставить свою подпись, чтобы в последствии не нести ответственность за несоблюдение требований ГИБДД. 3. Если цепочка не просто Экспедитор-Перевозчик, а например Экспедитор-Экспедитор-Перевозчик кто указывается в пунктах 1, 1а, 10?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Антон! Попытаюсь ответить на ваши вопросы. Сразу отмечу, что правоприменительной практики в настоящий момент вообще нет, поэтому сказать как будет в жизни весьма затруднительно.

1. Незаполнение типа владения транспортным средством не является сколь угодно серьезным нарушением, влекущим для грузоотправителя, экспедитора или перевозчика какие-либо негативные последствия. Как мне представляется, максимум что может сделать инспектор ГИБДД — выписать водителю штраф по ст. 12.21 КоАП РФ (500 рублей). Для фискальных органов отсутствие сведений о типе владения транспортным средством также не является налоговым или административным нарушением (самое близкое, что могут попытаться "натянуть на глобус" налоговики — ст. 15.11 КоАП РФ).

2. Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность не грузоотправителя, а лица, производящего погрузку в транспортное средство. При передаче товара на условиях самовывоза грузоотправитель и лицо, от которого забирается груз, тождественны — это поставщик. Новшество в 6-ой графе транспортной накладной нужно для следующей ситуации: есть склад, обрабатывающий грузы нескольких клиентов (фулфилмент-оператор). В этом случае в графе 1 будет указан клиент (фактический поставщик продукции), а в 6-ой — склад. Такое указание действительно позволяет устранить вину грузоотправителя (фактического поставщика) при выявлении нарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

3. Случаев, когда транспортную накладную оформляет экспедитор, в России не так уж и много. В любом случае, транспортная накладная на каждую партию груза оформляется только одна (минимум в трёх экземплярах). Очевидно, что давать водителю на погрузке 2, 3... 10 транспортных накладных (от каждого экспедитора в цепочке) никто не будет — её выдаст первый экспедитор, который укажет себя в качестве грузоотправителя в графе 1, своего клиента (не обязательно отправителя — им может быть и получатель) в графе 1а, и лицо, с которым первый экспедитор заключил договор перевозки, в графе 10.

Надеюсь, я смог ответить на ваши вопросы :-)
Антон
Антон
Спасибо большое за подробный ответ! Еще обратил внимание, что в новой форме ТН есть необходимость в пункте 10 указывать ИНН водителя. Это то зачем интересно? Дичь какая-то. Неужели за это тоже будут штрафовать?
Антон Смородников
Антон Смородников
ИНН водителя нужен для ФНС. Будет проще отслеживать серые и черные зарплаты.
Антон
Антон
Спасибо!
#металлобазапермь
#металлобазапермь
Спасибо за пост!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Рад помочь!
ШУПЛЮК Феликс Иосифович
ШУПЛЮК Феликс Иосифович
ЧТО-ТО хотелось бы услышать относительно ответственности и взаимодействия с ней заинтересованных лиц в страховании груза!!!
женя
женя
Можно перевозить груз.по накладной,,,заказ клиента,,,какое наказания.по типо знакомому.