Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации” внесло отнюдь не косметические изменения в сферу автомобильных грузоперевозок. По замыслу чиновников из Министерства транспорта и Федеральной налоговой службы нововведения позволят отслеживать движение денег при оплате транспортных услуг, а также уменьшат количество посредников-экспедиторов, участвующих в одной хозяйственной операции по перевозке груза.


Эта статья является продолжением предыдущей о новых правилах перевозки грузов, действующих с 2021 года. В материале будут разобраны вопросы, касающиеся заполнения транспортных накладных и нового формата взаимодействия всех сторон договора перевозки. По количеству комментариев к предыдущей статье понятно, что эти вопросы очень волнуют читателей, потому что никто не хочет попасть под санкции государственных контролирующих органов.


К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина. Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.


  Предыдущая статья о новых Правилах перевозки грузов.


Почему изменения в ППГАТ меняют отрасль?


Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.


Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.


Сможет ли перевозчик требовать оплату у грузовладельца?


Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).


Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.


Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.


Стоит ли экспедиторам опасаться потери клиентов?


Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.


Заполнение транспортных накладных 2021.


Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.


Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.


Скачать шаблон в формате DOCX


Когда нужно заполнять транспортную накладную?


Всегда, когда заключается договор перевозки, под которым понимается принятие на себя перевозчиком обязательства доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.


Существующее законодательное ограничение плательщика за транспортные услуги — им, из буквального толкования ч. 1 ст. 785 ГК РФ, является именно грузоотправитель — не является препятствием для переквалификации договоров перевозки в судах. Более того, в судебных решениях часто можно встретить “по соседству” положения, регулирующие правоотношения сторон договоров перевозки и транспортной экспедиции применительно к одному и тому же участнику, и в этом нет никакой ошибки — эти виды договоров обладают значительными признаками сходства, и даже Верховный Суд РФ в разделе “Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора” Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 не смог однозначно разъяснить четкие различия между этими договорными конструкциями. Суды до сих пор толкуют договоры так, как это им кажется целесообразным в каждом случае.


Нужна ли товарно-транспортная накладная (ТТН)?


Актуальное законодательство однозначно говорит, что подтверждением заключения договора перевозки является транспортная накладная. При этом ТТН не упразднена и до сих пор присутствует в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, хоть и не является обязательной для применения кроме случаев, когда это прямо предусмотрено действующим законодательством (информация Минфина России N ПЗ-10/2012). К таким случаям относится перевозка зерна (применяется специальная форма СП-31), алкоголя и этилового спирта (ч. 1¹ ст. 10 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).


Для подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом достаточно надлежащим образом оформленной транспортной накладной (письмо ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123).


Таким образом, использование товарно-транспортной накладной в общем случае не обязательно, но и не запрещено. Однако, при отсутствии транспортной накладной могут возникнуть проблемы с подтверждением затрат на перевозку груза одной лишь товарно-транспортной накладной.


Нужна ли транспортная накладная когда поставщик доставляет товар покупателю своим транспортом?


Министерство Финансов РФ в письме от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499 сообщает, что в случае, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.


Более поздними письмами и иными информационными сообщениями было установлено, что применение ТТН не является обязательным, что следует учитывать при анализе разъяснений компетентных органов государственной власти.


Существует очевидное противоречие при необходимости составления транспортной накладной в случае, если грузоотправитель и перевозчик — одно и то же лицо. Так как транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки, не ясно для чего грузоотправителю заключать с самим же собой договор. Более логичное и обоснованное толкование законодательства представлено Минфином РФ для случая, когда покупатель вывозит товар у продавца самовывозом.


Нужно ли заполнять транспортную накладную в случае самовывоза товара покупателем?


Такой вариант передачи товара от продавца (поставщика) покупателю также был рассмотрен в письме Минфина от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499. В разъяснении отмечено, что в таком случае договор перевозки не заключается, услуги по перевозке груза не оказываются, следовательно, формирование и выдача транспортной накладной не должны производиться. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.


В чем состоит принципиальная разница при доставке груза силами поставщика, когда составлять и выдавать транспортную накладную все-таки нужно — совершенно неясно, ведь и в этом случае было бы логичнее использовать путевой лист грузового автомобиля для учета расходов и контроля доставки товара соответствующими отметками грузополучателя.


Когда транспортную накладную заполняет экспедитор?


Транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки (ч. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Следовательно, она должна выдаваться во всех случаях, когда с перевозчиком заключается договор, предметом которого является перевозка груза.


Право экспедитора заключить договор перевозки и выдать перевозчику транспортную накладную предусмотрено ч. 1 ст. 801 ГК РФ. При этом экспедитор может одновременно являться и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК РФ), то есть, собственник транспорта может выдать транспортную накладную самому себе.


Экспедитор указывает в транспортной накладной следующие сведения:

  • в графе 1 — свое наименование и необходимые реквизиты, отмечает чекбокс “является экспедитором”;
  • в графе 2 — наименование и реквизиты получателя;
  • в графе 1а — сведения о своем клиенте;
  • в графе 6 — сведения о лице, от которого забирается груз, подпись и (при наличии) печать ставит сотрудник организации, у которой забирается груз.

Рассмотрим пример: ООО “Экспедитор”, действуя по поручению ООО “Получатель” забирает груз у ООО “Отправитель”. В этом случае заполнение транспортной накладной должно быть таким:


Нужно ли указывать ИНН водителя в транспортной накладной?


Основной целью нововведений является повышение прозрачности денежных потоков от грузовладельца до конечного перевозчика, поэтому не рекомендуется оставлять без заполнения сведения об ИНН водителя. Узнать ИНН водителя, как и любого другого физического лица — гражданина РФ — можно на сайте ФНС России: https://service.nalog.ru/inn.do.

Для получения сведений необходимо указать:

  • фамилию, имя и отчество гражданина;
  • дату рождения;
  • вид документа, удостоверяющего личность (в общем случае это паспорт);
  • серию и номер документа, удостоверяющего личность.

Остальные поля в форме запроса ИНН можно оставлять незаполненными.


Можно ли оставлять часть граф транспортной накладной не заполненными?


Ространснадзор не видит в этом ничего предосудительного и допускает проставление прочерков в незаполненных графах транспортной накладной, то есть, инспектора не будут привлекать водителей к административной ответственности по ст. 12.21 КоАП РФ за не полностью заполненную накладную.



Риск быть привлеченным к налоговой или административной ответственности минимален. Применить к “нарушителю” ст. 15.11 КоАП РФ вряд ли получится, так как условием наступления административной ответственности по этой статье является:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета

При этом следует обратить внимание, что официальной позиции Федеральной налоговой службы по этому вопросу ещё нет, следовательно, полностью оценить налоговые риски пока не представляется возможным.


Экспедиторская расписка.


При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка.


Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.


Какую информацию следует запрашивать от перевозчика?


Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.


Что делать, если между экспедитором и перевозчиком есть посредник(и)?


В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.


В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.


Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.


Ответственность агента за перевозчика.


Предметом агентского договора является предоставление информационных и посреднических услуг. Говоря простыми словами, агент сообщает своему принципалу (заказчику) сведения о перевозчике, который готов выполнить перевозку на определенных условиях. Таким образом, агент не отвечает за действия перевозчика при исполнении им обязательств по договору перевозки, так как не является стороной этого договора (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).


Разумеется, принципал может включить в договор обязательство агента быть поручителем по обязательствам перевозчика, но это самостоятельное обязательство, которое любая сторона любого договора может предложить принять любому другому лицу.


Можно ли заключать договор аренды с перевозчиком?


В силу различных причин экспедитор может захотеть фигурировать в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика. В этом случае он должен заключить с владельцем транспортного средства договор аренды либо субаренды, а с водителем — трудовой или гражданско-правовой договор.


В этом случае у экспедитора возникает обязанность уплатить НДФЛ (за водителя и, возможно, если владельцем транспорта является физическое лицо — за него). Кроме того появляются риски невозможности взыскания стоимости утраченного или поврежденного груза, штрафов за срывы погрузки или опоздания. Поэтому следует взвесить все доводы “за” и “против” такого способа оформления отношений с перевозчиком.


Как экспедитор выдаст транспортную накладную, не присутствуя на погрузке?


Действительно, это может показаться серьезной проблемой, требующей от экспедитора командирования своего сотрудника к месту отгрузки. Однако, есть минимум два способа обойтись без физического присутствия экспедитора на погрузке:

  • выдача лицу, отпускающему груз, доверенности от экспедитора с правом подписи транспортных накладных;
  • использование систем электронного документооборота.

Последний способ, вероятнее всего, через несколько лет станет основным. С 2022 года в России будет запущена информационная система сведений из электронных перевозочных документов — информационная система, находящаяся в собственности Российской Федерации, обеспечивающая в том числе обмен сведениями из электронных перевозочных документов и их представление органам государственной власти Российской Федерации с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия. Основной целью запуска этой информационной системы является предоставление прямого доступа к сведениям о перевозках контролирующим и фискальным органам.


Непосредственного доступа к информационной системе у грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков не будет, а процесс электронного документооборота будет происходить в иных (коммерческих) сервисах. В государственную информационную систему будут агрегироваться сведения и документы из частных систем электронного документооборота.


Очевидно, что государство станет настоятельно предлагать всем — грузовладельцам, экспедиторам и перевозчикам — пользоваться именно таким способом оформления транспортных документов, так как направленность действий законодателя не допускает двойных толкований: государство стремится взять под контроль денежные потоки в сфере грузовых автоперевозок.

Отзывы
Добавить отзыв
Тамара
Тамара
Добрый день, Антон!
Спасибо за статью!
Боюсь навлечь Ваш гнев с повторными вопросами, связанными с п. 1, 1а, 9, 10, 15, 16, но рискну их задать)
Мы являемся компанией по производству и продаже стройматериалов. Своим клиентам, а также на свои склады, мы доставляем товар, привлекая транспортные компании, с которыми у нас заключены договора транспортной экспедиции. По этим договорам именно нас лежит ответственность за оформление товарно-транспортных документов.
Таким образом, мы, выписывая транспортную накладную: в п. 1 указываем нашего экспедитора и в п. 1а себя; п. 8 мы заполняем "согласно договора №" в зависимости от каждого экспедитора; п. 9 ставит отметки наш экспедитор, ведь именно ему мы разместили заявку на перевозку; п. 10 мы указываем фактического перевозчика, у которого заключен договор с нашим перевозчиком, не забыв указать также ИНН водителя; п. 15 ставят отметки экспедитор (он же грузоотправитель) и перевозчик (либо его водитель); п. 16 если не заполнен, то это не является нарушением. Все верно?
А какие существуют риски, если мы: в п. 1 будем указывать всегда себя; в п. 9 будут отметки наших экспедиторов (ведь это они принимают от нас заявки); в п. 10 будет указан фактический перевозчик; в п. 15 будут отметки наши (как грузоотправителя) и фактического перевозчика (либо его водителя); в п. 16 будут наши реквизиты и реквизиты наших экспедиторов (ведь фактически услуги по перевозке оплачиваем мы нашим экспедиторам)?
Комментировать
Ирина
Ирина
Добрый день!
а есть разъяснения по заполнению раздела 16 "Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы", кто должен указать стоимость за услуги перевозки: Экспедитор сумму уплаченную Перевозчику или Заказчик организации перевозки, сумму уплаченную Экспедитору
Комментировать
Юлия
Юлия
Спасибо за полезную статью!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Всегда пожалуйста :-)