Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации” внесло отнюдь не косметические изменения в сферу автомобильных грузоперевозок. По замыслу чиновников из Министерства транспорта и Федеральной налоговой службы нововведения позволят отслеживать движение денег при оплате транспортных услуг, а также уменьшат количество посредников-экспедиторов, участвующих в одной хозяйственной операции по перевозке груза.


Эта статья является продолжением предыдущей о новых правилах перевозки грузов, действующих с 2021 года. В материале будут разобраны вопросы, касающиеся заполнения транспортных накладных и нового формата взаимодействия всех сторон договора перевозки. По количеству комментариев к предыдущей статье понятно, что эти вопросы очень волнуют читателей, потому что никто не хочет попасть под санкции государственных контролирующих органов.


К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина. Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.


  Предыдущая статья о новых Правилах перевозки грузов.


Почему изменения в ППГАТ меняют отрасль?


Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.


Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.


Сможет ли перевозчик требовать оплату у грузовладельца?


Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).


Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.


Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.


Стоит ли экспедиторам опасаться потери клиентов?


Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.


Заполнение транспортных накладных 2021.


Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.


Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:

  • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 "Грузоотправитель" с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе "Является экспедитором";
  • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
  • в разделе 10 "Перевозчик" указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.


Скачать шаблон в формате DOCX


Когда нужно заполнять транспортную накладную?


Всегда, когда заключается договор перевозки, под которым понимается принятие на себя перевозчиком обязательства доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.


Существующее законодательное ограничение плательщика за транспортные услуги — им, из буквального толкования ч. 1 ст. 785 ГК РФ, является именно грузоотправитель — не является препятствием для переквалификации договоров перевозки в судах. Более того, в судебных решениях часто можно встретить “по соседству” положения, регулирующие правоотношения сторон договоров перевозки и транспортной экспедиции применительно к одному и тому же участнику, и в этом нет никакой ошибки — эти виды договоров обладают значительными признаками сходства, и даже Верховный Суд РФ в разделе “Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора” Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 не смог однозначно разъяснить четкие различия между этими договорными конструкциями. Суды до сих пор толкуют договоры так, как это им кажется целесообразным в каждом случае.


Нужна ли товарно-транспортная накладная (ТТН)?


Актуальное законодательство однозначно говорит, что подтверждением заключения договора перевозки является транспортная накладная. При этом ТТН не упразднена и до сих пор присутствует в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, хоть и не является обязательной для применения кроме случаев, когда это прямо предусмотрено действующим законодательством (информация Минфина России N ПЗ-10/2012). К таким случаям относится перевозка зерна (применяется специальная форма СП-31), алкоголя и этилового спирта (ч. 1¹ ст. 10 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).


Для подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом достаточно надлежащим образом оформленной транспортной накладной (письмо ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123).


Таким образом, использование товарно-транспортной накладной в общем случае не обязательно, но и не запрещено. Однако, при отсутствии транспортной накладной могут возникнуть проблемы с подтверждением затрат на перевозку груза одной лишь товарно-транспортной накладной.


Нужна ли транспортная накладная когда поставщик доставляет товар покупателю своим транспортом?


Министерство Финансов РФ в письме от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499 сообщает, что в случае, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.


Более поздними письмами и иными информационными сообщениями было установлено, что применение ТТН не является обязательным, что следует учитывать при анализе разъяснений компетентных органов государственной власти.


Существует очевидное противоречие при необходимости составления транспортной накладной в случае, если грузоотправитель и перевозчик — одно и то же лицо. Так как транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки, не ясно для чего грузоотправителю заключать с самим же собой договор. Более логичное и обоснованное толкование законодательства представлено Минфином РФ для случая, когда покупатель вывозит товар у продавца самовывозом.


Нужно ли заполнять транспортную накладную в случае самовывоза товара покупателем?


Такой вариант передачи товара от продавца (поставщика) покупателю также был рассмотрен в письме Минфина от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499. В разъяснении отмечено, что в таком случае договор перевозки не заключается, услуги по перевозке груза не оказываются, следовательно, формирование и выдача транспортной накладной не должны производиться. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.


В чем состоит принципиальная разница при доставке груза силами поставщика, когда составлять и выдавать транспортную накладную все-таки нужно — совершенно неясно, ведь и в этом случае было бы логичнее использовать путевой лист грузового автомобиля для учета расходов и контроля доставки товара соответствующими отметками грузополучателя.


Когда транспортную накладную заполняет экспедитор?


Транспортная накладная является подтверждением заключения договора перевозки (ч. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Следовательно, она должна выдаваться во всех случаях, когда с перевозчиком заключается договор, предметом которого является перевозка груза.


Право экспедитора заключить договор перевозки и выдать перевозчику транспортную накладную предусмотрено ч. 1 ст. 801 ГК РФ. При этом экспедитор может одновременно являться и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК РФ), то есть, собственник транспорта может выдать транспортную накладную самому себе.


Экспедитор указывает в транспортной накладной следующие сведения:

  • в графе 1 — свое наименование и необходимые реквизиты, отмечает чекбокс “является экспедитором”;
  • в графе 2 — наименование и реквизиты получателя;
  • в графе 1а — сведения о своем клиенте;
  • в графе 6 — сведения о лице, от которого забирается груз, подпись и (при наличии) печать ставит сотрудник организации, у которой забирается груз.

Рассмотрим пример: ООО “Экспедитор”, действуя по поручению ООО “Получатель” забирает груз у ООО “Отправитель”. В этом случае заполнение транспортной накладной должно быть таким:


Нужно ли указывать ИНН водителя в транспортной накладной?


Основной целью нововведений является повышение прозрачности денежных потоков от грузовладельца до конечного перевозчика, поэтому не рекомендуется оставлять без заполнения сведения об ИНН водителя. Узнать ИНН водителя, как и любого другого физического лица — гражданина РФ — можно на сайте ФНС России: https://service.nalog.ru/inn.do.

Для получения сведений необходимо указать:

  • фамилию, имя и отчество гражданина;
  • дату рождения;
  • вид документа, удостоверяющего личность (в общем случае это паспорт);
  • серию и номер документа, удостоверяющего личность.

Остальные поля в форме запроса ИНН можно оставлять незаполненными.


Можно ли оставлять часть граф транспортной накладной не заполненными?


Ространснадзор не видит в этом ничего предосудительного и допускает проставление прочерков в незаполненных графах транспортной накладной, то есть, инспектора не будут привлекать водителей к административной ответственности по ст. 12.21 КоАП РФ за не полностью заполненную накладную.



Риск быть привлеченным к налоговой или административной ответственности минимален. Применить к “нарушителю” ст. 15.11 КоАП РФ вряд ли получится, так как условием наступления административной ответственности по этой статье является:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета

При этом следует обратить внимание, что официальной позиции Федеральной налоговой службы по этому вопросу ещё нет, следовательно, полностью оценить налоговые риски пока не представляется возможным.


Графа 8 “Условия перевозки”.


В этом разделе транспортной накладной пять строк, в которых можно указать диспозитивные условия договора перевозки:

  • сроки, по истечении которых грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, форма уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза;
  • размер платы и предельный срок хранения груза в терминале перевозчика, сроки погрузки (выгрузки) груза, порядок предоставления и установки приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза;
  • порядок внесения в транспортную накладную записи о массе груза и способе ее определения, опломбирования крытых транспортных средств и контейнеров, порядок осуществления погрузо-разгрузочных работ, выполнения работ по промывке и дезинфекции транспортных средств;
  • размер штрафа за невывоз груза по вине перевозчика, несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера и просрочку доставки груза, порядок исчисления срока просрочки;
  • размер штрафа за непредъявление транспортных средств для перевозки груза, за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, за простой специализированных транспортных средств и задержку (простой) контейнеров.

В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в этом разделе накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (п. 13 ППГАТ). Из буквального толкования этого пункта следует, что желательно заполнять все пять строк либо точными условиями, либо простой ссылкой на реквизиты договора, чтобы при разрешении ситуаций в суде не возникало спора о том, были ли условия договора между грузоотправителем и перевозчиком фактически согласованы (что, впрочем, маловероятно — обязательства по договору нужно исполнять — статьи 309, 310 Гражданского кодекса РФ).


Этот раздел нужен в случае, когда заключение договора перевозки происходит принятием перевозчика заказа к исполнению (ч. 5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта) и существует необходимость согласовать отличные от стандартных условия. В таком случае обычными условиями договора перевозки являются:

  • сроки, по истечении которых грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным — в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях и в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении (ч. 3 ст. 14 Устава);
  • форма уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза — письменная (ч. 15 ст. 15 Устава);
  • размер платы и предельный срок хранения груза в терминале перевозчика — стоимость хранения может быть установлена только договором, предельный срок хранения составляет 30 суток (ч. 2 ст. 16 Устава);
  • сроки погрузки (выгрузки) груза — согласно Приложения № 7 к Правилам перевозки грузов;
  • порядок предоставления и установки приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза — грузоотправитель предоставляет и устанавливает на транспортном средстве приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, а грузополучатель снимает их с транспортного средства (п. 50 Правил перевозки грузов);
  • порядок внесения в транспортную накладную записи о массе груза и способе ее определения — в общем случае сведения вносит грузоотправитель, а если местом отправления является терминал перевозчика — перевозчик. Исключениями являются предъявление груза в контейнере либо опломбирование транспортного средства грузоотправителем (п. 55 Правил перевозки грузов) — тогда сведения в любом случае вносит грузоотправитель;
  • порядок опломбирования крытых транспортных средств и контейнеров — осуществляется грузоотправителем (ч. 2 ст. 13 Устава автомобильного транспорта, п. 56 Правил перевозки грузов);
  • порядок осуществления погрузо-разгрузочных работ — погрузку производит грузоотправитель, выгрузку — грузополучатель (п. 52 Правил перевозки грузов);
  • порядок выполнения работ по промывке и дезинфекции транспортных средств — в общем случае обязанность относится на грузополучателя (п. 74 Правил перевозки грузов);
  • размер штрафа за невывоз груза по вине перевозчика — 20% от провозной платы (ч. 1 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);
  • размер штрафа за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера: при перевозке в городском или пригородном сообщении — 5% от провозной платы за каждый час просрочки, при перевозке в междугородном сообщении — 1% среднесуточной провозной платы (ч. 3 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);
  • размер штрафа за просрочку доставки груза, порядок исчисления срока просрочки — 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки, начиная с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, но не больше размера провозной платы (ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);
  • размер штрафа за непредъявление транспортных средств для перевозки груза — 20% провозной платы (ч. 1 ст. 34 Устава автомобильного транспорта);
  • размер штрафа за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку — 5% от провозной платы за каждый час просрочки, при перевозке в междугородном сообщении — 1% среднесуточной провозной платы (ч. 4 ст. 35 Устава автомобильного транспорта);
  • размер штрафа за простой специализированных транспортных средств — в два раза больше, чем за простой неспециализированных транспортных средств (ч. 5 ст. 35 Устава автомобильного транспорта);
  • размер штрафа за задержку (простой) контейнеров — 5% от провозной платы за каждый час просрочки, при перевозке в междугородном сообщении — 1% среднесуточной провозной платы (ч. 7 ст. 35 Устава автомобильного транспорта).

Графа 9 “Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению”.


Заполняется перевозчиком в случае, когда другое подтверждение этого факта отсутствует, или проще говоря, когда отсутствует согласованная любым способом заявка на перевозку груза. В случае, если заявка на транспортные услуги согласована, нет необходимости дублировать подтверждение. К согласованию относится также акцепт заявки на электронных площадках, позволяющий установить, что оферта и акцепт исходят от соответствующих сторон.


Графа 15 “Подписи сторон”.


В графе ставят подписи представители грузоотправителя (даже если им является экспедитор) и перевозчика.


Графа 16 “Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)”.


В названии раздела установлено право оставлять его без заполнения. Необходимость заполнения 16-ой графы транспортной накладной возникает в случае, если отсутствует заявка на перевозку груза с согласованным размером провозной платы, однако, даже в этом случае пустая графа не станет большой проблемой для определения размера ставки за перевозку — в силу ч. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.


Печати в транспортной накладной.


Ставить оттиски печатей в транспортной накладной не обязательно. При этом следует отметить, что кроме случая подписания транспортной накладной электронными подписями, рекомендуется ставить печати, чтобы в дальнейшем избежать споров относительно наличия у представителя стороны, поставившего свою подпись, соответствующих полномочий. Обязанность требовать подтверждения правомочий (согласно ст. 185 ГК РФ им является доверенность) на подписание транспортных документов презюмируется и не требует дополнительных пояснений.


Экспедиторская расписка.


При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.


Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки.


Какую информацию следует запрашивать от перевозчика?


Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.


Что делать, если между экспедитором и перевозчиком есть посредник(и)?


В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.


В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.


Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.


Ответственность агента за перевозчика.


Предметом агентского договора является предоставление информационных и посреднических услуг. Говоря простыми словами, агент сообщает своему принципалу (заказчику) сведения о перевозчике, который готов выполнить перевозку на определенных условиях. Таким образом, агент не отвечает за действия перевозчика при исполнении им обязательств по договору перевозки, так как не является стороной этого договора (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).


Разумеется, принципал может включить в договор обязательство агента быть поручителем по обязательствам перевозчика, но это самостоятельное обязательство, которое любая сторона любого договора может предложить принять любому другому лицу.


Можно ли заключать договор аренды с перевозчиком?


В силу различных причин экспедитор может захотеть фигурировать в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика. В этом случае он должен заключить с владельцем транспортного средства договор аренды либо субаренды, а с водителем — трудовой или гражданско-правовой договор.


В этом случае у экспедитора возникает обязанность уплатить НДФЛ (за водителя и, возможно, если владельцем транспорта является физическое лицо — за него). Кроме того появляются риски невозможности взыскания стоимости утраченного или поврежденного груза, штрафов за срывы погрузки или опоздания. Поэтому следует взвесить все доводы “за” и “против” такого способа оформления отношений с перевозчиком.


Как экспедитор выдаст транспортную накладную, не присутствуя на погрузке?


Действительно, это может показаться серьезной проблемой, требующей от экспедитора командирования своего сотрудника к месту отгрузки. Однако, есть минимум два способа обойтись без физического присутствия экспедитора на погрузке:

  • выдача лицу, отпускающему груз, доверенности от экспедитора с правом подписи транспортных накладных;
  • использование систем электронного документооборота.

Последний способ, вероятнее всего, через несколько лет станет основным. С 2022 года в России будет запущена информационная система сведений из электронных перевозочных документов — информационная система, находящаяся в собственности Российской Федерации, обеспечивающая в том числе обмен сведениями из электронных перевозочных документов и их представление органам государственной власти Российской Федерации с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия. Основной целью запуска этой информационной системы является предоставление прямого доступа к сведениям о перевозках контролирующим и фискальным органам.


Непосредственного доступа к информационной системе у грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков не будет, а процесс электронного документооборота будет происходить в иных (коммерческих) сервисах. В государственную информационную систему будут агрегироваться сведения и документы из частных систем электронного документооборота.


Очевидно, что государство станет настоятельно предлагать всем — грузовладельцам, экспедиторам и перевозчикам — пользоваться именно таким способом оформления транспортных документов, так как направленность действий законодателя не допускает двойных толкований: государство стремится взять под контроль денежные потоки в сфере грузовых автоперевозок.

Отзывы
Добавить отзыв
Анна
Анна
Антон, спасибо за Ваше время и Ваше мнение. К сожалению, я не могу безоговорочно согласиться с Вашей позицией: слишком много пробелов и вопросов.
Как известно, первичные документы должны отражать реальные хозяйственные операции. В предложенном вами варианте (кстати, уже не только Вами, но и Минтрансом), указывая экспедитора отправителем груза, мы уже нарушаем это правило, поскольку фактически не экспедитор вверяет груз перевозчику (по смыслу УАиГНТ, грузоотправитель вверяет груз перевозчику)…, да и каким способом груз окажется в ведении экспедитора? Только путем выдачи липовой экспедиторской расписки клиенту на свой страх и риск? Как можно рисковать выдавать экспедиторскую расписку клиенту,не принимая реально груз? И как экспедиторская расписка , подтверждающая факт принятия груза экспедитором, "бъется" с тем, что согласно ТН груз передало перевозчику "лицо, от которого забирается груз" , указанное в гр. 6? Каким образом груз оказался у этого лица, если он передан клиентом экспедитору? А обратимся к статье 801 ГК РФ, которая предусматривает, что клиент экспедитора - это грузоотправитель (грузополучатель)...Почему вдруг экспедитор стал грузоотправителем? С оформлением транспортной накладной экспедитором тоже сплошной туман, сплошная фикция; так и хочется , извините, сказать: "С какого перепугу экспедитор будет выдавать доверенность лицу из гр. 6 на право оформления(выписки) ТН и с какого перепугу это лицо согласится это делать, плюс ко всему, не имея ни каких отношений с экспедитором?". И далее: если экспедитор будет грузоотправителем, ему должен выдаваться экземпляр ТН грузоотправителя . Как он его получит? Вновь придуманная мудреная схема нужна? А обратили внимание, что лицу из графы 6, у которого забирается груз, вообще никакой документ не выдается: ТН, как известно, составляется согласно Правил, в 3-х экз.: для ГО, ГП и перевозчика.... Словом, эти новшества только окончательно запутали всех участников процесса.... Я склоняюсь к тому, что плясать нужно от позиции ВС РФ, от понятия "Договорный перевозчик", и пытаться построить на этом более-менее приемлемую схему. Буду признательна, если Вы прокомментируете мое мнение. С уважением, Анна.
Комментировать
Ольга
Ольга
Антон, огромное спасибо за ответ! Остался один нюанс: как быть с в случае мультимодальных перевозок? Если наш экспедитор, к примеру, забирает груз на авто, довозит до аэропорта, а потом из аэропорта другого города везет авто до конечного грузополучателя? Один из таких экспедиторов предоставляет свою форму накладной с отметкой грузополучателя (данных о том, каким образом шла доставка, там вообще нет)
Комментировать
Ольга
Ольга
Добрый день,Антон!
Если у нас заключен договор с экспедитором,который перевозит и своим транспортом и привлекает третьих лиц. Причем у нас нет информации в каком случае он привлекает,а в каком маршруте нет. Кого нам указывать в графе 1 и 10? Груз всегда забирают с нашего склада. Будет ли нарушением,если мы будем Грузоотправителем указывать себя,а в 10 графе - наименование экспедитора?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Ольга. Законодательство требует, чтобы в качестве перевозчика в 10-ой графе транспортной накладной фигурировал владелец транспорта, имеющий трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем. То есть, указание в 10-ой графе экспедитора, который не владеет транспортом и у которого отсутствуют правоотношения водителем, будет ошибочным.

Аналогично указание в графе 1 транспортной накладной в качестве грузоотправителя своей организации при условии, что перевозка была организована экспедитором, тоже будет ошибкой.

У ИФНС будут вопросы: а) почему оплатили лицу, которое перевозчиком не является; б) почему организатор перевозки, который должен фигурировать в 1-ой графе накладной, там не фигурирует?
Ольга
Ольга
Спасибо за серию статей. Антон, подскажите, а что можно предпринять, если некоторые ТН были заполнены не верно и при наличии экспедиторского договора, в графе 1. указывался фактический владелец груза, от которого забирался груз, а не экспедитор? Т.е. экспедитор вообще нигде в ТН не был указан.
Комментировать
Виктор
Виктор
Добрый день.
В статье не упоминалось о третьем типе владения - Лизинг.
Что может поменяться в документообороте и какие изменения в оформление ТН это повлечет?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Виктор. Действительно, владение транспортным средством на праве лизинга в статье не рассмотрено. Причина тому — отсутствие каких-либо особенностей, создающих нюансы при оформлении транспортной накладной. Лизинговый автомобиль может быть так же, как и находящийся в собственности, передан в аренду, следовательно, запрашивать путевой лист для установления эксплуатанта транспорта так же необходимо.

Если же автомобиль эксплуатируется лизингополучателем, установить этот факт можно из СТС, в котором это обстоятельство отражено.
Елена
Елена
Антон, добрый день!
Подскажите пожалуйста, новые изменения как отразились в заполнении формы СП-31 для перевозок сельхозпродукции? В какой графе указывать данные об экспедиторе?
Комментировать
Денис
Денис
Антон, день добрый. Спасибо Вам за такую подробную и полезную статью!
У меня остался один вопрос по поводу 15 графы. Кто в ней должен ставить подписи?
Пока что точно понимаю что перевозчик))) а вот кто вторая сторона не допонял.
В ней свои подписи ставят:
-Экспедитор и Перевозчик
-Грузоотправитель и Перевозчик

Заранее благодарю за ответ!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Денис!

Со стороны грузоотправителя в 15-ой графе ставит подпись представитель лица, указанного в графе № 1, независимо от того, является ли он лицом, от которого забирается груз, или нет.
Наталия
Наталия
Антон, спасибо огромное, очень понятно, подробно, доступно.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Наталия, всегда пожалуйста :-)
Тамара
Тамара
Добрый день, Антон!
Спасибо за статью!
Боюсь навлечь Ваш гнев с повторными вопросами, связанными с п. 1, 1а, 9, 10, 15, 16, но рискну их задать)
Мы являемся компанией по производству и продаже стройматериалов. Своим клиентам, а также на свои склады, мы доставляем товар, привлекая транспортные компании, с которыми у нас заключены договора транспортной экспедиции. По этим договорам именно нас лежит ответственность за оформление товарно-транспортных документов.
Таким образом, мы, выписывая транспортную накладную: в п. 1 указываем нашего экспедитора и в п. 1а себя; п. 8 мы заполняем "согласно договора №" в зависимости от каждого экспедитора; п. 9 ставит отметки наш экспедитор, ведь именно ему мы разместили заявку на перевозку; п. 10 мы указываем фактического перевозчика, у которого заключен договор с нашим перевозчиком, не забыв указать также ИНН водителя; п. 15 ставят отметки экспедитор (он же грузоотправитель) и перевозчик (либо его водитель); п. 16 если не заполнен, то это не является нарушением. Все верно?
А какие существуют риски, если мы: в п. 1 будем указывать всегда себя; в п. 9 будут отметки наших экспедиторов (ведь это они принимают от нас заявки); в п. 10 будет указан фактический перевозчик; в п. 15 будут отметки наши (как грузоотправителя) и фактического перевозчика (либо его водителя); в п. 16 будут наши реквизиты и реквизиты наших экспедиторов (ведь фактически услуги по перевозке оплачиваем мы нашим экспедиторам)?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Тамара.

Сначала хотелось бы отметить следующее:

1. Предпочтительно, чтобы заполнением транспортной накладной занимался либо грузоотправитель (экспедитор), либо перевозчик. Устав автомобильного транспорта и Правила перевозки грузов автотранспортом регулируют правоотношения именно этих лиц. Впрочем, прямого нарушения закона в случае, если формированием транспортных накладных занимается лицо, от которого забирается груз, нет.
2. В графе 8 должны фигурировать условия перевозки согласно договора между грузоотправителем (экспедитором) и перевозчиком. Ваш договор с экспедитором регулирует ваши с ним отношения.
3. В 9-ой графе отметку ставит перевозчик, так как заявку на перевозку принимает к исполнению именно он — о такой форме заключения договора перевозки сказано в ч. 5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта.
4. В 10-ой графе накладной следует указывать владельца транспортного средства, имеющего с водителем трудовые или гражданско-правовые отношения.
5. Пункт 16 можно не заполнять (в нем даже указано, что заполнение производится при необходимости). Цена перевозки определяется либо в заявке экспедитора с перевозчиком, либо, если и там она не указана, в порядке ч. 3 ст. 424 ГК РФ.

По поводу рисков иного заполнения транспортной накладной: вы рискуете быть привлеченными к налоговой и (или) уголовной ответственности. Вам могут не учесть расходы по оплате транспортных услуг иному лицу, кроме перевозчика, а при разрыве цепочки НДС скорее всего именно с вас взыщут недоимку. Поэтому я настоятельно рекомендую как можно скорее переходить к заполнению транспортных накладных так, как того требует закон.
Тамара
Тамара
Добрый день, Антон и спасибо огромное за статью и ответы на мои вопросы!
По п 1 никак не «складывается пазл» - при каких условиях экспедитор должен выписывать ТН. Я правильно понимаю, что всегда, когда экспедитор не будет являться непосредственным исполнителем перевозки? И в таком случае мы, как фактический владелец груза, должны получить от экспедитора экспедиторские расписки?
Например мы заказали перевозку у экспедитора ООО «Ромашка», который в свою очередь привлёк ООО «Василёк». Фактический грузоотправитель мы, почему в п 1 нельзя указать себя, а в п 10 ООО «Василёк»? По договорам с нашими экспедиторами оформление документов лежит на нас, как на грузоотправителе. И ведь платим мы за перевозку ООО «Ромашке», а не ООО «Василёк».
Может показаться, что у меня много вопросов, но на самом деле я хожу по кругу с заполнением п 1...
Сейчас в нашей компании принято такое решение. Мы заполняем ТН при отгрузке товара, указывая в п 1 экспедитора, в п 1а себя, в п 10 фактического перевозчика, п 16 оставляем пустым. В случае если экспедитор является непосредственно исполнителем заявки, то в п 1 и п 1а мы указываем себя, в п 10 фактического перевозчика. Но насколько это правильно, заполнять ТН за экспедитора? Учитывая, что экспедиторские расписки нам конечно же никто не выдаёт.
Очень жду ответ!
Надежда
Надежда
Антон, очень полная и полезная статья!
Но у меня также, как у Тамары, не складывается картинка по поводу заполнения пунктов 1 и 1а
Александра Дудорова
Александра Дудорова
Антон, подскажите пожалуйста, Вы пишите об уголовной ответственности за неправильное оформление транспортной накладной. В чем эта ответственность выражается?
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Александра. Речь идет об уголовной ответственности по ст. 199 Уголовного кодекса РФ при выявлении налоговым органом недоимки за 3 финансовых периода в размере более 15 миллионов рублей. Такое может случиться, например, если фискальный орган обнаружит неправомерное уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль на величину расходов по перевозке продукции.
Александра Дудорова
Александра Дудорова
Огромное спасибо, Андрей! Извините за грамматическую ошибку!)
Хорошего дня и всего самого доброго!
Ирина
Ирина
Добрый день!
а есть разъяснения по заполнению раздела 16 "Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы", кто должен указать стоимость за услуги перевозки: Экспедитор сумму уплаченную Перевозчику или Заказчик организации перевозки, сумму уплаченную Экспедитору
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Ирина. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки, следовательно, в 16-ой графе должна быть указана стоимость услуг перевозчика (не экспедитора). Но в этой же графе указано, что ее заполнение производится при наличии необходимости. Сложно сказать, что может стать такой необходимостью, так как размер провозной платы чаще всего согласовывается экспедитором и перевозчиком в заявке, а даже если размер провозной платы не согласован, всегда есть возможность применить ч. 3 ст. 424 ГК РФ.
Ирина
Ирина
Антон, большое спасибо за ответы!
Юлия
Юлия
Спасибо за полезную статью!
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Всегда пожалуйста :-)