Минимальная осмотрительность при выборе контрагента

До заключения заявки на перевозку груза следует задать себе два простых вопроса:

  • Что будет, если мне не оплатят перевозку?
  • Смогу ли я получить деньги за перевозку принудительно?

Эти вопросы являются ключевыми при оценке рисков неоплаты за перевозку. Для оценки платежеспособности контрагента обычно применяется словосочетание “должная осмотрительность”, но сложившаяся в грузоперевозках ситуация не позволяет применять его в том смысле, который вкладывается в это понятие. Если строго подходить к оценке рисков, то подавляющее большинство заказчиков-экспедиторов не сможет пройти по показателям благонадежности ввиду отсутствия у них ликвидных активов, за исключением долговых обязательств их клиентов (причем, эти активы не всегда “хорошие” — часто они являются сомнительными ко взысканию) и вам попросту не с кем будет работать.


Одной из причин большого количества неоплаченных перевозок является крайне низкий порог вхождения в бизнес для экспедиторов — достаточно зарегистрировать ООО, иметь компьютер или смартфон, зарегистрироваться в АвтоТрансИнфо. Этим пользуются как мошенники, так и условно добросовестные компании, у которых возникли финансовые проблемы.


Статья посвящена минимальной осмотрительности при выборе заказчика (плательщика) перевозки. Эта проверка позволит своевременно отказаться от заключения сделки с очевидно неблагонадежными заказчиками, которые совершенно точно безнадежны в плане взыскания с них долга в судебном порядке.


Что лучше — сервис комплексной проверки контрагентов или сайты официальных источников информации?


На мой взгляд, лучше потратить некоторую сумму и приобрести лицензию платного сервиса, чем уповать на разрозненные официальные интернет-ресурсы. Причины этому следующие:

  • Наглядность. С помощью специализированного сервиса вы увидите аффилированные предприятия, получите сгруппированные данные по судам и исполнительным производствам.
  • Скорость. Процесс заключения договоров на перевозку грузов весьма динамичен — проверка по разрозненным ресурсам займет намного больше времени, чем в системе проверке контрагентов.
  • Доступ к более не актуальным сведениям. Например, в выписке из ЕГРЮЛ невозможно увидеть кто был прежним директором или участником юридического лица, так как в выписке отображаются только актуальные сведения.
  • Скорость обновления информации из баз данных. По сравнению с бесплатными сервисами проверки контрагентов, платные аналоги чаще получают сведения из официальных источников. По отношению к сведениям о банкротстве или судебным делам это зачастую имеет критическое значение при принятии решения о целесообразности заключения договора.
  • Лучшая работоспособность. Государственные общедоступные ресурсы чаще частных агрегаторов отказываются работать по техническим причинам. Частные сервисы проверки контрагентов используют собственные серверы для сохранения, накопления и упорядочения информации, которые отличаются лучшей работоспособностью (в защиту официальных источников следует сказать, что это связано в том числе и с разницей в нагрузке на серверы).

ФНС предприняло попытку создать качественный бесплатный сервис для проверки контрагентов “Прозрачный бизнес”, однако, доступные пользователю сведения далеко не в полной мере позволяют оценить надежность организации. Также отмечу, что на момент подготовки настоящей статьи, работает в тестовом режиме и нередко выдает сообщение об ошибке.



Минус у частных сервисов только один — платность. На российском рынке есть несколько систем проверок контрагентов на любой вкус и кошелек. Также есть возможность получать обобщенную информацию на бесплатных или условно-бесплатных ресурсах.


Совсем не лишним будет обратить внимание на репутацию контрагента в АТИ — проверить количество и сумму претензий и отзывов на форуме “Недобросовестные партнеры”, а также изучить историю претензий и упоминаний на форуме НП. К сожалению, в России слабо работает институт репутации юридического лица, что вкупе с низким порогом вхождения в бизнес позволяет регистрировать новые организации, а старые оставлять с долгами перевозчикам.


В конце статьи приведены ссылки на официальные государственные интернет-ресурсы, которые можно использовать для проверки контрагентов.


Цели и принципы проверки контрагента.


Игроки на рынке грузоперевозок и оказания экспедиционных услуг в основном имеют организационную-правовую форму общества с ограниченной ответственностью или индивидуального предпринимателя. Следует понимать, что и ИП, и ООО отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Другой вопрос в том какое это имущество и сколько его у каждого такого участника.


Для индивидуального предпринимателя имуществом, на которое можно обратить взыскание, является все имущество гражданина (с некоторыми оговорками, например, нельзя забирать единственное жилье) плюс совместно нажитое с законным супругом имущество (ст. 45 Семейного кодекса РФ, ст. 69 Закона об исполнительном производстве). Общество с ограниченной ответственностью отвечает только принадлежащим ему имуществом, которое, в подавляющем большинстве случаев, отсутствует; таким образом, ООО ответственно перед своими кредиторами лишь размером обязательств своих клиентов.


Из этого можно сделать вывод, что заключение договора с индивидуальным предпринимателем перспективнее и менее рискованно в контексте потенциальной необходимости принудительного взыскания задолженности.


Существование обязанности проверить репутацию, платежеспособность и оценить риски неисполнения обязательств потенциального контрагента подчеркивалось в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 года № 15658/09.



В то же время необходимо отчетливо понимать, что невозможно полностью исключить риск неоплаты перевозки. Задача проверки — исключить неблагонадежных заказчиков, взыскание задолженности с которых будет абсолютно бесперспективным. Ситуацию с предоплатой я не рассматриваю — понятно, что при оплате услуг авансом вы практически полностью устраняете финансовый риск.


Проверка контрагента до заключения договора должна быть:

  • обязательной;
  • формализованной;
  • быстрой;
  • основанной на достоверных фактах.

Принимая решение о заключении договора с тем или иным заказчиком следует сразу для себя определить основные средства воздействия на случай, если контрагент не станет исполнять свои обязательства по оплате перевозки. Такими средствами могут быть:

  • обращение в суд и дальнейшее принудительное взыскание;
  • распространение информации о неблагонадежности;
  • удержание груза;
  • инициирование процесса банкротства и привлечение руководителей юридического лица к субсидиарной ответственности.

Очевидно противозаконные методы взыскания долгов (шантаж, угрозы физической расправы, угрозы родным и близким лица, принимающего решение об оплате и т.п.) по понятным причинам не рассматриваю. Во-первых, это чревато серьезными проблемами с правоохранительными органами, во-вторых, я считаю, что человек эволюционировал десятки тысяч лет не для того, чтобы решать вопросы первобытными методами. И, наконец, на каждую силу всегда найдется еще большая сила, которая может ударить в ответ.


Вообще, принимая решение о работе с тем или иным контрагентом, лучше оказаться параноиком с деньгами, чем довериться судьбе и случаю, остаться без денег за перевозку и развивать писательский талант на форумах АвтоТрансИнфо.


Почему проверять контрагентов обязательно.


В любой сфере деятельности существует и успешно кормится большое количество мошенников всех мастей и фасонов. Мошенники в сфере грузоперевозок часто воруют грузы, присваивают себе причитающиеся перевозчикам денежные средства, требуют оплату фиктивных (бумажных) перевозок и так далее. Подробнее о видах мошенничества можете почитать в соответствующей статье.


Являясь перевозчиком или экспедитором, вы начали и ведете этот бизнес с целью извлечения прибыли. Любая неоплата является прямым убытком: если вы перевозчик, то затрачивали деньги на топливо, оплату Платона, зарплату водителя, амортизацию автомобиля, если экспедитор — будете должны заплатить перевозчику. Именно поэтому крайне важно выработать в своем предприятии политику обязательной проверки контрагента до заключения с ним договора. Не менее важно регулярно проверять своего контрагента в процессе работы — финансовая стабильность даже у крупных предприятий в России довольно эфемерная и зыбкая, а уж говорить о субъектах малого бизнеса в этом контексте в приличном обществе считается моветоном.


В качестве примера, подтверждающего необходимость периодической проверки постоянных партнеров, можно привести компанию Крафтер, к которой в 2020 году АО КБ “РосЭнергоБанк” было предъявлено требование о взыскании более 1 миллиарда рублей (дело № А40-14413/2020). Разумеется, не факт, что иск будет удовлетворен полностью либо частично, но такая вероятность существует и таком случае перевозчики, перевозившие грузы по заявкам Крафтера, с большой вероятностью останутся без оплаты либо получат ее с большой просрочкой.


На что обращать внимание при проверке:


АвтоТрансИнфо.


При проверке в АТИ, как было указано выше, обращайте внимание на текущее количество и сумму претензий и упоминаний на форуме “Недобросовестные партнеры”, а также на историю этих показателей. Отсутствие актуальных финансовых притязаний и небольшое количество упоминаний в прошлом свидетельствует, во-первых, о стремлении организации своевременно исполнять свои обязательства, во-вторых, о том, что деятельность действительно ведется, заключаются заявки и договоры. Это является подтверждением того, что предприятию не безразлична репутация на крупнейшем интернет-ресурсе по грузоперевозкам России и СНГ.


Кроме того, следует обращать внимание на график активности организации, недавнюю смену контактов, удаление аккаунта и его последующее восстановление.


Специальные реестры Федеральной налоговой службы.


Проверяя организацию по официальным источникам информации следует сразу обращать внимание на присутствие юридического лица, его учредителей или директора в спецреестрах Федеральной налоговой службы:

  • массовый учредитель — повышенные надзорные риски ввиду повышенного внимания со стороны фискальных органов;
  • недостоверность указанного в ЕГРЮЛ адреса — высокий риск прекращения деятельности предприятия налоговой инспекцией;
  • массовый адрес регистрации — часто по таким адресам регистрируются фирмы-однодневки;
  • дисквалифицированные учредители либо директор — повышенные риски, как минимум, серьезной просрочки оплаты;
  • имеющиеся решения о приостановлении операций по счетам — предприятие не может распоряжаться средствами. При этом следует учитывать, что предприятие может присутствовать в этом реестре и после снятия ограничений, так как исключение из этого реестра производится на основании запроса после устранения причин приостановления.

Все вышеуказанные спецреестры, за исключением последнего, объединены в сервисе “Прозрачный бизнес” ФНС РФ.


Сведения в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.


В скучной выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП можно увидеть много интересных сведений, которые позволят принять решение о целесообразности работы с организацией. На что следует обратить внимание:

  • дата регистрации — работать с организациями, существующими менее 4 лет, при полном отсутствии ликвидных активов, очень рискованно;
  • сведения о прошлых или актуальной дисквалификации руководителя либо учредителей;
  • сведения о возбужденном деле о банкротстве — с 2020 года эти сведения автоматически вносятся в ЕГРЮЛ из Единого федерального реестра сведений о банкротстве;
  • соответствие виду деятельности кодов ОКВЭД;
  • внесение в ЕГРЮЛ свежих изменений, таких как смена руководителя, учредителей, кодов ОКВЭД, адреса регистрации — указывает на возможную покупку юридического лица с целью совершения неправомерных действий в отношении перевозчиков или экспедиторов.

Также можно обратить внимание на адрес регистрации юридического лица. ФНС активно борется с организациями, зарегистрированными не по адресу реального места ведения деятельности, поэтому довольно часто учредитель регистрирует предприятие по месту своего жительства, что в определенной степени дисциплинирует. Указание в качестве места нахождения адреса массовой регистрации является сигналом о том, что от работы с этим контрагентом лучше воздержаться, так как по массовым адресам обычно регистрируют фирмы для дальнейшей продажи, которые покупают не всегда самые честные люди.


Судебные дела и исполнительные производства.


Судебные дела необходимо проверять как в Картотеке арбитражных дел, так и в ГАС “Правосудие” (иски в судах общей юрисдикции). Это связано с тем, что договором цессии юридическое лицо по той или иной причине может передать право взыскания долга, ущерба либо иного требования физическому лицу. Такой иск рассматривается в суде общей юрисдикции.


При проверке в Картотеке арбитражных дел следует обращать внимание на все дела с участием потенциального контрагента, независимо от того, в каком процессуальном качестве он выступает (истец, ответчик, третье лицо, кредитор, должник).


Если к контрагенту предъявлено много исков о взыскании задолженности по перевозкам, это свидетельствует о том, что, скорее всего, платежеспособность юридического лица уже не восстановится. Дело в том, что обращение в суд с иском о взыскании задолженности за выполненную перевозку — крайняя форма защиты своих прав у участников отрасли грузовых автоперевозок в России.


Наличие большого количества дел в которых потенциальный контрагент выступает в роли истца, также является негативным сигналом — организация не слишком разборчива в выборе партнеров-заказчиков, что привело к возникновению большой кредиторской задолженности. Так как иных источников получения денег у компании-посредника нет, оплаты перевозчикам тоже будут, в лучшем случае, производиться с задержкой.


Судебные дела о взыскании стоимости утраченного груза (разумеется, при значительной цене иска), в котором ваш потенциальный контрагент выступает в роли истца или ответчика, свидетельствуют о потенциальной возможности столкнуться с неоплатами. Даже если ваш потенциальный партнер является истцом в деле об утрате груза, это чаще всего означает, что его клиент уже удержал стоимость утраченного груза из задолженности за ранее выполненные перевозки. То, что эти деньги предназначались для перевозчиков, добросовестно исполнивших свои обязательства, никого не волнует. Экспедитор фактически расплачивается с клиентом деньгами своих перевозчиков.


При изучении Банка данных исполнительных производств следует, во-первых, оценить количество возбужденных и оконченных производств, а во-вторых, уточнить причину прекращения производств. Если вы видите в соответствующем столбце реестра производств упоминание статьи 46 ФЗ “Об исполнительном производстве” можете сразу отказываться от сотрудничества — это означает, что у должника отсутствует имущество для удовлетворения требований взыскателя, либо местонахождение должника и (или) его имущества невозможно установить.


Бухгалтерская отчетность.


Федеральная служба государственной статистики дает возможность ознакомиться с данными бухгалтерской отчетности юридических лиц (не индивидуальных предпринимателей — это важно) за предыдущие налоговые периоды. Публикация сведений за прошлый отчетный период происходит примерно в сентябре-октябре текущего года.


При изучении бухгалтерской отчетности следует обратить внимание на:

  • наличие основных средств;
  • превышение доходов над расходами (наличие у предприятия прибыли);
  • полученные организацией кредиты.

Объем выручки и чистой прибыли предприятия обязательно следует соотнести с суммой требований по исковым производствам, чтобы определить степень зависимости и финансовой устойчивости организации от имеющихся судебных решений.


Решение о заключении договора.


Для формализации процесса принятия решения о заключении договора или инициирования процесса судебного взыскания долга рекомендуется использовать шкалу потенциального риска работы с контрагентом. Я рекомендую использовать привычную светофорную цветовую схему.


Красный — работать нельзя ни при каких обстоятельствах:

  • организация находится в процессе банкротства, ликвидации или в предбанкротном состоянии (имеется опубликованная запись в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • недавняя смена директора или участников организации;
  • отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) соответствующих видов деятельности (коды ОКВЭД 49.4, 52.2);
  • имеется большое количество исков о взыскании задолженности по оказанным услугам по перевозке грузов, открытых или прекращенных в связи с невозможностью исполнения производств в банке данных судебных приставов;
  • аффилированные фирмы брошены с долгами, ликвидированы или обанкрочены;
  • большое количество опубликованных претензий о неоплате перевозок в АТИ, недавнее восстановление аккаунта.

Желтый — следует относиться к потенциальному партнеру с большой осторожностью, ограничивать сумму задолженности:

  • недавно появившиеся в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) соответствующие виды деятельности;
  • недавняя смена контактов в учетной записи АТИ;
  • “провалы” на графике активности в АТИ;
  • срок регистрации организации менее 4 лет;
  • любое количество отметок на форуме “Недобросовестные партнеры”;
  • наличие свежезарегистрированных аффилированных организаций.

Зеленый — можно работать, периодически проверяя благонадежность и платежеспособность организации:

  • срок существования организации — более 4 лет;
  • отсутствие или минимальное количество претензий и упоминаний на форуме “Недобросовестные партнеры” в истории организации;
  • несменяемость руководителя и участников организации за последние 3 года;
  • отсутствие или минимальное количество (до трех) аффилированных юридических лиц;
  • судебные дела отсутствуют или их минимальное количество с небольшой ценой исков.


Ссылки на государственные интернет-ресурсы для проверки контрагентов.

  • Получение выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП ФНС РФ: https://egrul.nalog.ru/
  • Картотека арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru/
  • ГАС “Правосудие”: https://sudrf.ru/
  • Банк данных исполнительных производств ФССП РФ: http://fssprus.ru/iss/ip
  • Сервис “Прозрачный бизнес” ФНС РФ: https://pb.nalog.ru/search.html
  • Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс): https://fedresurs.ru/
  • Получение сведений о бухгалтерской отчетности Госкомстата РФ: https://www.gks.ru/accounting_report
  • Проверка действующих решений о приостановлении действий с расчетным счетом ФНС РФ: https://service.nalog.ru/bi.do
Взыскание долгов за перевозку груза

Вы выполнили перевозку, но не получили оплату? Это повод, чтобы предпринять шаги для защиты своих интересов, причем, чем раньше вы начнете действовать, тем больше шансов на получение своих денег. Каждый кредитор, обращающийся в суд к вашему должнику, уменьшает шансы на успешное взыскание, помните об этом.