Доверенности в грузоперевозках

Доверенность на получение грузаПолучение груза по доверенности — частое явление в грузовых автомобильных перевозках. Хотелось бы отметить тот факт, что доверенность является весьма “мощным” документом, который легко может превратить перевозчика в “исполнителя” или “третье лицо”, а диспетчера в “перевозчика”. Пикантность ситуации придаёт то, что водитель, принимая груз по доверенности от получателя или посредника, может об этом не узнать, так как ему не всегда дают расписаться в графе “Подпись лица, получившего доверенность, удостоверяем”, а отметку в товарной накладной о приёмке ТМЦ по доверенности обычно никто не читает (впрочем, сама по себе необходимость водителя подписывать товарную накладную уже означает, что заключён не договор перевозки или фрахтования).


Доверенность от грузополучателя.


Грузополучатель, выдавая доверенность на имя водителя, признаёт 2 обстоятельства:


  1. Водитель является его полномочным представителем, имеющий право получить товарно-материальные ценности от имени покупателя.

  2. Момент перехода товара от продавца к покупателю происходит в момент подписи водителем товарной накладной.


Что это означает?


Во-первых, покупатель, в соответствии с положениями ст. 459 ГК РФ, принимает на себя риск случайной гибели товара. Во-вторых, при небрежном составлении договора с перевозчиком и при отсутствии подписи водителя в транспортной или товарно-транспортной накладной, есть шанс лишиться всего купленного товара, за который деньги либо уже оплачены, либо обязательство по оплате возникнет позже. В-третьих, покупатель, удостоверяя подпись водителя в качестве своего представителя, соглашается с тем, что весь поставленный товар принят им по количеству и качеству и претензий к товару покупатель не имеет.


На последнем есть смысл остановиться особо. Сложившаяся в России практика грузовладельцев заключать договоры не с перевозчиками, а с диспетчерами, приводит к тому, что эти договоры фактически не исполняются должным образом, по крайней мере в части того, что представитель перевозчика (водитель) обязан принимать груз по количеству, ассортименту и качеству. Разумеется, на погрузке водитель предпочитает сидеть в кабине и смотреть телевизор, в крайнем случае — стоять у ворот кузова и смотреть как погрузчик подаёт загружает груз на паллетах. Проверить ассортимент, количество и качество запаллеченного товара невозможно, а случись водителю потребовать распаллетить груз, чтобы исполнить условия договора с диспетчером, ему мягко, но настойчиво предложат отдохнуть в кабине до окончания погрузки.


Абсурдность ситуации заключается в том, что все — грузовладельцы, посредники, перевозчики — знают о том, что обязательства по проверке ассортимента, количества и качества принимаемого груза не исполняются, но, тем не менее, эти условия с завидной настойчивостью вставляются в договоры, которые не глядя подписываются. Цель одна — иметь договор, который можно предъявить в суде для доказательства вины перевозчика. Что характерно, такой подход срабатывает и суд обязывает перевозчика, не озаботившегося заключением договора на юридическое сопровождение, оплачивать убытки, которые он не только не причинял, но и не имел возможности предотвратить.


Доверенность от диспетчера.


Грузовладельцы, которые придумали просить у диспетчеров доверенности на водителей (особенно заставляющие посредников выдавать им пачку доверенностей с подписями директора, скреплённые печатью) поступают мудро. Диспетчеру не получится доказать, что данные, присылаемые своему заказчику, были отправлены не ним, а третьим лицом. Конечно, это создаёт некоторые предпосылки для злоупотреблений сотрудниками грузоотправителя, но, по понятным причинам, не создаёт лишних трудностей для него.


С другой стороны, если рассматривать ситуацию в разрезе “подстраховки”, наличие доверенности не играет особой роли в случае, если она выдаётся грузовладельцу диспетчером. Выдача доверенности всего лишь дублирует информацию, уже переданную в заявке и не содержит новых сведений.


Совсем иначе дело обстоит с перевозчиком. Подписывая на погрузке доверенность, а то и просто расписываясь в ТТН, транспортной накладной или товарной накладной, представитель перевозчика (водитель) соглашается, что он не перевозчик, а третье лицо, привлечённое диспетчером для исполнения своих обязанностей по договору перевозки или транспортной экспедиции. Это автоматически делает абсолютно легитимным указание в 10-ой графе транспортной накладной посредника в качестве перевозчика (впрочем, при грамотно составленном договоре наличие доверенности не сильно меняет ситуацию и перевозчик в любом случае является таким третьим лицом в соответствии со ст. 313 ГК РФ) и заключённый смешанный договор между диспетчером и перевозчиком дополняется элементами договора представительства (гл. 10 Гражданского кодекса РФ).


Перевозчикам следует помнить, что для получения груза доверенность не нужна. В соответствии с п. 1 ст. 10 УАТиГНЭТ, для приёма груза к перевозке водителю надо предъявить документ, удостоверяющий личность и путевой лист, а заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (п. 7 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200).

Скачать доверенность на получение груза по форме М-2
Скачать доверенность на получение груза
Добавить комментарий
Андрей
Андрей
Подписание доверенности водителем или его роспись в ТТН никак не может сделать легитимным указание посредника (диспетчера-экспедитора) в 10 графе транспортной накладной в качестве Перевозчика. Надо понимать как стыкуются документы перевозчика, экспедитора и грузовладельца.
Комментировать
Алексей
Алексей
По тексту статьи:
Грузовладельцы, которые придумали просить у диспетчеров доверенности на водителей (особенно заставляющие посредников выдавать им пачку доверенностей с подписями директора, скреплённые печатью) поступают мудро.
Уважаемый ГрузКонсталт - прощу прощения, но Вы заблуждаетесь. Доверенность, про которую Вы написали статью не имеет никакого отношения к перевозкам груза. Подчеркиваю - никакого!
ГО требуя данный документ от стороны, не являющейся стороной по договору купли-продажи делает это из за своей некомпетентности и не более того. Данный документ это иллюзия защиты имущественных интересов и подмена понятий в транспортной отрасли.
Законодательство, императивно установив круг этих сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки формы таких документов обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон, документальное подтверждение оказания услуги в соответствии с законодательством РФ.
Комментировать
Анна
Анна
Добрый день! С другой стороны)), по мнению отдела выездных налоговых проверок нашей ИФНС, неважно, какая организация указана в п. 10 Транспортной накладной, доверенностях и в Транспортном разделе ТТН. Фактическим Перевозчиком считается та организация (ИП), чья машина и водитель указаны в соответствующих разделах. Если при этом у Перевозчика имеется полностью заполненный путевой лист, и копии этих самых ТрН, ТН и ТТН, то для налоговой фактический перевозчик определён. Это для тех перевозчиков, которые не считают нужным требовать с Диспетчера акт приемки оказанных услуг или хоть что-то себе оставлять по выполненной перевозке, кроме заявки. И оплата на карту - здесь вовсе не исключение.
Комментировать