Утрата груза перевозчиком часто компенсируется за счёт накопившейся дебиторской задолженности. Если же задолженности перед грузовладельцем или экспедитором нет или она существенно меньше стоимости утраченного груза, компенсировать утрату может быть сложно, а в некоторых случаях — абсолютно невозможно.
Первое, что должен сделать грузополучатель — составить в присутствии водителя акт об обнаруженном расхождении количества прибывшего груза грузосопроводительным документам. Требования к актам и порядок их составления устанавливается разделом VII Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200. В акте обязательно следует указать состояние грузового отсека транспортного средства (с повреждениями, без повреждений), наличие или отсутствие пломбы, соответствие номера пломбы на прибывшем транспортном средстве с номером пломбы, указанным в 6-ой графе транспортной накладной. Акт об утрате груза составляется в таком количестве экземпляров, сколько лиц принимало участие в его составлении. Если водитель отказывается принимать участие в составлении акта или отказывается его подписать, об этом делается соответствующая отметка с указанием причины отказа.
Особенности оформления порчи или утраты груза вследствие нарушения температурного режима перевозки.
После того, как факт недостачи груза зафиксирован в акте, следует либо направить перевозчику претензию с требованием возместить стоимость утраченного при перевозке груза, либо, если в договоре не предусмотрено соответствующего запрета, направить уведомление о зачёте однородных требований (ст. 410 Гражданского кодекса РФ).
Если же дебиторская задолженность грузовладельца или экспедитора перед перевозчиком превышает стоимость утраченного при перевозке груза, обязательство перевозчика возместить стоимость груза может быть частично исполнено зачётом, а частично в претензионном или судебном порядке.
Исковое заявление об утере груза перевозчиком может быть подано только после соблюдения претензионного порядка разрешения спора, об этом гласит пункт 1 статьи 797 Гражданского кодекса РФ. Из содержания статьи 41 УАТиГНЭТ вытекает, что право подачи иска к перевозчику или фрахтовщику при утере груза возникает при полном или частичном отказе перевозчика возместить стоимость утраченного при перевозке груза, а также при отсутствии ответа на претензию в течение 30 дней с момента её получения.
Аналогичные сроки и условия применяются при утрате груза экспедитором.
Ответственность перевозчика за утерю не ограничивается одной лишь стоимостью утраченного груза, а дополняется его обязанностью возвратить провозную плату, взысканную за перевозку утраченного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (пункт 3 статьи 796 Гражданского кодекса РФ).
Следует отметить, что для экспедитора предусмотрена большая ответственность за утрату груза, которая предусматривает не только возмещение реального ущерба, но и возмещение упущенной выгоды, связанной с утратой груза (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Помимо того, договором транспортной экспедиции может быть установлена обязанность экспедитора вернуть ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного или недостающего груза (пункт 3 статьи 7 того же Федерального закона).
Ответственность водителя за недостачу груза.
Часто грузополучатель пытается получить стоимость недостающего груза прямо на выгрузке непосредственно с водителя. Это грубейшая ошибка, причем, как для получателя, так и для перевозчика (разумеется, исключая случай, когда водитель является индивидуальным предпринимателем, который заключил договор перевозки и фигурирует в 10-ой графе транспортной накладной).
Дело в том, что ответственность за недостачу груза, в соответствии со ст. 796 Гражданского кодекса, несет перевозчик. Статья 2 УАТиГНЭТ дает определение понятия “перевозчик” — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Водитель в подавляющем большинстве случаев не является перевозчиком. Правилами дорожного движения РФ определено, что водитель это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Пытаясь получить возмещение стоимости недостающего груза с водителя, сотрудник грузополучателя, перестаравшись, может быть привлечен к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ). С другой стороны, если сумма недостающего груза невелика и водитель рассчитается за него на месте, это не означает, что к перевозчику не может быть предъявлено претензий за недостачу груза — редко кто утруждается надлежащим оформлением факта возмещения утраченного груза.
При отсутствии непосредственной вины, ответственность водителя перед работодателем ограничивается средним месячным заработком (ст. 241 Трудового кодекса РФ). Однако, если недостача груза возникла непосредственно по вине водителя (говоря проще, если водитель его украл), то он обязан возместить работодателю полную стоимость украденного имущества (ст. 238 ТК РФ). Право на предъявление требований о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, может быть предъявлено в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм (ст. 392 ТК РФ).
Объявленная ценность груза.
Законодательством предусмотрена возможность объявить ценность груза (ч. 6 ст. 10 Устава автомобильного транспорта). При этом объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза (п. 14 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом). Нельзя устанавливать объявленную ценность насыпных, наливных, опасных, скоропортящихся, опломбированных грузоотправителем, делимых грузов (п. 78 Правил перевозки грузов). Указать объявленную ценность груза можно в графе 5 транспортной накладной.
Закон защитил права перевозчиков, к которым могли быть предъявлены требования о возмещении ущерба за утрату и повреждение груза в большем размере, нежели его действительная стоимость. При этом законодательство не защищает грузовладельцев, которые различным причинам (техническая ошибка, опечатка, человеческий фактор) могут допустить указание в транспортной накладной неверной, заниженной объявленной ценности груза.
Восполнять законодательный пробел приходится юристам. Единообразный подход по этому вопросу судами не выработан, поэтому доказывание несоответствия действительной стоимости груза и указанной в накладной объявленной ценности становится творческим процессом. Успех доказывания во многом зависит от квалификации юриста и наличия у него познаний в специфической области права.
Мнимая недостача груза.
Вопросы из серии "на выгрузке обнаружили недостачу при целой пломбе и теперь мне не оплачивают перевозку" с завидной регулярностью появляются на тематических форумах. Да, мир не идеален. Грузополучатель и грузоотправитель предпочитают не разбираться в причинах недостачи груза, а просто "повесить" мнимую недостачу на перевозчика, ведь часто перевозчик не отстаивает свои права, а молча соглашается с тем, что недостача груза произошла по его вине, и не важно, что кузов транспортного средства был опломбирован, а недостача груза обнаружилась при вскрытии запечатанной коробки, находящейся на обмотанном целлофаном паллете.
Одна из причин такого поведения перевозчика — относительно малые суммы, которые ему предъявляют к оплате, вернее, просто вычитают из ставки за перевозку. На это же делают ставку посредники, которые уверены в том, что перевозчик не будет отстаивать свои права.
Как показывает практика, случаи воровства водителем груза из кузова автомобиля скорее относятся к исключениям, нежели к обычному положению дел. Внутритарная недостача груза никак не может быть вменена в вину перевозчику и, соответственно, не может быть компенсирована за счёт перевозчика.
Часто перевозчику отказываются оплачивать перевозку даже за вычетом спорной суммы недовезённого груза, объясняя это тем, что грузовладелец "разбирается". Как нетрудно догадаться, "разбор" может длиться сколь угодно долго и выгоден он кому угодно, но только не перевозчику.
Обращаясь за юридической помощью, перевозчик не только отстаивает свои права и имущественные интересы, он также способствует оздоровлению всей отрасли в целом. Я предлагаю перевозчикам отстаивать свои законные интересы и не дарить диспетчерам и грузовладельцам деньги, по праву принадлежащие перевозчику. Защита прав перевозчиков осуществляется всеми доступными способами, включая претензионную работу, телефонные переговоры, личные встречи с неплательщиком; при необходимости отстаивание интересов перевозчика осуществляется в суде.