Сложившиеся на рынке грузовых автоперевозок договорные отношения в большинстве случаев предусматривают оплату выполненной перевозки после получения диспетчером или грузовладельцем оригиналов ТрН (ТТН), товарной накладной, счёта, акта оказанных услуг и прочих, определённых договором, документов. Как ни странно, но такое, на первый взгляд простое действие, как передача оригиналов документов для оплаты, нередко выполняется с нарушениями, которые в последствии трактуются судом не в пользу перевозчика. В статье, оформленной в виде “вопрос - ответ”, даны разъяснения некоторым моментам, касающихся отправки оригиналов документов для оплаты перевозки.
Надо ли отправлять все указанные документы или достаточно отправить транспортную накладную?
Главное правило, которым следует руководствоваться перевозчику при осуществлении своей профессиональной деятельности — неукоснительное соблюдение всех условий заключённого договора. Если в договоре и (или) заявке указано, что условием получения оплаты за перевозку является предоставление диспетчеру или грузовладельцу оригиналов транспортной накладной, товарной накладной, спецификации, экспедиторской расписки и доверенности лица, принимающего груз — значит, все эти документы должны быть предоставлены.
Существуют нюансы, при которых перевозчик вправе потребовать оплатить ему услугу по перевозке груза за вычетом услуги по предоставлению документов, но такие случаи рассматриваются отдельно, вне общих правил и норм.
На погрузке не дали один или несколько документов из перечня документов, необходимых для оплаты. Является ли это обстоятельством, освобождающим перевозчика от необходимости предоставлять его?
В большинстве случаев не является. Перевозчик, подписывая договор, принимает его полностью и без всяких оговорок, как того требует статья 438 Гражданского кодекса РФ. Если на погрузке водителю не выдают один или несколько документов из перечня, перевозчик вправе потребовать изменить договор в части условий получения оплаты. Приступив к выполнению перевозки с неполным комплектом документов, перевозчик действует на свой риск. В этом случае заказчик перевозки (экспедитор, диспетчер, грузовладелец) вправе не производить оплату полностью либо частично до устранения перевозчиком недостатков по сданным документам.
Как отправлять документы?
Лучше всего — Почтой России ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Отправлять документы курьерской службой можно лишь при условии, что такая возможность предусмотрена договором. Суды в ряде случаев не признавали факт выполнения перевозчиком своих обязательств по передаче оригиналов документов, если они были отправлены не Почтой России, а курьерской службой.
Опись вложений необходима для того, чтобы иметь доказательство того, что вы отправили в письме именно те документы, которые требуются по условиям договора, а не чистые листы. Опись составляется в двух экземплярах, один остаётся у отправителя, второй вкладывается в конверт. Также на конверт сотрудником почтового отделения проставляется штамп “Опись”.
Можно ли вручать документы лично в руки?
Можно, но желательно предусмотреть возможность сдачи документов в офисе диспетчера или грузовладельца в договоре. К каждой партии сдаваемых документов необходимо прикладывать реестр в двух экземплярах, в которых уполномоченное лицо принимающей стороны должно расписаться в получении пакета документов, указать свои полные фамилию, имя, отчество и должность.
Куда отправлять документы?
Если в договоре указан почтовый адрес для отправки документов — отправлять документы следует туда, в противном случае отправляйте документы по адресу регистрации организации (юридическому адресу).
Когда начинать считать дни отсрочки — с момента получения или с момента прибытия документов в почтовое отделение получателя?
С момента получения почтового сообщения, если иного не предусмотрено в договоре. Если договором (заявкой) предусмотрена отсрочка платежа после получения оригиналов документов, она, в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса РФ, начинает исчисляться на следующий день после вручения почтового отправления заказчику.