Перевозки овощей и фруктов

В летний период традиционно увеличивается грузооборот из южных регионов России за счёт вывоза урожая овощей, фруктов и бахчевых культур. Основным пунктом назначения этих сельскохозяйственных грузов является столица России — город Москва. Несмотря на непрерывно возрастающую роль в реализации свежей продукции крупных сетевых ретейлеров, большое количество овощей и фруктов продаются на рынках. Есть целая когорта перевозчиков, которые целенаправленно ездят на рынки. Они хорошо знают особенности таких перевозок и понимают, что простой на рынке неминуем, причём, длительность простоя в ожидании выгрузки равна сроку, в течение которого привезённая продукция будет реализована продавцом. Собственно, о доставке овощей, фруктов и бахчевых на рынки и пойдёт речь.


Однако, большинство перевозчиков избегают перевозки сельхозгрузов на рынки во избежание неоплачиваемых длительных простоев на рынках. Посредники это прекрасно понимают и идут на всё, чтобы загрузить машины овощами и фруктами, так как считают, что дальше перевозчик никуда не денется и повезёт груз куда ему скажут.


Избежать обмана очень просто, для этого надо следовать трём простым правилам.


  1. Требовать у диспетчера точно указать адрес выгрузки в заявке (договоре). Проверить что располагается по указанному адресу можно с помощью сервисов Яндекс Карты, Карты Google, 2ГИС (для крупных городов) и подобных. Любой отказ следует расценивать как попытку отправить груз на рынок. Не верьте словам “продавец ещё не определился кому отправлять товар” — это полнейшая чушь. Адрес в заявке обязательно должен совпадать с адресом выгрузки в ТТН (ТрН). Не выполнять переадресовку по телефонному звонку водителю от неизвестных лиц.
  2. Потребовать указать в договоре (заявке) точный срок, по истечении которого транспортное средство будет полностью выгружено и свободно.
  3. Предусмотреть в заявке (договоре) штраф за простой транспортного средства на выгрузке в размере равном среднесуточной прибыли 1 транспортного средства плюс понесённые расходы (зарплата водителя, амортизация, кредитные или лизинговые платежи и т.п.).


Конечно, большинство диспетчеров будут отказываться заключать договоры на таких условиях, это в целом понятно и логично. Однако подумайте — а стоит ли рисковать и отправлять машину с водителем неизвестно куда с неясными сроками выгрузки?


Если всё-таки ваша машина попала на рынок и водителю объявили, что стоять ему ещё долго потому что продаж нет, вам следует сделать следующее:


  1. Письменно сообщите диспетчеру предельный срок после которого автомобиль покинет территорию рынка со всеми остатками груза в кузове.
  2. Попросите водителя узнать телефон продавца (грузополучателя), озвучьте ему предельный срок, после которого машина покинет территорию рынка независимо от того останется ли в кузове груз или нет.
  3. По истечению предельного срока давайте водителю указание покидать территорию рынка.
  4. Если выезд или проезд будет заблокирован автомобилями либо если торговцы попытаются удерживать водителя с применением силы, следует вызвать полицию или ГИБДД по телефону 112 или 020 (002 в зависимости от оператора мобильной связи).
  5. Не переживайте за судьбу груза — вам обязательно позвонят и начнут переговоры относительно возвращения машины с грузом на выгрузку. Важно взять инициативу в переговорах в свои руки и самому диктовать условия, на которых будет произведена подача транспорта на выгрузку. Необходимо согласовать:
  • оплату до подачи транспорта на выгрузку не на руки водителю (желательно на банковскую карту);
  • срок выгрузки машины с грузом.

Конечно, лучше не попадать в такую ситуацию и не заезжать на рынок, кроме как если вы сами того хотите. Именно поэтому важно инструктировать водителей на предмет недопустимости исполнения распоряжений неизвестных лиц.